Рабочая программа по русскому языку 6 класс, основная школа, базовый уровень на 2016 – 2017 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новороссийская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:
Руководитель МО
________Пахорукова Т.Е. Протокол № от « » августа 2016 г.
________
Согласовано:
Зам. Директора МБОУ
СОШ                                     ______-Свиридова С.В.
« » августа 2016 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ
Свиридова С.Н.
Приказ №
от « » августа 2016г.







Рабочая программа
по русскому языку 6 класс, основная школа, базовый уровень
на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
программы общеобразовательных учреждений
«Русский язык 5 – 9 классы».
Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,
Н. М. Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина.
Москва «Просвещение», 2011 (С. 41 – 60).






Разработала
Смыкова Н.В.,
учитель русского языка и литературы,
первой категории


















П. Новороссийский, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 6 класса составлена на основе нормативных документов:

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новороссийская СОШ». Приказ № 61/1 от 29.08. 2016
Положения о рабочей программе. Приказ № 42/1 от 01. 06. 2016 г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Учебного плана МБОУ «Новороссийская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год, № 41/2 от 31.05.2016
И других:
Примерной программы по русскому языку. Сборник нормативных документов. Русский язык /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М. Дрофа, 2007.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы: Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина. Москва «Просвещение», 2011 (С. 41 – 60).
УМК:

Учебник для ОУ «Русский язык 6 класс». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба Москва «Просвещение» 2015.
Русский язык. Поурочные разработки. 6 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л. А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс. Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М.Т.Баранов. Л.Ю.Комиссарова, Т. М. Ладыженская,. Москва «Просвещение», 2014
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе
Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей. формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Формы организации учебного процесса

Урок – коммуникация
Урок – практикум
Урок – мастерская
Урок – игра
Урок – исследование
Урок – консультация
Взаимообучающие уроки
Урок – зачет
Урок творчества и др.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Активные и интерактивные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технологиии ТРИЗ

Формы контроля:
Промежуточный:  
Словарный диктант
Самостоятельная работа
Тестирование
Фронтальный опрос
Зачёт по теме
Обучающее сочинение
Обучающее изложение
Индивидуальная работа по карточкам
Итоговый:  
Контрольный словарный диктант
Контрольное сочинение
Контрольный диктант
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Тестирование по разделам
Контрольное изложение
Контрольная проверочная работа
Тест
Зачет
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе – 210 часов
Изменения, внесённые в авторскую программу.

Изменений в программу не вносилось.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
 использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
 использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
 соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Обучающийся получит возможность научиться:
 выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
 участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
Речевая деятельность
Чтение
Обучающийся научится:
 понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
 использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
 использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
 понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
Говорение
Обучающийся научится:
 создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
 извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
 соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
 создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
Письмо
Обучающийся научится:
 создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
 излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
 соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
 Обучающийся получит возможность научиться:
 писать рецензии, рефераты;
 составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
Текст
Обучающийся научится:
 анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
 создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся  получит возможность научиться:
 создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
 владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
 различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
Обучающийся получит возможность научиться:
 различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
 характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
Обучающийся  получит возможность научиться:
 характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
 проводить фонетический анализ слова;
 соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
 извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
 опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
 выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
 делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся  получит возможность научиться:
 опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
 извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников,
 использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
 проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
 группировать слова по тематическим группам;
 подбирать к словам синонимы, антонимы;
 опознавать фразеологические обороты;
 соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
 использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
 опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
 объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
 аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
 опознавать омонимы разных видов;
   извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
 анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
 употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
 применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
 распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать синонимические средства морфологии;
 различать грамматические омонимы;
Синтаксис
Обучающийся научится:
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
 употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
Обучающийся  получит возможность научиться:
 анализировать синонимические средства синтаксиса;
 опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
 соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
 объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
 обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
 демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
 выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
 уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
 характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Регулятивные универсальные учебные действия
   целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную
  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
  планировать пути достижения целей
 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
        адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации
Коммуникативные универсальные учебные действия
   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
    формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
    устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор
       аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
     задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
      осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
     адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание
     организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы
     работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
       использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
      осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра
      вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Познавательные универсальные учебные действия
    проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
     осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
    создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
    давать определение понятиям
    устанавливать причинно-следственные связи
    осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия
   обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом
  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
   объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования       
   структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемого.

Личностные результаты
       понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
        осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
     достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты:
      представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
      понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
      усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
      освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
      овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
      распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
      проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
      понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе     текстов художественной литературы.


Содержание учебного предмета
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа 210



Основные темы
Количество
часов
Кол-во контрольных работ
Развитие речи



Диктанты
Сочинения
Изложения


Язык. Речь. Общение.
3



1

Повторение изученного в 5 классе
6

1

2

Текст
3

1

2

Лексика. Культура речи.
10

1
1
2

Фразеология. Культура речи.
3



1

Словообразование. Орфография. Культура речи
31
1
2

4

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

22
1
1

3

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное.
21

1
1
4

Имя числительное.
16
1
1

2

Местоимение.
23
1
3

3

Глагол.
30
1
3
1
6

Повторение и систематизация изученного в 5- 6 классах.
10

1

2

Итого
178
5
15
3
32




Календарно-тематическое планирование учебного предмета

Тема урока
Кол-во часов
Содержание (основные понятия)
Домашнее задание


Учебная неделя 1

Язык и общение
3+1



1
Русский язык – один из развитых языков мира

Роль языка в жизни общества
 Упр.2 ,3

2
Язык, речь, общение

Богатство и выразительность русского языка
Упр.6

Учебная неделя 2

3
Ситуация общения

Цель общения, ситуация общения, правила общения
Упр.12

4
(Р) Поздравление учителя в День знаний; сочинение-рассуждение

Типы речи.
Упр.10

Повторение изученного в 5 классе

6+2



5
Фонетика, орфоэпия,

Систематизация изученного о звуковой системе языка. Звуки речи: гласные-согласные, сильные - слабые позиции
 Упр.21

6
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Правописание согласных и гласных в корнях слов и в приставках
Упр. 30

7
Части речи. Орфограммы в окончаниях слов

Части речи, орфограммы в окончаниях слов.
Упр.32

8
( Р) Сочинение на тему «Интересная встреча»


Типы речи


Учебная неделя 3

9
 Словосочетание.
 Простое предложение. Знаки препинания

Словосочетание, простое предложение, однородные члены, обращение; разделительные и выделительные знаки препинания

Упр.46.

10
 Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Сложное предложение, грамматическая основа предложения. Характеристика предложений
 Упр.52

11
Прямая речь. Диалог.

Прямая речь, слова автора
Упр.57

12
(Р) Составление диалога на тему по выбору

Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Упр.59

13
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
упр.63

14
Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста

Начальные и конечные  предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста
Повторить словарные слова.

Учебная неделя 4

15
(Р) Составление продолжения текста по данному началу

Тип речи - повествование
Упр.73

16
(Р) Сочинение-рассказ

Тип речи - повествование


17
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи

Стили текста. Признаки официально-делового стиля
Упр.90

Лексика. Культура речи
10+2



18
Слово и его лексическое значение.

Теоретические сведения о лексике
20.Упр. 101.

19
(Р) Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение-описание картины (А.М. Герасимов. «После дождя»)

Подбор материалов к сочинению.
Упр. 106

20
Общеупотребительные слова.

Общеупотребительные слова.
*22; упр.110

Учебная неделя 5

21
Профессионализмы.

Профессионализмы.
 *23; упр.115.

22
Диалектизмы.

Диалектизмы.
 *24; упр. 118 .

