Урок по русскому языку на темуСложноподчиненные предложения с придаточными места


Тема : «Сложноподчиненные предложения с придаточными места» 9 класс
Цели урока: 1) научить учащихся разбираться в структуре сложноподчиннных предложений с придаточным места, находить придаточные места в составе сложноподчиненных, правильно употреблять в речи данные виды предложений; 2) развивать устную и письменную речь учашихся, обогащать словарный запас учащихся; 3) прививать познавательный интерес к предмету, воспитывать чувство коллективизма,культуру общения.
Технология: критическое мышление
Приемы критического мышления: кластер, таблица ЗУХ, диаграмма Венна, синквейн.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Ход урока:
I. Организационный момент:
А) взаимное приветствие; б) рапорт дежурного; в) психологический настрой; г) деление на группы
II. Проверка выполнения домашнего задания:
упражнение 130. Задание: расставить знаки препинания, найти
сложноподчиненные предложения с придаточными времени.
III. Повторение изученного о сложных предложениях:
- Какие предложения называются сложными?
- При помощи каких средств простые предложения соединяются в сложные?
- Чем отличаются ССП от СПП?
- С какими видами СПП вы уже знакомы?
Задания для групп: 1-ая группа составляет диаграмму Венна (сходство и различие между ССП и СПП) ; 2-ая группа составляет кластер по ССП ; 3- ья группа составляет кластер по СПП.
IV. Побуждение.
Определение темы и цели учителем.
Определение цели урока учащимися.
V. Осмысление темы «СПП с придаточными места»
Работа с текстом «Акмола» .Чтение текста и беседа по вопросам: Кем был Акмола би? Что сделали люди после его смерти? Где решили его похоронить? Какое сооружение было построено в честь Акмолы? Кого привёл Жазы би к мазару своего деда? О чём он рассказал руководителю отряда? Что повелел руководитель экспедиции? - Какое СПП предложение можно составить, отвечая на третий вопрос? Акмолу решили похоронить там , где верблюд сделает первую остановку и ляжет на землю-Записать предложение на доске. Определить вид придаточного. Составить схему.
-Задание классу: Перевести данные предложения на русский язык, записать в тетрадях, определить вид придаточного.
1 Қар еріген жерде шөп шыға бастайды.
2 Мен қайда болсам ол да сонда болады.
По данным предложениям сделать вывод о СПП с придаточными места
и составить кластер по схеме:
Отвечают указывают
Придаточные места
Связываются относятся
-Формулировка правила и сравнивание его с правилом в учебнике
(Заполнить ЗУХ).
VI. Рефлексия. Работа по учебнику. 1-ая группа –упражнение 139(3 предложения)
2-ая группа –упражнение141(1-3 предложения), 3-ья группа-
упражнение141(4-6).
-Задание: Составить схемы к предложениям и сделать синтаксический
разбор предложений.
-Составить синквейн на тему «Астана» VII. Выводы по уроку.
- Что нового вы узнали из урока? Как вы думаете ,как мы сможем применить знания , полученные на уроке?
VIII Домашнее задание : выполнить упражнение №143
Комментирование оценок.