Рабочая программа по предмету Окружающий мир, 3 класс по программе Школа 21 век


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7»
_____________ /Е.В. Назарова/
« 31 » августа 2016 г.
Рабочая программа,
составленная на основе авторской
на 2016 – 2017 учебный год
Мысова Марина Валериевна
Ф.И.О. преподавателя
Окружающий мир
Предмет
3 «Е» класс / 2 часа в неделю
Классы / количество часов в неделю
3 «Е» класс 68 часов в год
Классы / количество часов в год
Уровень базовый
Базовый учебник: Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, – М.: Вентана-Граф, 2013.

Подольск
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 3 КЛАСС»
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»)
Программа составлена на основе авторской:
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»
Структура документа
Рабочая программа включает:
краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета и место предмета в учебном плане «МОУ Гимназии № 7»;
основное содержание
планируемые результаты обучения
тематическое планирование с указанием часов по разделам
учебно-методическое обеспечение
календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности детей (УУД) по каждому разделу
Программа полностью сохраняет содержание авторской программы, требования к уровню подготовки по окружающему миру за курс 3 класса.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Окружающий мир. 3 класс» разработана:
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
на основе авторской программы Окружающий мир: программа: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013., соответствующая федеральному государственному образовательному стандарту (2009г.) начального общего образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века»;
в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» Городского округа Подольск, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Обоснование выбора программы
Программа «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой выбрана МОУ «Гимназия №7» как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Цели программы близки идеям развития гармоничной личности в гимназии, многообразие затрагиваемых тем программы стимулирует возникновение познавательного интереса у детей во многих областях науки. Данная программа вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире. Особенно это важно для наших гимназистов, которые сменили место жительство и для них очень важна социальная адаптация.
Общая характеристика
Цели обучения.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным
открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
преемственность и перспективностьвпредъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОУ «ГИМНАЗИЯ № 7»
В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение предмета окружающий мир в третьем классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Земля - наш общий дом (5 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия:
•ориентироваться в понятии «историческое время»;
-различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
•характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
•характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет;
•устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
•описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
•называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
•моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает землю (3ч)
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал землю. История возникновения карты. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
•анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
•различать географическую и историческую карты;
•анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
•ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
•объяснять назначение масштаба и условных обозначений;
•определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (26 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Как животные воспитывают своих детенышей. Цепи питания. Как человек одомашнил животных. Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые. Их общая характеристика. Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
•объяснять отличия грибов от растений;
•различать грибы съедобные от ядовитых.
•характеризовать значение растений для жизни;
•различать(классифицировать) растения разных видов, описывать их;
•объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
•проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
•характеризовать роль животных в природе;
•приводить примеры(классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
•характеризовать животное как организм;
•устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
•приводить примеры (конструировать) цепи питания;
•составлять описательный рассказ о животных разных классов;
•составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
•ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Наша Родина: от Руси до России( 8 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская империя, Советская Россия, СССР, Российская федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия:
•воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
узнавать символы царской власти;
•называть имя президента современной России;
•называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
•называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину ( 9 ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Крещение Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
•составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
•описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
•воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события;
•объединять(обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Россия. СССР», «Российская Федерация»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.Как трудились в старину ( 17ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремёсла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города ( Великий Новгород, Москва, Владимир). Торговля, возникновение денег. Развитие техники в России ( на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли. Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии:
•в природные сообщества (с учетом местных условий);
•на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения;
•в краеведческий (исторический), художественный музеи;
•на предприятие (сельскохозяйственное производство);
•в учреждение быта и культуры.
Опыты Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
•ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
•рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
•приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.
•Называть древние города, описывать их достопримечательности.
•Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по окружающему миру
в 3-ем классе
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся получат возможность научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роди человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально , но и образно.
В соответствии со стандартами второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.)
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пРазделы Количество часов
1 Земля - наш общий дом. 5
2 Как человек изучает Землю. 3
3 Царства природы. 26
4 Наша Родина: от Руси до России. 8
5 Как люди жили в старину. 9
6 Как трудились в старину. 17
Итого 68
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1-2. /Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Для учителя:
Окружающий мир: программа: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1-2. /Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие /Н.Ф.Виноградова. 3-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2013.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУРОКОВ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УУД
(программа Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»)
3 «Е» класс (2016-2017 уч. год) 68 часов