23
(Р) Сжатое изложение


Индивидуальные задания

24
Исконно русские и заимствованные слова

Употребление исконно русских и заимствованных слов
Повторить словарные слова

25
Исконно русские и заимствованные слова


Упр.127

26
Новые слова (неологизмы)

Неологизмы
 *26; упр.132

27
Устаревшие слова.

Устаревшие слова
*27 упр.135

 Учебная неделя 6

28
Словари

Виды словарей
Контрольные вопросы стр.79,упр. 139

29
Повторение. Проверочная работа

Виды слов по происхождению, по употреблению


Фразеология. Культура речи
3+1



30
Фразеологизмы.

Фразеологизмы.
 *29,
упр.146

31
Источники фразеологизмов

Источники фразеологизмов Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
*30, упр.152

32
 (Р) Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор)

Использование фразеологизмов в речи.
 Контрольные вопросы и задания.

33
Повторение. Проверочная работа




Словообразование. Орфография. Культура речи
31+4




Учебная неделя 7

34
Морфемика и словообразование

Основные словообразовательные структуры
 *31; упр.160

35
Морфемика и словообразование


*31; упр.161,

36
Морфемика и словообразование


*31;упр.163

37
 (Р) Описание помещения


Интерьер, типы речи
*32 упр.165

38
Основные способы образования слов в русском языке.

Способы образования слов, словообразовательные цепочки
*33
Упр.  169,

39
Основные способы образования слов в русском языке.


*33
Упр. 173

40
Основные способы образования слов в русском языке


*33
Упр. 175

41
Этимология слов

Этимология слов
*34
Упр.178

Учебная неделя 8

42
Этимология слов

Этимология слов
Упр.179

43
Р)  Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Систематизация материала к сочинению. Сложный план.
*35

44
(Р)  Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.


*35
 упр.183

45
Буквы О и А в корне – -кос---кас-

Корни с чередованием гласных. Условия выбора гласных в корнях с чередованием
*36, Упр.184

46
Буквы О и А в корне – -кос---кас-


*36, Упр.186

47
Буквы О и А в корне – -гор –гар-


*37; упр. 188

Учебная неделя 9

48
Буквы О и А в корне – -гор –гар-

Корни с чередованием гласных. Условия выбора гласных в корнях с чередованием
*37; упр. 190

49
Буквы О и А в корне – -гор –гар-


Повторить словарные слова

50
Буквы О и А в корне – ,-зор-, -зар-.


*38, упр.195

51
Буквы О и А в корне – ,-зор-, -зар-.


Упр.194

52
Буквы И и Ы после приставок

Буквы И и Ы после приставок
*39
Упр. 198 

53
Буквы И и Ы после приставок


*39, упр.200

Учебная неделя 10

54
Гласные в приставках пре- и при-

Правописание приставок ПРИ-ПРЕ . Основные значения приставок пре- и при-. 
* 40 .Упр.  206

55
Гласные в приставках пре- и при-


* 40.  Упр.,214.

56
Гласные в приставках пре- и при-


Словарные слова из *40

57
Гласные в приставках пре- и при-


*40; упр.210

58
Контрольный диктант

Контроль знаний


59
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

Анализ и коррекция недочетов
Индивидуальные задания

Учебная неделя 11

60
Соединительные О и Е в сложных словах.

Соединительные О и Е в сложных словах.
 *41; упр.216

61
Соединительные О и Е в сложных словах.


Упр.217

62
Сложносокращенные слова

Сложносокращенные слова
*42. Упр. 222

63
Сложносокращенные слова


Упр.224

64
(Р) Сочинение-описание изображённого на картине ( Т. Н. Яблонская «Утро»)

Рабочий материал, план, тип речи
Упр.225

65
Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Правила и схемы разбора
*43,упр.229

Учебная неделя 12

66
Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Правила и схемы разбора
Упр.230

67
Повторение

Морфемика, состав слова, значимые  
Части слова.

