Ознакомление дошкольников с трудом взрослых (из опыта работы)


Ознакомление дошкольников с трудом взрослых (из опыта работы)
Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем труде должен стать каждый.
В.А.Сухомлинский
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важных задач нашего общества.
Раньше в старые времена профессий было мало. Есть такая детская считалочка: "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?"
Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
По словам педагога-новатора А. С. Макаренко: "Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания, не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным".
Я решаю задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим с детьми наблюдения, экскурсии, встречаемся с людьми интересных и редких профессий, рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).
Мной были организованы наблюдения за работой дворника - по сезонам. В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.
Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.
Осуществляли экскурсии за пределы детского сада в библиотеку, хоккейный корт, музей истории БАМа, на почту, школу, где знакомились с профессиями разных направлений. Не менее интересны проходили у нас и встречи с интересными людьми разных профессий. Например встреча с кинологом, где помимо интересного рассказа о собаках, способов дрессировки, дети увидели настоящую дрессированную овчарку, которая умеет выполнять команды и подчиняется своему хозяину, а хозяин заботится о своем питомце. Или, например, знакомство с такой интересной и романтичной профессией геолог. После ознакомления с этой профессией, все дети моей группы решили стать геологами и все лето на участке искали камни - минералы, собирали необходимые вещи в поход. Дети узнали, что все геологи очень веселые и, дружные люди и всегда готовы прийти на помощь друг другу, ведь без этого не обойтись в суровых условиях. В процессе ознакомления с профессией астроном, дети так увлеклись звездами, созвездиями, что я даже разработала конспект занятия "Путешествие в космос" и мы провели его с детьми.
Отсюда возможно обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. 
Кто трудится, чтобы нас накормить и напоить?
Конечно, - родители! Но мама и папа - это не профессии. Многие мамы и папы делают дома очень большую работу. Но профессией эта работа не считается. Другое дело, если мама или папа - повар, продавец, машинист тепловозов или пекарь. Поэтому, дети решили дома поближе познакомиться с профессиями своих родителей. В результате ознакомления с профессией, детьми и родителями совместно были сделаны книжки-самоделки "Профессия моей мамы (моего папы)", которые дети представили на ярмарке профессий в детском саду.
Такие представления о профессиях позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.
Воспитатель МДОБУ
№ 5 "Тынденок" (2 корпус)
Голодникова Марина Витальевна