Урок с презентацией по окружающему миру Солнце — ближайшая к Земле звезда (2 класс)


МБОУ Николо- Березовская СОШ
Конспект урока
«Солнце – ближайшая к Земле звезда»
окружающий мир 2 класс

Учитель: Кнышова С.И.
2015 г
Предметная область: окружающий мир. Дата: 27.11.2015

УМК Гармония.
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Солнце - ближайшая к Земле звезда.
Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности (Регулятивные УУД).
Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме; развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках (Познавательные УУД).
Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, в группе , опыта культурного общения с одноклассниками (Коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:формировать понятия: космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к земле звезда.
Оборудование урока:
Учебник 2 класса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, с. 98 - 101; интерактивная доска, презентации, карточки-схемы для работы в парах, зёрнышко пшена, мандарин, оценочные листы.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
Прозвенел звонок, Начинается урок. Подравнялись, подтянулисьИ друг другу улыбнулись! Нас природа окружает. Много   тайн  она скрывает. Чтобы тайны все узнать Надо думать, размышлять. Нам урок начать пора. В добрый путь, мои друзья!
II. Актуализация опорных знаний и выявление затруднений в деятельности
Цель: обобщить знания о некоторых явлениях природы.
Учитель задаёт вопросы.
- Ребята! Часто ли вы смотрите в небо?
- Что вас больше всего поражает в нём?
- Перечислите, какие природные явления можно наблюдать в дневном небе?
(Радуга, молния, рассвет, закат, образование облаков)
III. Проверка домашнего задания
Цель: проверить усвоение знаний о видах и разнообразии облаков.
- О каких облаках идет речь в загадках?
(Презентация «Разнообразие облаков»)
1.В жаркий день на небе чистом
Потеряли перья птицы…
Ну а может, и не птицы.
Что же это? Объясните. (Перистые.)
2. Хмурится на небе тучка,
Слезы капают из глаз.
Отгадайте, что за штучка
Это облако у нас. (Кучевые облака.)
3.В пасмурный день всё небо покрывают серые ……. облака.
(Слоистые облака)
4. Серая с отливами
Синими и чёрными
Шаль по небу медленно,
Медленно плывёт… (Грозовая туча)
5.Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук. (Туман)
-Давайте проверим, что вы знаете о видах и разнообразии облаков. Перед вами тестовое задание. На его выполнение у вас 3 минуты.
Тема : Разнообразие облаков. (Небесные странники).
1. На что похожи перистые облака:
А) на перья птиц
Б) на кружево
В) на туман
2. На что похожи кучевые облака:
А) на цветы
Б) на животных
В)напоминают снежные горы
3. Слоистые облака по цвету:
А) белые
Б) чёрные
В) серые
4. Выше всех располагаются облака:
А) кучевые
Б) перистые
В) слоистые
5. Когда облака сгущаются, они становятся:
А) грозовой или снежной тучей
Б) перистыми облаками
В) слоистыми облаками
-Теперь обменяйтесь работами, проверьте их друг у друга. Сделайте исправления (если есть ошибки) простым карандашом.
(Собрать работы)
IV. Определение темы урока.
Цель: учить самостоятельно формулировать тему урока
Постановка учебной задачи.
Презентация «Солнце – ближайшая к Земле звезда»
(Слайд 1)
Цель: учить учащихся ставить учебные задачи в соответствии с темой урока.
-А что ещё, кроме облаков, мы можем днём наблюдать на ясном небе?
Читают дети (Слайд 2).
Кто – то утром, не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
- Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
- Какие сведения о солнце вам уже известны? (Выслушивает ответы учащихся.)
- Достаточно нам этих знаний?
- А что бы вы хотели узнать о Солнце?
(Что такое Солнце?Почему оно светит и греет?
Какого размера Солнце?
Оно больше или меньше Земли?
Как далеко до Солнца?И др.)
- Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё о нём знаете и хотите получить новые знания.
Тема нашего урока «Солнце - ближайшая к Земле звезда».
(Слайд 3).
- Поставим цели нашего урока.
(Слайд 4).
Систематизировать знания о Солнце.
Узнать что – то новое о Солнце.
V. «Открытие» учащимися новых знаний
- Давайте выясним, необходимы ли нам знания о Солнце?
- Объясните смысл стихотворения.
(Слайд5)
У подсолнуха забота – Ни минуты без работы.Пока солнышко стоит:Как радар за самолётом,Он за солнышком следит. (ответы детей)
(Учащиеся делают вывод: головки подсолнуха поворачиваются за солнцем. Другие растения раскрываются с восходом солнца и закрываются перед закатом)– Представьте себе, что Солнце погаснет. Что произойдёт на Земле?(Станет темно, исчёзнут краски окружающего мира, станет холодно, исчёзнут растения, а затем и животные, и человек.)
– Какой вывод мы можем сделать?
Солнце  – источник жизни на нашей планете. Оно излучает свет и тепло.
Решение первой познавательной задачи:Что такое Солнце? Почему оно светит и греет?
