Опыт реализации проекта Создание общественно-активной образовательной среды Школа — путь к успеху


Е. В. Скрипцова, Л. Ю. Шух, Н. П. Малахова,
Н. С. Зеленкова, Л. В. Линд, Е. А. Яковлева
Россия, г. Новокузнецк
Опыт реализации проекта
«Общественно-активная образовательная среда
«Школа – путь к успеху!»
В основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Чтобы воспитать такую личность, школа вынуждена искать новые формы работы с детьми. Учащиеся нашей школы имеют достаточно высокий уровень социальной активности, в то же время, наблюдается недостаточность социальных практик, многие готовы делать социально-полезные поступки, но не знают как и где. (слайд анкетирование)
Решение этой проблемы мы увидели в создании общественно-активной образовательной среды, для этого совместно с детско-юношеской организацией школы «Содружество» был разработан проект «Общественно-активная образовательная среда «Школа – путь к успеху!», целью которого является создание среды, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся, необходимых для достижения успехов в образовательной, творческой и социально-значимой деятельности, а также вовлечение в проектную деятельность наибольшего количества учащихся.
Первым социально-значимым подпроектом была Благотворительная ярмарка «Верим в чудо, творим чудо!», благодаря которому ребята поняли, что только вместе, объединившись одной целью они могут реально помогать тому кто в этом нуждается. В результате реализации данного подпроекта в 2013 удалось заработать 40700р., данная сумма была предана семье Степаненко Данила (8 лет) на покупку речевого процессора. Повторив опыт в 2014 году активистам школы удалось заработать уже 62 000 руб. Вырученные средства были направлены на оказание помощи детям-инвалидам Орджоникидзевского района г. Новокузнецка.
Поверив в свои силы активисты организации начали предлагать идеи следующих проектов. Так появился подпроект «Стрит –арт против наркотиков!», в рамках которого ребята выявляют на улицах города рекламу психоактивных веществ, сообщают в правоохранительные органы, а сами надписи преображают в красивые рисунки в стиле «граффити», создают социальные видеоролики.
Вслед за ними появились такие подпроекты как:
«Музыка сердца», который заключается в создании и проведении концертных программ, приуроченных к памятным датам с привлечением жителей района и почетных гостей, ветеранов ВОВ, детей-инвалидов.
«Внимание» в рамках этого проекта волонтеры актива ДЮОШ «Содружество» выходят на улицы района с целью активизировать внимание жителей к различным проблемам, проводят социальные акции в районе.
«Веселые каникулы детям!» в рамках данного проекта старшеклассники стремятся помочь ребятам, оставшимся в городе на лето, провести свой досуг интересно и с пользой.
«Связь поколений!» в рамках этого проекта зародилась дружба между активистами школы и пенсионерами Орджоникидзевского района. Ребята проводят мастер-классы для бабушек и дедушек «Очумелые ручки», «Осторожно мошенники», «Гимнастика для бабушек», дают концерты в комплексном центре социального обслуживания населения Орджоникидзевского района.
«Танцы – жизнь!», данный проект сплачивает ребят в искусстве танца, команда образованная в процессе реализации данного проекта стала победителем Всероссийского танцевального конкурса «Самая танцевальная школа 2015».
«Поющий май!» В рамках данного проекта к 70-летию Великой Победы силами учащихся школы были организованы серии концертных программ для жителей Орджоникидзевского района, на концерты были приглашены ветераны ВОВ, труженики тыла, дети войны
«Школа эко-жизни» проект направлен на формирования экологической культуры учащихся, участие в различных экологических акциях, проведении экотренингов, получение знаний о раздельном сборе мусора. В рамках данного проекта ребята участвовали в акциях «Экосумка», «Эко-трамвай» и др.
В результате разработки проекта была создана модель «Общественно-активная образовательная среда «Школа – путь к успеху!», которая включает в себя внутреннее и внешнее образовательное пространство:
Во внутреннем пространстве – для участников образовательных отношений доступны: материальное оснащение ОО, интернет-доступ, сайт ОО, медиатека, библиотека, кабинет психолога, кабинет релаксации, сайт школы, школьная газета, киностудия, электронные ресурсы, психолого-педагогическое сопровождение, совет самоуправления, кружки, секции.
Внешнее пространство формирует взаимодействие с социумом, а также с социальными партнерами в рамках реализации подпроектов.
Такая модель позволяет школе, родителям, различным учреждениям, работающим с детьми, а также членам сообщества работать вместе, предоставляя более качественные услуги и поддерживая друг друга.
Практическая значимость проекта заключается в том, что создание общественно-активной образовательной среды позволит помочь:
каждому учащемуся сформировать его гражданскую позицию, ответственность за то, что происходит вокруг;
педагогам разработать инструментарий для формирования и оценки уровня сформированности личностных качеств выпускника, предусмотренных новым стандартом;
школе повысить конкурентоспособность школы и создать её имидж;
Родительской общественности
Социуму мобилизовать ресурсы местного сообщества через проектирование и реализацию совместных социально-ориентированных проектов.
Являясь участниками Всероссийского портала Общественно-активных школ России, мы разработали данный проект, аналога которому нет.
Структура проекта позволяет использовать разработанную нами модель в других ОО по необходимости модернизируя её согласно своим целям для формирования социально-активной личности.
В настоящий момент образовательные организации нашего города используют отдельные подпроекты данного проекта в воспитательной деятельности.
Об эффективности данного проекта можно судить по вовлечению педагогов, воспитанников и общественности в реализацию проекта и его подпроектов, а так же по внешней экспертной оценке. Проект отмечен дипломами и медалями Всероссийских конференций и конкурсов:
«Внеурочная деятельность и воспитательная работа в образовательных учреждениях» (г. Санкт-Петербург, 2015);
«Нравственно-патриотическое воспитание: опыт, проблемы и перспективы», «За лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию - 2015» (г. Москва)
«Образовательная организация – территория воспитания Гражданина и Патриота России» (г. Санкт Петербург, 2016)
«Школа здоровья -2014»; и др. которые вы видите на слайде.
Хотелось бы напомнить слова великого советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко : «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной.