Разработка проекта предпрофильной подготовки Путь к успеху


«Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки»
Проект «Путь к успеху»
Абдырова Сауле Максатовна
Идея проекта
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы человеческой жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяет роль образования в структуре общественной жизни современного мира.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниям, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально – экономического развития нашей страны заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по - новому сформулировать и планируемые результаты образования. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
Ранняя профилизация и специализация знаний предполагает избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребёнка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля обучения. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи подросткового возраста возникают перед учащимися в несколько искажённой форме. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Поэтому одной из задач психологического сопровождения является углубленная профориентация.
Технология проекта
Практико-ориентированный, исследовательский.
Цели проекта
-Актуализация процесса личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности;
-формирование умения работать с поступающей информацией (уметь собирать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать статистические закономерности);
-расширение информационно-ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет интернет-ресурсов;
-применение компьютерных технологий и разработка программного обеспечения, позволяющие усилить мотивацию на учение, помогающие учащимся овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний (организация учебного исследования, формирование устойчивых навыков умственного труда, приобретение практических навыков).
Ожидаемые результаты
Овладение учащимися широким спектром способов полноценного усвоения знаний
Формирование ответственного отношения к выбору профессии
Первичные навыки проектной и исследовательской деятельности.
Описание проекта «Путь к успеху»
Направление деятельности Формы работы С кем проводится
Диагностическая работа:
Цели:
– содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;
– выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса Обученности (ШТУР).
Невербального интеллекта (Равен).
Карта интересов Голомштока
Анкеты изучения отношения к предметам.
Мотивация (Спилбергер в модификации Алексеевой).
Профиль личности (Голанд).
Самооценка.
Уровень притязаний.
ДДО Климова.
Характерологический опросник (МПДО). 7-11 кл
Консультационная работа:
Цели: – актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения; – повышение психологической компетенции; – ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации – Групповые и индивидуальные консультации по результатам диагностики, по вопросам самоопределения школьников. Учащиеся 8-11 классов и их родители
– Индивидуальные консультации для изучения личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.– Индивидуальные консультации по организации профориентационной работы Педагоги и родители
Развивающая и просветительская работа:
Цели: – познакомить учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах; – развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения; – обучение основам выбора профессий Программа тренинговых занятий«Я в мире профессий» 9-е классы
Профориентационные игры и занятия 7-е классы
Психолого-педагогическое просвещение учащихся и их родителей 8–11-е классы
Диагностическая работа
Цели:
– содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;
– выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса
Формирование базальных структур мышления заканчивается у человека к 14 годам. После 9-го класса ученики должны самостоятельно выбрать профиль образования с учетом своих интересов, склонностей и способностей и дальнейшей реализации их в профессиональном выборе.
Успешность овладения той или иной профессией зависит в значительной степени от способностей человека, т.е. от устойчивых психологических и физических качеств личности, которые проявляются в определенной практической деятельности, т.е. от исходного уровня развития способностей во многом зависит дальнейшая карьера человека.
В основе формирования профильных классов и дальнейшего профильного обучения составляется мониторинг психологического сопровождения предпрофильных и профильных классов.
Диагностическая работа включает изучение:
Обученности (ШТУР).
Невербального интеллекта (Равен).
Интересов (Карта интересов Голомштока).
Анкеты изучения отношения к предметам.
Мотивация (Спилбергер в модификации Алексеевой).
Профиль личности (Голанд).
Самооценка.
Уровень притязаний.
ДДО Климова.
Характерологический опросник (МПДО).
Диагностика интересов, склонностей и способностей учащихся является одним из важнейших условий качества профильного обучения, так как предоставляет возможность всем субъектам учебного процесса построить обучение, максимально учитывая индивидуальное особенности каждого учащегося.
Консультационная работа
Цели: – актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения; – повышение психологической компетенции; – ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации
На основании результатов диагностического исследования с учащимися проводится индивидуальные консультации с определением и выбором дальнейшего образовательного маршрута (т.е. профильного обучения); определением диапазона возможных профессиональных сфер деятельности; оказание помощи в разработке индивидуального плана личностного саморазвития, профессионального самоопределения и т.д.
Развивающая и просветительская работа:
Цели: – познакомить учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах; – развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения; – обучение основам выбора профессий
Развитие профессионального самосознания является одним из направлений, в котором могут эффективно работать не только психологи, но и родители, а также люди с разными специальностями. Организуя определенным образом информационно-коммуникативное пространство школы, и педагоги, и родители могут оказывать позитивное влияние на развитие личности школьника в сфере профессионального самосознания.
