Противоположные отношения между понятиями


Григорян Виктория Сергеевна
Санкт-Петербург
Школа № 103 Выборгского района
Внеурочное занятие
4 класс
Тема занятия: Противоположные отношения между понятиями
Цель: создать условия для формирования умения устанавливать противоположные отношения между понятиями.
Задачи:
Обучающая - познакомить учащихся с противоположными отношениями между понятиями, учить их устанавливать с разных точек зрения.
Развивающая – развивать коммуникативные умения, умение аргументировать свою точку зрения.
Воспитывающая – воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Ход занятия
Стадия вызова
1. Игра на внимание «Наоборот»
- Давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть различные команды, а вы должны выполнять противоположные им. Итак, «Сесть!» , «Говорить!», «Руки вверх», «Молчать», «Шагом марш».
2. Беседа о противоположных признаках
- Рыба, липа, карандаш. Можно ли сказать, что всё это понятия?
- Да, конечно. Мы знаем, что понятия – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово (или несколько слов). Между понятиями существуют разные отношения. В начале урока мы играли в игру, где показывали противоположные движения, а сейчас подберите противоположные понятия. (Большой, свет. радость, тусклый, начало, безобразный, ложь, победа, смерть, молодость, сладкий, покой, бодрый.)
- Кто же может сказать, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Итак, тема занятия: Противоположные отношения между понятиями.
3. Прием «Дерево предсказаний»
- Всегда ли, между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?
- Могут ли изменятся противоположные признаки? От чего это зависит?
- Найдем аргументы по высказанным предположениям в конце занятия и убедимся, кто прав.
Стадия осмысления
4. Взаимоопрос. Работа в парах сменного состава
Даны пословицы, необходимо их «зашифровать», т. е. изменить все признаки на противоположные.
Знание лучше богатства.
Ласковое слово что солнышко в ненастье.
Умный и без денег богат.
С умным говорить, как меду попить.
Лень — мать всех пороков.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Самая легкая дорога та, что уже прошел.
Одному ехать — дорога длинна.
Хорош заяц белый, а охотник — смелый.
Чья храбрость, того и победа.
У ленивого всегда праздник.
Мал да удал.
( После подведения итогов обращается внимание на то, что даже в «перевернутом» виде пословицы сохраняют свой смысл и значение: «Невежество хуже бедности», «Дурак и с деньгами беден», «Брань что туча на ясном небе» и т. п.)
5.Упражнение «Найди противоположный признак» (Работа в группах)
- Я буду показывать вам предмет, а вы должны записать как можно больше признаков этого предмета, записывая каждый признак в паре с противоположным.
- Проверим задание.
- Сделайте вывод, всегда ли между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?
- Назовите, по каким признакам могут противопоставляться понятия, по каким — нет.
6. Работа в группах
— Согласны ли вы, что слон большой, а кот маленький; что жираф высокий, а суслик низкий. Однако это верно только с нашей точки зрения. Давайте поменяем точку зрения. Так, каким будет кот с точки зрения муравья, а жираф с точки зрения небоскреба?
-Что же получается? Если изменяется точка зрения, то, как изменяются признаки?
( Могут поменяться на противоположные.)
- Таким образом, получается, что один и тот же объект может иметь противоположные признаки в зависимости от точки зрения.
- А сейчас поработаем в группах. Вам необходимо придумать примеры объекта, который одновременно обладает противоположными признаками с разных точек зрения
Например, «сильный и слабый» — это может быть четвероклассник: по сравнению с малышом он сильный, а по сравнению со спортсменом – слабый
Примеры признаков:
холодный — горячий;
быстрый — медленный;
легкий — тяжелый;
съедобное — несъедобное;
маленький — большой.
Подведение итогов: группа называет понятие, а класс должен определить, над какой парой признаков она работала.
7. Упражнение «Подбери антоним»
На доске написано слово «дом», а под ним — другие слова: «поле», «сарай», «вода», «гостиница», «конура».- Определите, какое из этих слов противоположное по смыслу слову «дом» и по каким признакам.
( Дом — закрытое пространство, поле — открытое; дом и сарай — противоположны по комфортности; дом — твердый, вода — жидкость; в доме живут постоянно, а в гостинице временно; дом и конура отличаются по размеру, обитателям и т. п. )- Какой можно сделать вывод?
( Все слова могут быть противоположными, каждый по какому-то определенному признаку)
8. Задание на смекалку
«Поспорил мужик, что две недели не будет днем есть и пить, а ночью не будет спать. И выиграл спор. Как ему это удалось?»
(Он две недели провел «наоборот»: днем спал, а ночью ел и пил.)
Стадия рефлексии
9. Прием «Дерево предсказаний»
- Давайте вернемся к дереву предсказаний?
- Всегда ли, между любыми понятиями можно установить противоположные отношения? (Можно, но нужно найти признак. Не по всем признакам понятия имеют противоположные отношения.)- Могут ли изменяться противоположные признаки? От чего это зависит? ( Да, зависит от точки зрения.)
Групповая работа. ( Заполняем аргументы по высказанным предположениям, делаем вывод о правильности предположений.)