Задание 1
– Прочитайте стихотворение Якова Акима в учебнике (c.98)
(Дети читают)
– Объясните, почему всё живое радуется солнцу?
– Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда перестают светиться угли костра?
– Наблюдали ли вы, как горит свеча?
– Что светится в электрической лампочке?
(ярко светит раскалённая металлическая нить электрической лампочки?)
– Что вы ощущаете, когда облака закрывают солнце?
Задание 2
рассмотрите фотографии (c.99). Обсудите, что является источником света в каждом случае?
Вывод: излучают свет и тепло раскалённые тела (костёр, свеча, факел, электрическая лампа).
Задание 3
Прочитайте текст (c.100)
Объясните, что такое Солнце?
Солнце – это раскалённый газовый шар.
(Слайд 6)
(Слайд 7)
Физминутка:
Утром солнышко проснулось,Улыбнулось, потянулось.Вот как солнышко встаёт –Выше, выше, выше!К ночи солнышко зайдёт –Ниже, ниже, ниже!Хорошо, хорошоСолнышко смеётся,А под солнышком нам всемВесело живется!
Решение второй познавательной задачи – Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли?– Как вы думаете, что больше Солнце или Земля?– А во сколько раз Солнце больше Земли?Практическая работа.– Если поставить Солнце рядом с Землёй, то это выглядело бы вот так: Солнце – мандарин. Земля – пшеничное зёрнышко.– Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос: во сколько раз Солнце больше Земли?
(Слайд 8)
Решение третьей познавательной задачиКак далеко до Солнца, можно ли до него долететь на космическом корабле?– Почему мы видим огромное Солнце небольшим светящимся кругом.
Стр.101 учебника– Убедитесь в правоте своих выводов просмотрев презентацию.
(Слайды 9 – 13)1. Космическая ракета, запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода. 2. Самолёт летел бы до Солнца около 20 лет.3. На автомобиле со скоростью 80 км/ч. мы безостановочно ехали до Солнца 200 лет.4. Пешком мы будем добираться до Солнца 4 000 лет.
5. Расстояние до Солнца 150 млн. км.– А как вы думаете, за какое время преодолеет это расстояние солнечный свет?– Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос.
VI. Первичное закрепление
Цель:закрепить полученные знания.
– Эй, ребята, выше нос Солнце грусть не любитИ пускай работа в парахВсем на пользу будет.
Задание на рабочем листе.1. Солнце  – это звезда?планета?спутник?2. Солнце имеет форму?круга?шара?3. Учёные, изучающие звёзды называются:астрономы?физики?биологи?4. Соедини слово и его значение.
Солнце планета
Земля                   звезда
5. Вставь пропущенные слова: Солнце источник________ и _________
Самопроверка (Слайд 14)
VII. РефлексияЦель.Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
– Подведём итоги урока. В этом вам поможет Солнце.  (Слайд 15)
Я узнал (а), что …Меня поразило ….Хочу сказать «Спасибо»  …В жизни пригодится ….Я задумался о …Я постараюсь
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Поставьте себя на лесенку успеха.
(Слайд 16)
Оценочная лесенка
У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала! Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки успеха», поставив себя на одну из её ступенек.
Оценки с комментированием каждому.
VIII. Домашнее задание (Слайд 17)
Учебник страницы 98-101рабочая тетрадь задание 14, Творческое задание. Провести исследование и ответить на вопросы : Солнце – друг? А может ли быть солнце врагом?
(Слайд 18)
- Спасибо за урок.
1. На что похожи перистые облака:
А) на перья птиц
Б) на кружево
В) на туман
2. На что похожи кучевые облака:
А) на цветы
Б) на животных
В)напоминают снежные горы
3. Слоистые облака по цвету:
А) белые
Б) чёрные
В) серые
4. Выше всех располагаются облака:
А) кучевые
Б) перистые
В) слоистые
5. Когда облака сгущаются, они становятся:
А) грозовой или снежной тучей
Б) перистыми облаками
В) слоистыми облаками
1. На что похожи перистые облака:
А) на перья птиц
Б) на кружево
В) на туман
2. На что похожи кучевые облака:
А) на цветы
Б) на животных
В)напоминают снежные горы
3. Слоистые облака по цвету:
А) белые
Б) чёрные
В) серые
4. Выше всех располагаются облака:
А) кучевые
Б) перистые
В) слоистые
5. Когда облака сгущаются, они становятся:
А) грозовой или снежной тучей
Б) перистыми облаками
В) слоистыми облаками
1. Солнце  – это …А) звезда? Б) планета? В) спутник?
2. Солнце имеет форму?А) круга? Б) шара? В) овала
3. Учёные, изучающие звёзды называются:А) астрономы? Б) физики? В)биологи?
4. Соедини слово и его значение:
Солнце планета
Земля                   звезда
5. Вставь пропущенные слова:
Солнце источник________ и _________
1. Солнце  – это …А) звезда? Б) планета? В) спутник?
2. Солнце имеет форму?А) круга? Б) шара? В) овала
3. Учёные, изучающие звёзды называются:А) астрономы? Б) физики? В)биологи?
4. Соедини слово и его значение:
Солнце планета
Земля                   звезда
5. Вставь пропущенные слова:
Солнце источник________ и _________