№№ урока Тема урока Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия) Дата
Примечание
по плану по факту Земля - наш общий дом (5 ч.)
11. ИТБ. Где и когда ты живёшь. Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха 05.09-09.09 22. Солнечная система. 05.09-09.09 33. Солнечная система.
12.09-16.09 44. Условия жизни на Земле.
12.09-16.09 55. Условия жизни на Земле.
Тест. 19.09-23.09 Как человек изучает Землю (3 ч.)
86 Человек познаёт мир.
Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом. 19.09-23.09 97. Человек познаёт мир.
26.09-30.09 18. Человек познаёт мир.
Практическая работа: «Условные обозначения на географической карте» 26.09-30.09 Царства природы (26 ч.)
19 Бактерии.
Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.
03.10-07.10 110. Грибы. 03.10-07.10 111 Растения. Если бы на Земле не было растений. 10.10-14.10 12. Растения. Разнообразие мира растений (флоры).
10.10-14.10 113. Растения. Растения – живые существа (организмы).
17.10-21.10 114. Растения. Растения – живые существа (организмы).
17.10-21.10 115. Растения. Растения – живые существа (организмы).Тест.
24.10-28.10 216. Растения. Растения – живые существа (организмы). Урок- путешествие.
24.10-28.10 217. Растения. Размножение растений.
Практическая работа:«Выращивание растения из листа.» 07.11-11.11 218 Растения. Растения дикорастущие и культурные. 07.11-11.11 219 Красная книга России. 14.11-18.11 220 Животные. Роль животных в природе. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» 14.11-18.11 221. Животные. Разнообразие мира животных (фауны). 21.11-25.11 222. Животные. Животные – живые существа (организмы). 21.11-25.11 223. Животные. Животные – живые существа (организмы). 28.11-02.12 224. Животные. Животные – живые существа (организмы). 28.11-02.12 225. Животные. Животные – живые существа (организмы).Тест. 05.12-09.12
326. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. 05.12-09.12 327. Беспозвоночные животные.
12.12-16.12 328 Позвоночные животные.
Проверочная работа по разделу: «Царства природы». 12.12-16.12 329. Позвоночные животные.
Воображаемая экскурсия в краеведческий музей. 19.12-23.12 330. Позвоночные животные. Урок- викторина. 19.12-23.12 331. Позвоночные животные.
10.01-13.01 332. Природные сообщества. 10.01-13.01 333. Почему люди приручали диких животных. 16.01-20.01 334 О заповедниках. Воображаемые экскурсии в Воронежский, Уссурийский, Приокско-террасный заповедники. 16.01-20.01 Наша Родина: от Руси до России ( 8ч.)
335 Древнерусское государство. Различение названий российского государства в разные исторические времена
23.01-27.01 36 Древнерусское государство. Первые русские князья. 23.01-27.01 37 Древнерусское государство. Первые русские князья. 30.01-03.02 38
Московская Русь. Практическая работа: «Работа с картой, определение городов, вошедших в состав Московского государства после 1462 г.» 30.01-03.02 39 Российская империя. Петр Великий. Воображаемая экскурсия по Санкт-Петербургу. 06.02-10.02 40 Российская империя. Екатерина II Великая. 06.02-10.02 41 Российская империя. Последний российский император Николай II. 13.02-17.02 42 Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Проверочная работа по разделу: «Наша Родина: от Руси до России». 13.02-17.02 Как люди жили в старину ( 9 ч.)
443. Из истории имён. Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) 20.02-24.02 444. Какими людьми были славяне. Как выглядели.
20.02-24.02 545. Какими людьми были славяне. 27.02-03.03 546. Какими людьми были славяне.
27.02-03.03 547. Какие предметы окружали людей в старину. 06.03-10.03 548. Какие предметы окружали людей в старину. 06.03-10.03 549. Русская трапеза.Проверочная работа по разделу: «Как люди жили в старину» 13.03-17.03 550. Верования языческой Руси. 13.03-17.03 551. Принятие христианства на Руси. 20.03-24.03 Как трудились в старину ( 17 ч.)
552. Что создавалось трудом крестьянина. Урок- игра. Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» 20.03-24.03 553. Что создавалось трудом крестьянина. 03.04-07.04 654. Что создавалось трудом крестьянина. 03.04-07.04 655. Что создавалось трудом ремесленника? 10.04-14.04 656. Что создавалось трудом ремесленника? 10.04-14.04 657. Что создавалось трудом ремесленника? 17.04-21.04 658. Что создавалось трудом ремесленника?О гончарном ремесле. 17.04-21.04 659. Что создавалось трудом ремесленника?О веретене, прялке и ткацком станке. 24.04-28.04 660. Что создавалось трудом ремесленника?Русские оружейники. Тест. 24.04-28.04 61 Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. 01.05-05.05 62 Что создавалось трудом рабочего? О первых железных дорогах.
Практическая работа: «Работа с картой, определение направления железных дорог России концаXIX - началаXX века» 01.05-05.05 63 Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. О пароходе.
Проверочная работа по разделу: «Как трудились в старину». 08.05-12.05 64 Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. Об автомобиле. 08.05-12.05 65 Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. О самолёте и аэростате. 15.05-19.05 66 Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. Время космических полётов. Урок – экскурсия. 15.05-19.05 667. Резерв 22.05-25.05 68 Резерв 22.05-25.05 Рассмотрено на заседании
кафедры начальных классов
протокол № 1
от « 30 » августа 2016 года
Руководитель кафедры
__________/М.А. Копылова/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/ О.М.Пискурева /
«30» августа 2016 года