 Контрольные вопросы и задания стр.126,упр. 231

68
Проверочная работа


Упр.241

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
22+3



69
Повторение изученного в 5 классе

Морфология, части речи, грамматические признаки существительных.
 *44, упрю246

70
Повторение изученного в 5 классе


Упр.253

71
(Р) Составление письма другу

 Письмо, как о жанр письменной речи; речевой этикет.
Упр.244


Учебная неделя 13




72
 Разносклоняемые имена существительные

Существительные среднего рода, на -МЯ, особенности их склонения
 *45,упр.256

73
Разносклоняемые имена существительные


*45, упр.258

74
Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-

Правописание окончаний и суффиксов разносклоняемых существительных
*46,упр.265

75
(Р) Составление устного публичного выступления о происхождении имён

План выступления,   анализ рабочих материалов.
Упр.263

76
Несклоняемые имена существительные.

Происхождение несклоняемых имен существительных. Употребление их в косвенных падежах.
 *47,упр.266

77
Несклоняемые имена существительные.


*47, упр.270

78
Род несклоняемых имён существительных

Способы определения рода несклоняемых имен существительных. Употребление их в речи.
*48,упр.274

79
Род несклоняемых имён существительных


Упр.275

80
Имена существительные общего рода.

Понятие о существительных общего рода
Упр. 281
*49

81
Морфологический разбор имени существительного.

Схема  морфологического разбора
Упр. 283
*50

82
(Р) Сочинение-описание по личным впечатлениям

Особенности описания как типа речи, структурные элементы текста: композиция
 

83
Не с существительными

Не - частица, приставка, часть корня. Условия выбора слитного и раздельного написания.
*51. Упр. 287.

84
Не с существительными

Не - частица, приставка, часть корня. Условия выбора слитного и раздельного написания.
*51,упр.290

85
Буквы Ч и Щ в суффиксе чик- - (щик-)

Условия выбора  букв Ч и Щ в суффиксах существительных. Произношение и написание существительных с суффиксами        –чик, -щик
*52,293

86
Буквы Ч и Щ в суффиксе чик- - (щик-)


Упр.298

87
Гласные в суффиксах существительных -ек и-ик-

Условия выбора букв Е и И в суффиксах
*53,упр.300

88
Гласные в суффиксах существительных -ек и-ик-


Упр.301

89
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Гласные О-Е  после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных
*54,306

90
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных


Упр.307

91
Повторение

Повторение темы «Имя существительное»
 Контрольные вопросы на с.159

92
Контрольный диктант

Контроль знаний.
Упр.308

93
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

Анализ и коррекция недочетов
Индивидуальные задания

Имя прилагательное
21+4



94
Повторение изученного в 5 классе

Грамматические признаки прилагательного 
 *55 упр.325

95
Повторение изученного в 5 классе

Грамматические признаки прилагательного. Синтаксическая  и коммуникативная роль имени прилагательного.
*55упр.325

96
(Р)  Описание природы

Описание как о тип речи,  рабочий материал.
 *56упр.329

97
Степени сравнения имен прилагательных

Формы степеней сравнения. Способы образования степеней сравнения имен прилагательных. Употребление их в речи.
*57 упр.332

98
Степени сравнения имен прилагательных


Упр.336

99
Степени сравнения имен прилагательных




100

·Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Разряды по значению. Значение, грамматические признаки и правописание качественных имен прилагательных
*59, упр.344

Учебная неделя 18

101
Относительные прилагательные

Значение, грамматические признаки и правописание относительных имен прилагательных
*60, упр.350

102
(Р) Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Особенности написания сжатого изложения; воспринимать исходный текст на слух; уметь сжимать информацию


103
Притяжательные прилагательные


Значение, грамматические признаки и правописание притяжательных имен прилагательных
*60, упр.349

104
Морфологический разбор имени прилагательного

Схема разбора прилагательного
Упр. 352.    Рассказать на примерах текста,   как  определить        разряд прилагательных

105
Не с именами прилагательными

Правило слитного и раздельного написания ; не- частица, приставка, часть корня.
Упр. 360. *62

106
Не с именами прилагательными


*62,упр 360

Учебная неделя 19

107
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Правописание О-Е после шипящих
Упр.  362, *63