Личность человека, - и личность ребенка, в частности, - не представляют собой нечто застывшее, неизменное, имеющее какие-то жестко заданные параметры. Это живой, неоднозначный, динамичный организм, который стремиться к целостному развитию, в котором профессиональный путь представляет собой лишь одну из важных, но не единственных сторон. Профессиональное самосознание – это система представлений личности относительно будущего образовательного пути. И цель этой работы состоит в создании условий для осознания учащимися субъективного опыта и осуществление оптимального выбора дальнейшего образовательного пути.
Работа включает в себя:
отработку тренинговых упражнений с учащимися
индивидуальную работу с учащимися
круглый стол с привлечением специалистов разного профиля
индивидуальную работу с родителями
исследование личностно-психологических особенностей и склонностей учащихся
информирование детей, родителей об особенностях и задачах ранней предпрофильной подготовки
Все это будет способствовать развитию профессионального самосознания школьников на разных этапах их личностного развития.
Реализуя это направление, учащиеся получают информацию о различных сторонах той или иной профессии.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор. Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления разном для каждой профессии, позволит учащимся принять осмысленное решение, которое будет способствовать развитию их личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа тренинговых занятий «Я в мире профессий»(фрагменты)
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнаний правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.
Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.
Во время занятий молодые люди смогут:
• изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
• получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
• получить информацию о правилах выбора профессии;
• определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 9-х классов. Состоит из 6 занятий, которые будут проводиться 1 раз в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.
Продолжительность занятий. Примерно 35–45 минут – в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Условия проведения. Рекомендуется проводить занятия, усаживая детей в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».
Источники. И. Кабина, Т. Радзик. Тренинг для подростков «Я в мире профессий».
Примерные сценарии занятий
ЗАНЯТИЕ 1
1. Вводная беседа
Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах занятий. Принимаются правила работы в группе.
2. Знакомство
Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.
3. Игра «Самая-самая»
Участники делятся на две команды. Каждой команде дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики профессий:
самая зеленая;
самая сладкая;
самая денежная;
самая волосатая;
самая детская;
самая неприличная;
самая смешная;
самая общительная;
самая серьезная.
Каждая команда дает свои варианты ответов.
4. Анкета
Участники заполняют следующую анкету:
Что бы вы хотели получить от тренинга?
• Проверить свои способности.
• Получить подробную информацию об учебных заведениях.
• Определить свои склонности к определенному виду деятельности.
• Подробнее узнать о мире профессий.
• Получить информацию о том, как правильно выбрать профессию.
• Другое.
5. Информация
Ознакомление учащихся с результатами изучения профессиональных склонностей и интересов, проводившегося в классе.
6. Обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 5
1. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии»
Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.
2. Теоретический блок
Ошибки и затруднения при выборе профессии.
• Отношение к выбору профессии как к выбору жизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
• Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
• Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
• Перенос отношения к представителю какой-либо профессии на саму профессию.
• Увлечение только внешней или какой-либо другой частной стороной профессии.
• Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
• Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.
• Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
• Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
3. Знакомство со схемой
Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым [3].
4. Упражнение «Закодируй профессию»
Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать профессию по предлагаемой схеме анализа профессий. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.
5. Обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 6
1. Игра в профессии
Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.
2. Теоретический блок.Что такое профессиограмма?
Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
• Название профессии.
• Вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный).
• Предмет и продукт труда.
• Знания и умения, необходимые для выполнения работы.
• Условия работы.
• Медицинские противопоказания.
• Требования к человеку.
• Пути получения профессии.
3. Упражнение
Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.
4. Заключительная анкета
Участникам предлагается заполнить следующую анкету:
• Что вам понравилось на тренинге (занятиях)?
• Что вам не понравилось на тренинге (занятиях)?
• Стали ли вы лучше понимать себя?
• Определились ли вы в выборе профессии?
• Нужна ли такая тренинговая программа, может ли она помочь в выборе профессии?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Лист ответов
I II III IV V
1а 1б 2а 2б 3а
3б 4а 4б 5а 5б
6а   6б   7а
  7б 8а   8б
  9а   9б  
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными.или1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным. или2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. или 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).или4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.или5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).или6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).или7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).или8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.или9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.или10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.или11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.или12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.или13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.или14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).или15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. или16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. или 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.или20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
3. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
5. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов // Школьный психолог, № 4, 1999.