Конспект урока окружающего мира в классе Как животные весну встречали



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новокалитвенская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области




Методическая разработка урока
по теме «Как животные встречают весну»( 1 класс окружающий мир)
УМК «Перспективная начальная школа»












Выполнила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Тельная Светлана Ивановна


Тема урока: Как животные весну встречают.
Цель урока: Создать условия для получения знаний о жизни животных весной.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявляя связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку;
2.Формировать навык чтения на материале урока.
3. Прививать любовь к природе, животным.
4.Развивать речь, творческое воображение, произвольное внимание;
5.Способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД
ЛичностныеУУД : широкую мотивационную основу учебной деятельности, ориентацию па понимание причин успеха, способность к самооценке, самостоятельность.
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; строить логическое рассуждение, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи.
РегулятивныеУУД: адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий; выполнять учебные действия.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Основные понятия: Потепление, проталины, гипотеза.
Ресурсы: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова «Окружающий мир», О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова «Давай знакомиться, мир ( учебник-хрестоматия),тетради « Наш мир» для индивидуальной работы, схема, мультимедийное оборудование, презентация.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Психологический настрой
-Посмотрите на солнце.
-О чем мечтаете вы, глядя на него?
- Послушайте, какое стихотворение о весне сочинила Виолетта
Пришла весна красивая и светлая.
Пришла с грозою и радугой цветов.
И солнышко, как мамочка - приветливо
В окошко светит ласковым лучом
-Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать.
III. Введение в тему
- Какое сейчас время года? (весна)
-Назовите весенние месяцы (март. апрель, май)
Кто помнит каким был меся март?(холодным)
Вы любите сказки?
Давайте послушаем сказку « Как зима украла весну»
-Что делают люди, когда они хотят, чтобы пришло поскорее тепло?(произносят заклички)
Давайте послушаем закличку, которую придумал Ермоленко Илья
Солнышко, солнышко
Ярче пригревай.
Травка зеленая
Быстрее прорастай.
-А как вы ребята, думаете весна услышала закличку, которую придумал Илья?
-Когда же по настоящему пришло к нам солнышко?( в апреле)
Солнышко приклеиваем
IV.Сообщение темы урока
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, может кто-то из вас сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Как животные весну встречают) - на доске
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с изменениями, происходящими в жизни животных с приходом весны)
- Молодцы, но мы сегодня с вами не только познакомимся с изменениями, происходящими в жизни животных, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.
-Кто любит весну?
Давайте представим, что мы с вами художники. В течение нашего урока мы будем создавать аппликацию под названием «Весна»
V.Работа по теме урока.
- Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? (стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды)
- И так первый признак весны - какой? (потепление.)Солнышко вручается
Потепление
- Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины)проталины приклеиваем
Потепление - проталины
- Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные). Долговременная память
- Все так думают? Может у кого-то есть другое мнение? Давайте проверим наши предположения.
VI.Работа с учебником.
-Откроем учебник на стр. 50, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолетика , и глазами Маши и Миши.
- Что мы можем увидеть с вертолета? (лес, деревья, пашни)
- Какой цвет преобладает? (Зеленый, яркий, цвет весны)
- А что видят Маша и Миша? (:::::.перечисляем)
- А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? Выслушиваются мнения детей.
- Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.
Потепление - проталины - насекомые
- А каких животных мы относим к насекомым? (Тех, у кого 6 ног)
- Как зимовали насекомые? (Насекомые спали в укрытии) полные ответы
- Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий)
- Где их сейчас больше всего? (на проталинках, на припеке)
- Почему? (Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет)
- Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв)
букашку приклеиваем
VII.Работа с хрестоматией. Выборочное чтение (Слуховая память)
1.Чтение текста "Каких бабочек можно увидеть ранней весной" (крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз)
- Что нового узнали о бабочках?
- А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?
- Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.
Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы - и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.
VIII.Разговор о птицах.
- Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые - жди новых гостей. А кого надо ждать? (птиц)
- Почему? (Птицы питаются насекомыми).
Схема дополняется таблицей прилет птиц
Потепление - проталины - насекомые - птицы
- Откуда возвращаются птицы? (Из тёплых стран)
- Как называют этих птиц? (перелетными)
-Все ли птицы долетают к нам?
Много трудностей встречают птицы на своем пути из теплых краев домой - усталость, голод, непогоду. Не все долетают до родных мест. зато ,как радуются те, которые добрались! И мы радуемся вместе с ними. Встреча птиц весной - это настоящий праздник.
- Когда же они возвращаются? (когда тепло и достаточно корма)
У весны свой порядок и у птиц тоже.
- С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? (грачи)
-Вы должны были подготовить к уроку сообщение о перелетных птицах. Кто хочет выступить с сообщением? Остальные учащиеся должны внимательно слушать
1) Фото грачей Слайд
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (грач)
А сейчас давайте послушаем сообщение о грачах.
Первыми к нам прилетают грачи. Они селятся по опушкам лесов, в парках.
Живут грачи колониями, строят по нескольку гнёзд на одном дереве. С марта они начинают ремонтировать старые гнёзда или строить новые из наломанных веточек, глины, мха, сухой травы. Самка откладывает 3–5 яиц и насиживает их три недели. Самец в это время исправно носит ей пищу.
Птенцов кормят оба родителя 30–35 дней насекомыми, червями, улитками.
-Посмотрите на рисунок и скажите, чем отличается старый грач от молодого.
Своих товар (У старых грачей основание клюва белое, а у молодых на первом году жизни это место покрыто перьями).
-К нам в класс пришло письмо. Представитель перелетных птиц Скворец обратился к весне с просьбой. Он подал заявку на получение собственного жилья. Вот что он написал:

