Ознакомление с трудом взрослых как задача трудового воспитания дошкольников


Ознакомление с трудом взрослых как задача трудового воспитания дошкольников
Труд представляет собой центральное социальное явление. Значение труда заключается в том, что все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.
Главными задачами данной работы в старшем дошкольном возрасте является: обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.; обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
Мир профессий в обществе представляет собой сложную, динамичную, постоянно развивающуюся систему. Социологи в своих исследованиях выявили социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессий, определили ее как общность людей, занятых определенным видом труда.
Проблема труда не теряет своей актуальности с годами по той причине, что многие современные дети знают профессию своих родителей, однако затрудняются сказать с какими трудовыми умениями и навыками она связана, какова общественная направленность трудовой деятельности людей, затрудняются отделять трудовые процессы от нетрудовых. Это подтверждают серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные в 70-80-е года под руководством д.п.н., профессора В.И. Логиновой, которые показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности подрастающего поколения люди пришли достаточно давно: еще на рубеже 17-18 вв. Д. Беллерс указал на необходимость соединения обучения детей с производительным и умственным трудом.
В 19 в. Эту идею продолжили И. Песталоцци, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, доказав, что без привлечения воспитанников к труду нельзя ожидать положительных результатов в воспитании. В дальнейшем А.С. Макаренко выдвинул точку зрения о том, что с помощи труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности, указывая, влияние труда будет более эффективным, если сочетать его с другими видами деятельности, которой занимается ребенок.
О важности труда встречается много работ у отечественных авторов. Так, например, К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев, утверждали, что в жизни детей игра постепенно переходит в занятия, учения, и, наконец, в труд.
Н.К. Крупская утверждала, что труд должен быть интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что «труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Убеждения К.Д. Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Так, он утверждал что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
Труд выступает могучим воспитателем в педагогической системе А. С. Макаренко, в котором он не только физическая нагрузка, но и возможность самоутвердиться.
Тесная связь труда с игровой деятельностью особенно ярко проявляется в период дошкольного детства, когда дети самостоятельно или с помощью взрослых вносят в труд элементы игры или даже все трудовое задание планируют и выполняют в виде игры. Но в конечном итоге труд более привлекателен для ребенка, чем игра. Главная причина этого заключается в том, что именно в труде ребенок, как и взрослый может целенаправленно изменять предметы. Преобразовывать свое окружение по своему плану и, тем самым, изменять свое положение среди окружающих его предметов и людей.
Д.Б. Эльконин рассматривал игру как «… воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми». Он писал: «До тех пор пока в обществе не существует разделение труда в любой форме (полового, технического и т.д.), до тех пор, пока все члены общества выполняют одни и те же производственные функции, нет никакой общественной необходимости в ориентации в них. Нет необходимости в игре. Даже возрастное разделение труда не создает для этого предпосылок. Предпосылки возникают только с возникновением технического разделения труда».
Кроме того, труд тесно связан с общением: в процессе труда человек вступает в общение с другими людьми, поскольку чаще всего труд имеет коллективные формы и требует вступления в контакт с окружающими.
Рассматривая развитие детей в труде, В.И. Тютюнник показал, как с изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений происходит формирование у него такой внутренней позиции, которая впервые может быть охарактеризована как позиция субъекта труда. Он считает, что ребенок дошкольного возраста может приобрести все психологические признаки субъекта труда (включая и потребность в труде) при условии, что занимаемая взрослыми позиция во взаимодействии с ребенком реализуется в постановке его на такое место в системе доступных ему отношений, на котором его потребность действовать «как взрослый», который является его исходным «образом мира», может быть удовлетворена не только в ролевой игре, но и в доступном силам ребенка общественно полезном труде. И особо подчеркивает, что позиция второго участника взаимодействия - взрослого - имеет решающее значение как на начальных этапах формирования человека как субъекта труда - в виде конкретных осознанных (или стихийных) педагогических (или антипедагогических) воздействий взрослых на детей, так и в развитых формах труда взрослых-профессионалов - в виде позиции общества по отношению к ним.
