Конспект занятия Ягоды тундры — богатство земли ямальской

Педагог дополнительного образования МБУДО ДЭС
Битюцкая Ирина Николаевна

Технологическая карта развивающего занятия в системе дополнительного образования детей

Тема занятия: «Ягоды тундры – богатство земли Ямальской»
Тип занятия: открытие нового знания
Возраст детей: 7 лет
1. Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о ягодах, растущих в нашей местности, их разнообразии, значении для человека, воспитание бережного отношения к ягодным растениям
2. Задачи:
образовательные: формировать умение отличать ягодные растения от других; развивать умение сравнивать ягодные растения, определять отличительные и общие существенные признаки
развивающие: развивать навыки работы в группах; развивать внимание, мышление, речь обучающихся, исследовательские навыки
воспитательные: воспитывать бережное отношение обучающихся к растениям тундры
3. Образовательная область: познавательное развитие
4. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
5. Оборудование: компьютер, проектор, презентации «Природа Ямала», «Ягодные россыпи Ямала», одноразовые тарелочки с ягодами, ложечки, белая х/б ткань, картинки с ягодами для каждой группы, конверты с карточками, ягодный смузи, лукошко, раскраска с ягодами, листы бумаги, клей, костюм Хозяйки тундры.

Содержание деятельности педагога и воспитанников на этапах подготовки и проведения занятия.

Этап учебного занятия, задачи
Содержание деятельности


деятельность педагога
деятельность детей

1. Организационный момент: эмоционально- психологический настрой детей на занятие.
Мотивация к учебной деятельности
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Я знаю, что с таким же хорошим настроением мы проведём занятие.

Приветствие
Дети улыбнулись руг другу и гостям

2. Актуализация знаний.
Определение темы
К нам в гости пожаловала Хозяйка тундры.
Хозяйка тундры: «Здравствуйте ребята! Ямал!!! Край наш вовсе не угрюмый. Ямал – это бескрайние горизонты тундры и раздолье оленьих пастбищ, белые ночи и полярное сияние, многочисленные речушки и озера, белизна долгих зим и яркое цветение тундры. Видите, как красива тундра, сколько в ней красок. В лесу в конце лета поспевают ягоды. Северные ягоды – кладовая витаминов и настоящее богатство ямальской земли.»
(Слайд 1, 2, 3, 4, 5, 6,7,8: Природа Ямала)
Я пришла попросить вас о помощи. Ребята помогите мне наполнить лукошко ягодами.
Просмотр презентации


3. Постановка проблемы (проблемные вопросы)
Педагог: Ребята как вы считаете, сможем мы помочь Хозяйке тундры прямо сейчас набрать лукошко ягод?
Чему мы должны научиться?
Познакомиться с северными ягодами и их свойствами. Определить какие ягоды растут в нашей местности. Узнать о целебных свойствах ягод, выяснить все ли ягоды можно собирать.
Почему у нас возникли вопросы?
Наверное, мы еще не все знаем о ягодах?

Отвечают
Высказывают свои предположения




4.Построение выхода из затруднения







































Педагог: Ребята, а вы знаете какие ягоды растут у нас на севере? Давайте вспомним известные нам ягоды, а помогут их нам вспомнить загадки:
Что за ягода лесная, будто небо, голубая? (Голубика.)
Ягодка ала в туесок попала
Ее едят моченой и с сахаром толченой. (Брусника.)
На моховой кочке посреди болот
В аленьком платочке ягодка растет.
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила. (Клюква.)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот (Черника)
Для того, чтобы узнать, чем похожи ягоды, проведем опыт:
«Что в ягодке?» (каждой группе выдается тарелочка с ягодами, ложечка)»
Описание опыта. Предложить детям раздавить ягоду и рассмотреть её содержимое (кожица, семечко, косточка). Выяснить, что в ягоде содержится сок, есть семечки (выяснить их размер и форму), мякоть и кожица.
Разомните ягодки. Легко ли их было мять? Что можем сказать, какие они?
Когда раздавили, что из них выбежало? Значит какие ягоды?
Что кроме сока видите на тарелке? Какая кожица у ягод? Рассмотрите сок, что за крупинки там видны?
Итак, какой вывод можем сделать? Ягоды – плоды с сочной мякотью, тонкой кожицей, множеством семян.
Опыт: «Ягоды красители»
Описание опыта. Раздать детям чистую белую х/б ткань и ягоды. Предложить раздавить на них ягоды или попробовать ею порисовать. Определить, какие ягоды оставляют цветные следы, а какие нет.
Какой вывод мы можем сделать? Ягодами можно испачкать одежду.

Физкультминутка. гимнастика для глаз (движения согласно текста).
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять. (Шагают на месте)
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки - подружки. (смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду! (влево - вправо, вверх – вниз)

Работа в группах:
А сейчас нам предстоит узнать, как же люди используют ягоды.
Каждая группа получит лист с изображением ягоды и набор карточек. раскраску с ягодами, превратите её в сочный, красивый плод с помощью карандашей. Вам предстоит определить название ягоды. Затем из набора карточек выберете, как вы считаете, как люди используют эту ягоду, нужные карточки приклейте на лист
Расскажите, какое ягодное растение вам досталось и как можно его использовать.

Хозяйка тундры: Ребята посмотрите пожалуйста на экран (Презентация «Ягодные россыпи ЯМАЛА»( целебная сила и свойства северных ягод) (Слайды 9,10,11,12,13,14)

Педагог: Все мы любим ягоды, но нужно уметь их собирать.
Сейчас мы поиграем в игру, я вам буду называть утверждения, а вы будете отвечать да, если согласны и нет, если не согласны.
Игра «Да – нет».
1) Собираем с куста все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)
2) Собираем ягоды брусники с кустиками (это же так красиво.)
3) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
4) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
5) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
6) Едим только вымытые ягоды.
В конце игры необходимо проанализировать ошибочные утверждения.

Ребята, мы узнали какие ягоды растут на севере, узнали, как нужно собирать ягоды, теперь можем помочь хозяйке тундры наполнить лукошко ягодами?

Игра «Сбор ягод»
Хозяйка тундры: Спасибо ребята! Вы помогли мне собрать ягоды, я хочу угостить вас полезным ягодным смузи, угощайтесь, а мне пора возвращаться в тундру. Каждый из вас должен стать для Ямала верным другом, а в его природном храме всегда желанным гостем. Вот тогда ЯМАЛ ответит нам взаимностью. До новых встреч.
Отгадывают загадки

















Дети рассматривают ягоды, давят ложкой. Отвечают: мягкие
Сок, сочные
Кожицу, тонкая
Семена
Дают определение по подсказкам


Давят ягоды на ткани, пробуют ею порисовать. Определяют, какие ягоды оставляют цветные следы, а какие нет.
Делают вывод


Повторяют движения за педагогом














Работают в группах, определяют ягоду, раскрашивают, отыскивают карточки, приклеивают на лист



1 человек от группы рассказывает


Просмотр презентации







Дети говорят, верно или неверно это высказывание




Отыскивают ошибки, объясняют правила сбора ягод


Да
Дети по очереди берут карточки с северными ягодами, называют ягодку и кладут в лукошко


Рефлексия
Домашнее задание
Педагог: С какой группой растений мы сегодня познакомились?
Что можем рассказать о ягодах?
А чем полезны ягоды? Что для вас сегодня было новым и интересным?
Отвечают на вопросы
Оценка детьми занятия


15