108
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных




109
(Р)  Сочинение – описание природы по картине ( Н.П. Крымов «Зимний вечер»)

Сочинение-описание пейзажа по картине. Сбор рабочего материала 
Индивидуальные задания





Индивидуальные задания

110
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Правило написания Н и НН  в суффиксах прилагательных, 
*64,упр.371

111
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных


*64,упр. 372

112
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных




Учебная неделя 20

113
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Написание суффиксов К и СК в прилагательных, способы различения суффиксов -К- и  
-СК-  в качественных и относительных прилагательных

*65,упр. 377

114
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-




115
Дефисное и слитное написание сложных  прилагательных

Два способа написания прилагательных, расширение словарного запаса.
*66,упр.382

116
Дефисное и слитное написание сложных  прилагательных


*66,упр.385

117
Повторение

 Основные правила правописания прилагательных. Высказывание на лингвистические темы с использованием научного  стиля.
Упр. 387 упр.390





Контрольные вопросы стр.39

118
(Р) Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла


Индивидуальные задания

Имя числительное
16+2



Учебная неделя 21

119
Имя числительное как часть речи.

Понятие числительного, его признаки.
*67,упр.  396

120
Имя числительное как часть речи.


*67,упр.397

121
Простые и составные числительные

Понятие о простых и составных числительных
Упр. 400, подготовить сообщение на тему «О происхождении каких числительных вы знаете?» *68

122
Мягкий знак на конце и в середине числительных

Правило постановки мягкого знака в числительных.
Упр. 401,403, *69

123
Мягкий знак на конце и в середине числительных




124
Порядковые числительные

Отличие порядковых числительных от количественных. Их изменение и согласование с существительными
Упр. 409 определить разряд числительных. *71

Учебная неделя 22

125
Порядковые числительные

Отличие порядковых числительных от количественных. Их изменение и согласование с существительными


126
Разряды количественных числительных

Понятие о разрядах числительных


127
Числительные, обозначающие целые числа

Понятие о числительных, обозначающих целое число .Особенности склонения числительных, обозначающих целые числа, правописание в косвенных падежах. Употребление в речи.
*72 ,упр.414.

128
Числительные, обозначающие целые числа


*72,упр.416

129
Числительные, обозначающие целые числа




130
Дробные числительные

Структурные части дробных числительных, их значение. Особенности склонения и сочетание с существительными
*73, упр.420

Учебная неделя 23

131
(Р) Составление юмористического рассказа по рисунку


*73, упр.422

132
Собирательные числительные

Умение правильно употреблять в речи собирательные числительные. Орфография.
*74 упр.425,

133
Морфологический разбор имени числительного

План устного и письменного разбора
*75,Упр.427

134
Повторение

Систематизация изученного о значении, правописании и синтаксической роли числительного
 Контрольные вопросы на с. 62

135
(Р) Публичное выступление на тему «Берегите природу!»

Монологи и диалоги по заданной теме в речевой ситуации
Упр.430

136
Контрольный диктант

Контроль знаний
 Пользуясь упр.432 написать  выступление «Берегите природу»

Местоимение
23+3



Учебная неделя 24

137
Местоимение как часть речи

Понятие о местоимении. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи
 *76,упр.434

138
Личные местоимения.

Понятие о личных местоимениях
*76,упр.436

139
Личные местоимения.


*77,упр,439.

140
Возвратное местоимение СЕБЯ

Лексическое значение, особенности склонения местоимения себя
Упр.  449. *78

141
(Р)  Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме»

Рассказ по сюжетным рисункам от 1 лица. Композиция сочинения
 Завершение работы

142
Вопросительные и относительные местоимения

Понятие о данных местоимениях. Отличие вопросительных и относительных местоимений, роль относительных местоимений в сложном предложении
Упр. 453, *79

Учебная неделя 25

143
Вопросительные и относительные местоимения

Отличие вопросительных и относительных местоимений, роль относительных местоимений в сложном предложении
Упр. 454 *79

