Конспект урока по русскому языку на тему: Сложноподчинённые предложения с придаточными места


Предмет Русский язык . 9 класс
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Ресурсы: Учебник «Русский язык» 9 класс.
Цели: 1. Формировать понятие о придаточных места, уметь строить схемы предложений.2. Развивать внимание, творческие способности.3. Способствовать воспитанию патриотических чувств.
Ожидаемые результаты 1.Знают    виды СПП.
2. Умеют  определять  виды СПП.
3.Умеют  определять главное и придаточное предложение и задавать вопрос к придаточному.
4. Умеют  определять вид придаточных обстоятельственных
Основная идея: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; применяют знания на практике, умение работать в группе, самостоятельный поиск информации
Тип урока: Комбинированный с элементами технологий КМ
Время Действия учителя: Действия учащихся: Методы
3 мин 1.Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
2. Деление на группы а/  приветствие;
б/  проверка посещаемости  учащихся;
Рассаживаются по группам Создание хорошего псих.настр
Деление на группы
3 мин 3. Стадия вызова
1. Работа с эпиграфом урока Прочитайте эпиграф урока и скажите: о чем говорят строки великого поэта? Как вы думаете? Что будет предметом нашего разговора на уроке? Ты видишь простор бесконечно степной, Как шалью, покрыт бесконечной травой, Здесь горы до неба, медовые реки – Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой. М.Жумабаев
А какая тема была затронута в ваших предложениях?
Верно, тема Родины. Составление кластера «Родина» Метод   «Мозговой штурм»
5 мин
5 мин 2. Проверка пройденного материала
Каждой группе учеников   дает задание организует защиту, обсуждение работ групп 1. Орфографическая разминка
Задание: Растение, беспечный, разложить, издавна, влево, кавказский, приморский, справа.
2.Лингвистический диктант
1. Сложные предложения делятся на …
2. Сложные союзные предложения бывают…
3.В сложных союзных предложениях используются союзы…
4.ССП делятся на …
5.Соединительные союзы:
6. Заполнение таблицы (Приложение № 1)
3.Составление постера
1-группа ССП
2-группа Виды СП
З-группа начертить графические схемы ССП и СПП Проверяют упражнение,
комментируют
По цепочке называют орфограмму.
Самооценивание:9-10 правильных-5
7-8 правильных – «4».
5-6 правильных – «3»
Взаимооценивание:
9-10 – «5»
7-8 – «4»
5-6 – «3»
10 мин 3.Работа по интер. доске Объяснение нового материала( по слайдам) Записывают в тетрадях Использование ИКТ диалогическое обучение
5 мин 4. Работа по группам. 1.Предлагает каждой группе выполнить практическую  работу по учебнику: Работа на доске
1 группа – упр 141(1,2)
2 группа - упр. 141(3-4)
3-группа- упр. 141(5-6) Групповая работа
2 мин ФизминуткаПение куплета песни «С чего начинается Родина» 7 мин Творческая работа.
Работа с текстом
Упр 137 стр109
(Приложение № 2) Каждая группа выполняет свое задание.
Групповая работа.
3 мин
6. Итоги урока, оценивание. Члены группы оценивают друг друга взаимооценка.
1 мин Домашнее задание Напишите эссе «Астана- город будущего». используя СПП. 2 мин 7 Рефлексия
— Было интересно…— Было трудно…— Я выполняла задания…— Я понял, что…— Я почувствовала, что…— Я смогла…— Я попробую…— Урок дал для жизни…— Мне захотелосьУчащиеся по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из написанных на доске.
Комментируют, определяют уровень знаний на данном этапе
Китарова Лайла Толыбаевна
учитель
русского языка и литературы
Западно-Казахстанской области
Чингирлауского района
Тасмолинской СОШ
Приложение № 1
№ Типы СПП вопросы Средства связи Позиция придаточного по отношению к главному
1 При каком условии? Если, (если…то), когда, раз(раз…, то) 2 СПП с придаточным цели (Чтобы ),[ ].
[ для того] (чтобы ).
3 Почему?
Отчего?
По какой причине? Потому что,
Оттого что, так как (Оттого что ),[ ].
[ ], (оттого что ).
[ ], (потому что ).
Приложение № 2
Легенда о названии местности Акмола
Существует легенда о названии местности Акмола. Когда-то здесь проживал знатный и уважаемый в народе би по имени Акмола. Он был главным советником Уалихана, сына Абылай хана-деда Шокана Уалиханова. Акмола прожил долгую иславную жизнь. Он был известным человеком своего времни, поэтому после смерти его тело, по обычаю, завернули поэтому после смерти его тело, по обычаю, завернули в кошму и погрузили на верблюда. Животное отпустили на свободу, чтобы тело уважаемого аксакала из знатного рода предать земле там, где верблюд сделает первую остановку и ляжет на землю. По народным преданиям, верблюд лёг на землю именно в том месте, где в 40-х годах ХVІІІ столетия однажды стоял Толе би, завещавший, чтобы там был заложен новый город.
За знатность и заслуги Акмоле был сооружён величественный мазар из белой глины, одиноко возвышающийся в степи.
Время шло. В середине ХІХ века внук Акмолы Жазы би привёл к мазару своего деда отряд российской экспедиции. Жазы би проведал руководителю отряда, что здесь похоренен его дед и что когда-то великий Толе би посоветовал казахам основать столицу там, где сейчас отряд сделал привал. Выслушав Жазы би, руководитель экспедиции повелел: «Крепость будем строить здесь и назовём её Акмолой»
Задания:
Кем был Акмола би ?
_________________________________________________________________________________________________________________________
Что сделали люди после смерти его смерти? ______________________________________________________________________________________________________________
Расскажите подробно, какое сооружение было построено в честь Акмолы? Опираясь на тексты, обоснуйте свой ответ. Как вы понимаете значение слова кошма?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синоним к слову знатный_______________________________________________________________
Рассмотрите эти два рисунка. Что между ними общего и чем они различаются? Запишите свой ответ.

Ответ
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дайте инфомацию к фотографиям. Объясните свой ответ.


____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Используя информацию из текста, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.
Да Нет Нет информации
Толе би прожил долгую иславную жизнь. Когда-то здесь проживал знатный и уважаемый в народе би по имени Акмола. И однажды Жазы би российскую экспедицию расположил на отдых вблизи мазара деда Уалихана. Там же он руководителю экспедиции поведал, здесь захоронен его дед и что когда-то великий Толе би  советовал казахам основать столицу там, где отряд сделал привал.
8. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание
В оценивании заданий использовать таксоманию Блума: знание текста – «3», понимание и применение –«4», анализ, синтез и оценка – «5».
1 вопрос – 1 балл, 2 вопрос – 2 балла, 3 вопрос -2 балла, 4 вопрос – 2 балла, 5- 2 балла. 6-7 -3 балла, 8 вопрос -5 баллов Оценки за ответы:
5 баллов – «3», 12-15 баллов – «4», 16-20- «5»