Самоанализ корекционно-развивающего занятия «Наблюдательность. Родовые отношения между понятиями»


Самоанализ коррекционно-развивающего
занятия «Наблюдательность. Родовые отношения между понятиями»
педагога-психолога Носова А.В.
 
Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения такого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых психологом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.
         
Цель занятия: развитие познавательных процессов: формирование умения обобщать предметы и явления на основе существенных признаков.
Задачи занятия:
Обучающая: познакомить обучающегося с познавательными процессами и мыслительными операциями: наблюдательность, обобщение.
Развивающие:
- формировать у обучающегося ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;
- развивать у обучающегося познавательные способности;
3) Воспитательная: формировать у обучающегося умения, организовывать и контролировать свою деятельность.Направление занятия – развивающее;
Занятие проводилось с учащимся 2 класса;
Тема – Наблюдательность. Родовые отношения между понятиями.
Форма организации – индивидуальное занятие.
Тип занятия – комплексное.
Тип занятия по этапам формирования навыка: тренировочное занятие.
Время реализации – 30 минут.
Количество детей – 1.
Ресурсы:
Информационные (УМК)
Программа: Рабочая программа Носова А.В. «Развитие познавательных процессов для учащихся младших классов», занятие составлено на основе пособия «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» (автор: Тихомирова Л.Ф.)
Технические средства ТСО: планшетный компьютер (для работы с приложением Play Маркет «Поиск слов»).
Наглядность: карточки с заданиями
Технологические
Используются технологии: интеграция ИКТ с технологией развивающего обучения и элементами игровой и здоровьесберегающей технологий.
1) ИКТ-технологии:
- работа с планшетным компьютером (приложение Play Маркет «Поиск слов»).
2) технология развивающего обучения:
- развитие познавательной сферы обучающихся с вовлечением в различные виды деятельности.
Материалы и оборудование: набор карточек с изображениями, планшетный компьютер (приложение «Поиск слов»), стол и стул.
Данное развивающее занятие выстроено в соответствии со структурой:
№ Структурные элементы
1 Организационно-мотивационная часть:
- Приветствие, организационный момент
- Мотивирование обучаемых с помощью вопросов (введение в тему)
2 Основная часть:
- Упражнение «Колечко»
- Упражнение «Самый внимательный»
- Упражнение «Карточки с заданиями» (картинки)
- Физминутка (гимнастика для улучшения слуха)
- Работа с приложением Play Маркет «Поиск слов»
3 Заключительная часть.
- Подведение итогов
- Рефлексия деятельности на занятии
На занятии применялись различные методы и приемы:
словесные: объяснение, диалог;
практические: самостоятельная раскладка картинок и сравнение с ключом;
проблемно-поисковые: самостоятельное выполнение задания на планшетном компьютере;
поощрения: одобрение, позитивный настрой, создание ситуации успеха;
самоконтроля: самостоятельная работа, рефлексия собственной деятельности, самооценки.
Организационно-мотивационный этап занятия был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, планирование учебного сотрудничества, переключение внимания воспитанника к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней (учебно-познавательная мотивация).
Эта цель была достигнута демонстрацией карточек с заданиями, планшетного компьютера и ответов ребенка на мотивирующие вопросы.
Основной этап был подчинён главным задачам развивающей деятельности. В ходе игр и упражнений, реализованных мною в этой части занятия, были достигнуты все поставленные цели. Это умение удерживать, распределять и переключать внимание (упражнение «Колечко») и развитие внимания и зрительной памяти (Упражнение «Самый внимательный»)
Для снятия общего напряжения и активизации внутриушного кровообращения использовалась гимнастика для улучшения слуха (физминутка).
Развитие мыслительных операций (Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов) обеспечило упражнение «Карточки с заданиями» (картинки).
Развитие элементарных навыков самоконтроля (контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
Работа с приложением «Поиск слов» на планшетном компьютере (Положительная мотивация обучения, активизация познавательной деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, восприятия)
Заключительная часть осуществила рефлексию учебной деятельности на занятии, позволила закрепить полученное эмоционально-положительное отношение к занятию. Использование в конце заключительной части упражнения «Я на занятии» (аргументированное оценивание своей деятельности обучающимся по определенным критериям) помогло воспитаннику самостоятельно и адекватно оценить свою деятельность и успешность на занятии.Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило создать атмосферу взаимопонимания и доброжелательности, обеспечить активность, высокую работоспособность,  удержать внимание и интерес ребенка к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям ребенка.
Воспитанник проявлял активность на протяжении всей деятельности.
Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.