144
Вопросительные и относительные местоимения


*79,упр.456

145
Неопределенные местоимения

Отличительные признаки неопределенных местоимений, дефисное написание приставки кое- и суффиксов, а также приставки не-
*79,упр.457

146
Неопределенные местоимения


*80 .упр,460

147
Неопределенные местоимения


*80,упр. 461

148
Отрицательные местоимения

Образование отрицательных местоимений,
Упр., 474.*81

Учебная неделя 26

149
Отрицательные местоимения

Образование отрицательных местоимений, выбор приставок не- и ни-.
*81,упр.465

150
Отрицательные местоимения




151
Притяжательные местоимения

Различать личные и притяжательные местоимения. Правописание и употребление в речи.
*82,упр. 475

152
Притяжательные местоимения


*82,упр.479

153
(Р) Рассуждение. Сочинение - рассуждение

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности
Сочинение-рассуждение

Индивидуальные задания

154
Указательные местоимения

Значение указательных местоимений, их изменение, синтаксическая роль.
*84,упр. 488

Учебная неделя 27

155
Определительные местоимения

Значение и употребление в речи определительных местоимений
Упр.  491 *85

156
Определительные местоимения


Упр.  490 *85

157
Местоимение и другие части речи.

Выделение местоимений по признаку сходства с другими частями речи.


158
Морфологический разбор местоимения.

План устного и письменного разбора
Повторить *87, упр.498

159
(Р) Сочинение по картине (Е.В. Сыромятникова. «Первые зрители» )


Индивидуальные задания

160
Повторение

Систематизация изученного о правописании местоимений
*76-87,упр.503

Учебная неделя 28

161
Контрольный диктант  

Контроль знаний
Упр.505

162
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

Анализ и коррекция недочетов
Подготовиться к словарному диктанту

Глагол
30+6



163
Повторение изученного в 5 классе о глаголе

Грамматические особенности глагола
Упр. 513, *88  

164
Повторение изученного в 5 классе о глаголе


Упр. 515 *88  

165
Повторение изученного в 5 классе о глаголе




166
(Р) Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа колет дрова» с включением части готового текста

Композиционные части рассказа, работа с обрамлением
*88,упр510

167
Разноспрягаемые глаголы

Спряжение глаголов. Правописание глагольных форм.
*89,упр524

168
Разноспрягаемые глаголы


*89 526

Учебная неделя 29

169
Разноспрягаемые глаголы

Спряжение глаголов. Правописание глагольных форм.
*89 527

170
Глаголы переходные и непереходные

Понятие о переходных глаголах.  Сочетание глаголов с существительными
*90 упр.519

171
Глаголы переходные и непереходные


*90 532

172
Глаголы переходные и непереходные


*90 536

173
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Категория наклонения у глаголов. Употребление глаголов в разных наклонениях.
*88 упр.520

174
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение


*91 539

Учебная неделя 30

175
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Категория наклонения у глаголов. Употребление глаголов в разных наклонениях.
*91 упр.541

176
(Р) Изложение

 Передача содержания текста от другого лица.


177
(Р) Изложение




178
Условное наклонение

Правописание частицы бы с глаголами, ее употребление в речи. Гласные в суффиксах глаголов  прошедшего времени
*92 упр.547

179
Условное наклонение


*92 упр.546

180
Повелительное наклонение

Понятие о повелительном наклонении глагола
*93,упр.528

Учебная неделя 31

181
Повелительное наклонение

Образование форм повелительного наклонения.  Правописание Ь после согласных. Различие глаголов 2 лица множественного числа и повелительного наклонения
*93. упр.555

182
Повелительное наклонение


*93. упр.560

183
(Р) Рассказ по сюжетным рисункам

Композиционные части рассказа, диалог.
*90,упр561

184
Употребление наклонений

Употребление наклонений в тексте.
*94, упр.562

185
Употребление наклонений


*94, упр.568

186
Употребление наклонений


Индивидуальные задания

Учебная неделя 32

187
Безличные глаголы.