«Дорогая весна!
Я очень ждал твоего прихода, чтобы прилететь в эти края. Помоги мне. пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться и радовать всех вокруг своим щебетанием.
С большим уважением, Скворец».
-Как вы думаете, какой дом хочет Скворец? (скворечник)
-Дети поднимите руки, кто услышал просьбу Скворца?
-Как вы думаете , доволен Скворец домиком, который вы ему приготовили?
-Давайте описание домика Скворца.
лесник обещал приехать за домиками для скворцов.
-Куда должно выходить окошко? Почему?
-Надо ли заглядывать в домик, проверять как устроились в нем жильцы?
2)Голос скворца
Давайте послушаем Скворца, как он поет и радуется ,что есть в нашей школе такие добрые ребята, которые провели настоящую акцию по названием «Птицы –наши друзья». А друзьям надо всегда помогать А на помощь вам пришли ваши папы. Какие замечательные скворечники получились, а руки у ваших пап золотые.
А сейчас давайте послушаем сообщение о скворцах.
О скворцах говорят: на крыльях весну принесли. И действительно, в конце марта начале апреля скворцы появились, и смотришь: ручьи побежали, зацвела мать-и-мачеха, вылетели первые бабочки.
Весной самцы скворцов прилетают раньше самок. Находят подходящие скворечники и начинают петь. Скворцы селятся также в дуплах деревьев.
В гнезде скворцов 4–6 яиц, птенцы появляются через две недели, а через три недели вылетают из гнезда. Питаются скворцы насекомыми. А в конце лета переходят на растительную пищу: ягоды, семена.
3)Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит ...
4)Фото и голос жаворонка
Жаворонки прилетают вместе со скворцами. Это одна из немногих птиц, которая поёт на лету. С песней она поднимается все выше и выше. По 2–3 минуты, а иногда по 10–12 минут поёт жаворонок.
Гнёзда начинают строить на земле, когда появляется трава. Птенцы вылупляются через 2 недели. Оба родителя кормят птенцов насекомыми.
Через 10 дней птенцы покидают гнездо. Летать они ещё не умеют, но бегают очень быстро. Однако далеко не убегают: родители ещё целую неделю продолжают их кормить. Жаворонки поедают насекомых, семена растений, засоряющих посевы.
4)Фото ласточек на проводах
Голос ласточки
Её называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ее легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Это птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается она на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Глядя на них, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе.
Угадали, что это за птица?
Ласточки прилетают в апреле. Кормятся только летающими насекомыми. Широкий клюв, заходящий за глаза, хорошо приспособлен для такого способа добывания корма.
-Есть такая народная примета; «Низко ласточки летают – быть дождю».
Как вы можете объяснить такую примету? (Ответы детей).
Перед дождём воздух становится влажным, волоски на теле насекомых сыреют, лёгкие мошки тяжелеют и опускаются ниже к земле. А за ними и ласточки.
Фото. Птенцы ласточки в гнезде
В начале мая появляются 4–6 яиц, которые насиживает одна самка, а самец носит ей еду. Птенцов выкармливают вместе 3 недели. А потом несколько дней учат их летать. Когда птенцы улетают из гнезда, ласточка снова откладывает яйца. У нас встречаются три вида ласточек. Хвост у деревенской ласточки острый и длинный. Гнезда они лепят из кусочков глины, смоченной слюной, под крышами домов. Между комочками глины вплетают стебли травы и соломы. Внутри гнездо выстлано перьями, шерстью.
5)Фото и голос кукушки
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее ...
Кукушка откладывает свои яйца в чужие гнёзда. Пока самец отвлекает птиц, кукушка откладывает яйцо. Вернувшись в гнездо, птичка ничего не замечает, потому что яйцо кукушки маленькое. Кукушонок появляется на два дня раньше птенцов. Голый, слепой, с огромным ртом и заметным углублением на спине. На следующий день кукушонок подползает под яйцо или птенчика, жертва оказывается на спине у кукушонка. Затем, приподнявшись на ногах, рывком выбрасывает её через край на землю. С каждым прилетом родителей, кого-то не хватает, но они этого не замечают. Птицы прилетают к гнезду 200–300 раз в день, чтобы прокормить кукушонка. Рассмотрите кукушонка в гнезде. Сравните его размер с приёмной матерью.
Как выдумаете, почему кукушки сами не выводят птенцов? (Ответы детей).
Три довода в защиту кукушки.
Кукушка откладывает два десятка яиц через 2–3 дня. Если бы она сама стала высиживать птенцов, то ей понадобилось бы почти два месяца. За это время в гнезде появились бы птенцы, которых надо кормить, и одновременно высиживать оставшиеся яйца. Такое большое гнездо, где уместятся 20 кукушат, мать построить не может. Не может и выкормить, так как кукушка питается чёрными волосатыми гусеницами, а желудок кукушонка не может переварить такую пищу.
Кукушкина бездомность приносит лесу пользу. Если бы у неё было гнездо, разве она могла бы бросить его и лететь куда – то спасать лес от черных гусениц? Это ещё один пример того, что мы не можем сразу решить, кто вреден в природе, а кто полезен.
IX.Работа с иллюстративным материалом (виды гнезд) стр.34-35-
Без рук, без топорёнка
Построена избенка. (гнездо)
Задание : Найди гнездо для каждой птицы. Обведи рамочки парных рисунков одинаковым цветом
- А что такое гнездо? (Выслушиваются мнения детей.) Гнездо - это птичий дом
-. А все ли гнезда одинаковые? А почему?
Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда?(нет)
- Можно ли разорять гнёзда?
Берегите птиц. Никогда не трогайте птичьи гнезда, а уж тем более не вынимайте из них яйца и птенцов.
В начале лета не берите в лес собаку, она может найти гнездо и съесть птенцов.
Не берите птенцов домой, вы все равно не сможете их выкормить
Охрана птиц – очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом

Природа наша терпит, терпит
Но сколько может вынести обид?
И вот однажды. вы уж мне поверьте,
Она нам очень сильно отомстит

-Глаза распахните!
Смотрите!
Растущая дико цветет земляника-
Не рвите, ромашку
Ночную фиалку,
Не делайте палку на случай
Из маленькой елки колючей!

-Если вырубить леса,
Пыль пойдет под небеса
Высохнут озера
Обмелеют реки
И не станут птицы
В пустыне гнездиться
Это очень грустно
Если в мире пусто.

Давайте будем дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом
Как парус с морем, трава с дождями
Как дружит солнце со всеми нами.
X.Физкультминутка
Песня
Дождик босиком
По земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если добрый ты,
Это хорошо,
А когда наоборот -плохо!

На лугу цветут
Разные цветы,
Радуют глаза людям
Ты их не сорвешь
Если умный ты
Мы их охранять будем!

Муравей бежит
Из лесной глуши,
Над травинкой он бьется
Если добрый ты
Трогать не спеши
Пусть скорее он домой вернется
XI.Продолжение работы по теме урока
- Мы немного отдохнули, а теперь вернёмся к теме урока. Вспомните, кто ещё просыпается ранней весной?
- Если вы затрудняетесь, давайте вспомним, кто готовился к зимней спячке? (Лягушки, жабы, ящерицы, ежи, медведи, барсуки)
- Как встречают весну эти животные?
Сообщения детей.
1.Ежик.
2.Ящерица
-Зачем ящерице нежится на солнце весной? хрестоматия
3.Лягушки
-Когда мы слышим урчание лягушек? (В конце апреля)
4.Медведица с медвежатами
Сказка
XII.Рефлексия.
-А теперь давайте посмотрим на нашу работу.
-Вам нравится, какая аппликация у нас получилась?
-У вас на столе есть капелька
Если вам понравился урок – приклейте капельку на светлую тучку.
Если вам было скучно на уроке - приклейте на темную тучку.

На этом наш урок окончен. Спасибо за урок. Наш урок подошел к концу, давайте подарим нашим гостям цветы. Пусть они радуются вместе с нами приходу весны.
15