План-конспект урока по русскому языку 9 класс СПП с придаточными места и времени


План-конспект урока по русскому языку 9 класс
Тема: Место и время изменить нельзя, или СП с придаточными места и времениЦель: углубить знания о СП с придаточными, научить с помощью интерактивных упражнений различать придаточные места и времени, разграничивать союзы и союзные слова, составлять схемы при синтаксическом разборе; развивать навыки логического мышления, творческие способности, умение работать в паре и группе, самостоятельно ориентироваться в учебнике и составлять опорные схемы теорматериала, оперативно-слуховую память; воспитывать уважение к друг другу при совместной работе, интерес к русскому языку, культуре речи, народному творчеству и шедеврам советского кино.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (стилизация под сериал “Место встречи изменить нельзя”)
Тип урока: комбинированный с элементами игровой стилизацииХод урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний:
- Скажите, какое отношение имеют второстепенные члены предложения к придаточной части СПП?
Творческий экспромт:
- Преобразуйте ПП Наступила зима в СП с придаточным определительным и изъяснительным.
III. Мотивация учебной деятельности:
В одной русской народной сказке царь даёт такое задание Федоту-стрельцу: “Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что”.
- Как вы считаете, выполнимо ли такое задание? Аргументируйте свой ответ.
Помните, что одной из главных функций языка является передача информации для накопления опыта и результативных действий. Поэтому мы и начнём с этого урока изучать группу обстоятельственных придаточных, без которых в мире настала бы путаница и хаос. А поможет нам в этом знаменитый детективный сериал “Место встречи изменить нельзя”
Объявление темы, цели урока
IY. Изучение и усвоение нового материала:
1. Экспертное мнение МУРа(групповая работа):
Работа с теоретическим материалом из учебника:
А) прочитать и составить опорные схемы;
Б) составить примеры СП с придаточными места и времени, указывая грамматическую основу и союз/союзное слово, с помощью которого присоединилась придаточная часть к главной.
2. Пазлы Жеглова и Шарапова (парная работа):
Сложить отдельные слова/ словосочетания в СП с придаточными места и времении записать в тетради.3. Презентация предложений.
Y. Подведение итогов:
Вы сегодня на уроке демонстрировали умения, необходимые для следователей: быстроту реакции и логику. Осталось проверить вашу память с помощью распределительного диктанта (знаки не расставлены):
1) Где прежде взору град являлся величавый, развалины теперь одни.
2) Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер.
3) Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы плавные воды свои.
4) Впереди, где осталась роща, стояли молоденькие берёзки.
5) Там за садом, где калина цветёт, нежная девушка нежно поёт.
6) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Y I. Домашнее задание:
Знать теорию, составить 4 СП с придаточными места и времени, указав грамматическую основу и союз/союзное слово, с помощью которого присоединилась придаточная часть к главной, и построив схему каждого предложения.
Y II. Рефлексия:
Умелые действия следователей сериала “Место встречи изменить нельзя” привели к задержанию опасной банды “Чёрная кошка”. Наш урок я тоже предлагаю вам завершить условным задержанием “кошек” – оценок за урок:
Чёрная кошка – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.
Рыжая кошка – Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.Белая кошка – Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно. Предложения для пазловМы выбежали на крыльцо и бросились туда откуда слышались шорох и звуки
Солнце уже садилось когда я наконец выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село
Ранним утром когда все спали я вышел на цыпочках из душной избы
Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там где она пряталась под нависшие кусты
Небо было пурпурным и манило туда где оно касалось краем зелени лугов
В то время как я вздремнул взошла луна бросая сквозь тучи свой холодный и яркий свет
Ветер утих лишь только в небе зажглись яркие звёзды
Где никто не сорится там и дело спорится
Пока я рос в чужом краю мой город вырос постепенно
Вдруг там где прибой швырял свои белые фонтаны поднялся орёл
Они летят на вертолётах туда куда не проникает еще человек
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую её таинственную душу.
Парусное судно шло туда где море и небо сливались в синюю бесконечность
В то время как он остановился мелькнула перед моими глазами большая бабочка
Алексей почувствовал себя по-настояшему здоровым в то майское утро когда распустилась сирень
Все бежали оттуда откуда надвигался ужасающе чёрный дым