Представление о безличных глаголах, особенности их употребления в речи
* 95 Упр.572

188
Безличные глаголы.


*92 Упр.575

189
Морфологический разбор глагола.

План устного и письменного разбора глагола
*96,

190
Морфологический разбор глагола.


*96, упр. 576

191
(Р) Рассказ на основе услышанного

Композиция рассказа
*97,упр.578

192
(Р) Рассказ на основе услышанного




Учебная неделя 33

193
Правописание гласных в суффиксах глаголов

Морфемный состав глаголов. Правило выбора гласной в суффиксах –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).
 *98 упр.580.

194
Правописание гласных в суффиксах глаголов


*98 упр.584

195
Повторение

Теория по теме «Глагол», сложный план сообщения о глаголе как о части речи
 Контр. Вопросы стр.138

196
Повторение


Упр. 585

197
Контрольный  диктант

Контроль знаний
  593

198
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

Анализ и коррекция недочетов
Индивидуальные задания

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
1110+2




Учебная неделя 34

199
Разделы науки о языке

Язык и его значение Орфографический разбор слов.
595

200
Орфография.

Орфографический разбор слов
Упр.600

201
Орфография.


Упр.607

202
Пунктуация.

Синтаксический и пунктуационный разбор
*101 609

203
(Р) Сочинение на тему по выбору

Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения, выбирать тип, стиль и средства выразительности языка


204
(Р) Сочинение на тему по выбору




Учебная неделя 35

205
 Лексика и фразеология

Лексический разбор слов.
*102,упр.614





*102,выписать в тетрадь фразеологизмы

206
Словообразование.

Словообразование как раздел науки о языке.
*103, упр. 617

207
Словообразование.


*103,выполнить морфемный разбор слов

208
Морфология.

Морфология как раздел науки о языке.
 *104 упр.619.

209
Синтаксис.

Синтаксис как раздел науки о языке.
*105,упр.621

210
Заключительный урок (резервный)

Подведение итогов




Формы контроля:
Промежуточный:  
Словарный диктант
Самостоятельная работа
Тестирование
Фронтальный опрос
Зачёт по теме
Обучающее сочинение
Обучающее изложение
Индивидуальная работа по карточкам
Итоговый:  
Контрольный словарный диктант
Контрольное сочинение
Контрольный диктант
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Тестирование по разделам
Контрольное изложение
Контрольная проверочная работа
Тест
Зачет

Перечень учебно-методических средств обучения
1. Учебник для ОУ «Русский язык 6 класс». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба Москва «Просвещение» 2015.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 6 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л. А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс. Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М.Т.Баранов. Л.Ю.Комиссарова, Т. М. Ладыженская,. Москва «Просвещение», 2014
4. Журнал «Русский язык в школе»
5. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Таблицы по русскому языку для 8 класса
Диски «Уроки русского языка» Кирилл и Мефодий
Репетитор « Русский язык» Весь школьный курс
Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс
Раздаточный материал, карточки, тесты.
Справочная литература.
Лист внесения изменений

№ п/п
Дата
Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплено
изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения

































































































































Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
          «Нормы оценки» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
 
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и  и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ; не кто иной как; ничто иное не; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ѕ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
1.В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.
Грамотность: Имеется более 8 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци  жен грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе  же следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебник для ОУ «Русский язык 6 класс». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба Москва «Просвещение» 2015.
Русский язык. Поурочные разработки. 6 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л. А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс. Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М.Т.Баранов. Л.Ю.Комиссарова, Т. М. Ладыженская,. Москва «Просвещение», 2014


Журналы «Русский язык в школе»
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Таблицы по русскому языку для 6 класса
Диски «Уроки русского языка» Кирилл и Мефодий
Репетитор « Русский язык» Весь школьный курс
Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс
Раздаточный материал, карточки, тесты.
Справочная литература.

Лист внесения изменений
№ п/п
Дата
Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплено
изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения




































































































































Gђ Заголовок 1 Заголовок 3$ђ Заголовок 415