В структуру труда обычно включают четыре компонента: предмет труда, цель, средства, сама деятельность для достижения поставленной цели, оценка, результат.
Важным средством приобщения детей к труду является семейное воспитание. Доказано, что именно пример родителей обладает возможностью сформировать у детей понимание, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии, что человек выражает себя в трудовой деятельности, что результатом его труда пользуется все общество, что трудом мамы и папы можно и нужно гордиться, от трудовой деятельности родителей зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии зависит жизненный путь человека.
Вначале ребенка привлекает сам процесс трудовых действий, движение механизмов: например, мама стряпает пирожки, старшая сестра моет пол, папа ведет машину. Т.е. первое знакомство с трудом взрослых происходит в ближайшем окружении ребенка, а затем переносится и за пределы помещения, в котором находится ребенок. Таким образом, через систематическое наблюдение дошкольник осознает суть определенного труда, какое действие как выполняется и что для этого надо (форма, инструменты).
Большие впечатления ребенок получает от знакомства с трудом взрослых в процессе экскурсий (в библиотеку, на завод, в поликлинику и т.д.). Ознакомление с трудом взрослых имеет важное значение для развития диалогической речи детей, спрашивая о чем-либо при беседе, экскурсии, дети развивают коммуникативные навыки, умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них. Данная проблема представлена в современных исследованиях З.Н. Борисовой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Г.М. Киселевой, А.Д. Шатовой, Г.Н. Годиной и др.
Кроме того, труд является неотъемлемым средством эстетического воспитания, так как он позволяет знакомить детей с представителями творческих профессий: писателей, музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства, получать эстетическое удовлетворение от просмотра их работ. В некоторых видах труда формируются навыки создавать задания аккуратно, красиво, найти более привлекательный вариант для будущего результата работы, использовать выдумку, реализовать свой творческий потенциал. Эстетическое воспитание в труде также осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Этому также способствует труд под музыку, в процессе которой дети быстрее получают удовлетворение, удовольствие.
Содержание детского труда включает следующие виды трудовой деятельности в период дошкольного детства: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, групповой, индивидуальный.
Самообслуживание - это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Наиболее интересной для дошкольников является такая трудовая деятельность, при которой они могут своими руками изготовить поделки-подарки близким людям, оформить выставки сезонного и тематического характера, сделать атрибуты для праздника.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
протирать мебель; стирать одежду для кукол; накрывать на стол и т.д.
В определении задач и содержания трудового воспитания старших дошкольников педагог должен исходить из требований программы обучения и воспитания в детском саду, а также учитывать трудовые умения и навыки каждого ребенка в отдельности. В соответствии с программой, трудовое обучение детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, заинтересованности в результате труда; формирование представлений о необходимости труда в жизни, об отношениях взрослых к труду, об общественном характере труда.
Формирование трудовых навыков и умений и их дальнейшее совершенствование, развитие умения работать аккуратно, ловко, в достаточном темпе.
Воспитание трудолюбия, привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Воспитание навыков организации труда, умения готовить для нее все необходимое и по окончании убирать, приводить в порядок рабочее место.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда, стремления помочь товарищу, доброжелательно относиться к работе других детей.
Ознакомление с трудом взрослых неслучайно отделено в первую группу трудового воспитания, так как именно это, по мнению В.Н. Аванесова, является основой правильного воспитания и развития будущей собственной трудовой деятельности, условием успешной социализации, вхождения во взрослую жизнь.
Также следует отметить задачи педагогов по ознакомлению с трудом взрослых:
- формировать нравственно-трудовые качества детей;
- способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы;
- побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых;
- способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации.
Труд также выступает важным средством подготовки детей к школе, развивая волевые процессы, физические усилия, положительно сказывается на мотивационной сфере.
Таким образом, труд способствует развитию волевых процессов, физических усилий, положительно сказывается на мотивационной сфере. Работа по ознакомлению с трудом взрослых в условиях дошкольных учреждений включает такие задачи, как: обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.; обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, в том числе с профессиями родителей. В дошкольном возрасте детям доступны следующие виды труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, групповой, индивидуальный.