Статья на тему Когнитивная образовательная технология

Маклонова Елена Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мальтинская средняя общеобразовательная школа»
Когнитивная технология обучения в физическом образовании
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приводит к стремлению ускорить процессы информационного обмена.
На уроках физики, из-за сокращенного числа часов учебного плана на изучение физики, усвоить обучающимися значительный объем информации практически невозможно без понимания изучаемого материала. Когнитивная образовательная технология весьма удачно помогает решить вопросы понимания изучаемого материала, развивает интеллектуальные возможности обучающихся, которые являются необходимым условием получения фундаментального образования. В последние годы отмечается непрерывное снижение уровня интеллектуального развития обучающихся, что негативно сказывается не только на качестве усвоения предметного содержания, но и на формировании у школьников социальной, коммуникативной, информационной компетентностей, необходимых для успешной адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Применение когнитивной технологии обучения приводит к положительной динамике в когнитивном развитии школьников, качестве физического образовании. Когнитивная технология - это технология воздействия на то, как люди получают и хранят знания. Если мы имеем возможность влиять на эти процессы, мы практически получаем самый прямой и простой путь влиять на поведение людей, ведь люди делают те или иные вещи в зависимости от того, что они знают и что они узнают о текущей ситуации.
Когнитивная технология базируется на современных достижениях когнитивной психологии. Понимание учащимися учебной информации рассматривается как необходимое условие успешного обучения. Для изучения когнитивного развития учащихся используется комплекс диагностических процедур, позволяющих обнаружить причины учебных затруднений и адаптировать содержание обучения, методы и формы организации учебного процесса к когнитивным возможностям учащихся. Для слежения за динамикой предметного обучения, формированием общеучебных умений и интеллектуальным развитием учащихся применяется многоуровневая система мониторинга учебного процесса. Важными следствиями применения когнитивной технологии является развитие критического мышления учащихся и создание комфортного психологического климата.
Когнитивная образовательная технология способствует адекватному формированию физической картины мира. Одной из трудностей применения когнитивной образовательной технологии является то, что современные УМК не удовлетворяют требованиям когнитивной технологии:
теория дается в готовом виде;
не предусмотрено перекодирование информации;
большая часть заданий рассчитана на запоминание, а не понимание;
очень мало заданий творческого уровня, которые учителю приходится придумывать самому, а это – соответствующая затрата времени;
нет системы заданий, направленных на развитие когнитивных схем обучающихся.
Таким образом, когнитивная образовательная технология не только повышает эффективность усвоения учебного материала, но и является инструментом успешного формирования ключевых учебных компетентностей обучающихся.

15