Эссе на тему Инклюзия в современной школе


Инклюзивное образование в современной школе.
Современная общеобразовательная школа – какая она? Конечно, оснащённая едва ли не по последнему слову техники. Конечно, с талантливыми педагогами, идущими в ногу со временем и даже опережая его. Но в первую очередь, современная школа – это дети. Дети разные по своим психо-физическим возможностям, интеллектуальным способностям. Объединяет их одно – статус ученика, школьника, а значит, комфортно должно быть всем, чтобы каждый мог почувствовать себя нужным, успешным, интересным, талантливым. «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом». (Дэвид Бланкет) В таком случае, школа неизбежно должна стать инклюзивной. Что таится за этим красивым словом?
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Субъект инклюзии – это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (с различными нозологиями) и особыми образовательными потребностями. У этих детей наблюдается:
•более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития;
•эмоциональная незрелость;
•явные трудности управления своим поведением;
•трудности социальной адаптации;
•низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.
Сегодня много говорят и пишут об инклюзии в образовании. В школу приходят дети с различными особенностями здоровья (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития, дети –аутисты). Возможно ли организовать эффективный учебный процесс в общеобразовательном классе для детей с ОВЗ? Но ведь такие дети обучались и раньше в общеобразовательных классах тех школ, что не имели коррекционных классов (и даже при их наличии!), но для них не создавались специальные условия для полноценного обучения, если учитель не проявлял личной инициативы.
На данный момент существует много нормативных документов, которые содержат различные определения, рекомендации и описание процесса инклюзии, но… нет ни одного документа, способствующего постепенному чётко отрегулированному переходу к инклюзивному образованию. Между тем, следует заметить, что принять детей с ОВЗ и детей-инвалидов такими, какие они есть, не готово общество, не готовы и многие учителя.
Для того, чтобы обучение ВСЕХ детей стало успешным, начинать надо со взрослых: с педагогов и родителей. Педагоги должны знать особенности развития и образовательные потребности детей с ОВЗ, пройти курсы переподготовки или курсы повышения квалификации. И если политика школы будет нацелена на то, что каждый ребенок особенный, будет стараться учитывать эти особенности и помогать развиваться, тогда на выходе мы получим человека способного жить в этом обществе и инклюзивное общество. Родители для образования не являются препятствием. Это мы им сделали много барьеров и препятствий, это мы их не научили, это мы их напугали. Поэтому они, конечно, боятся. Если родителям правильно объяснять все, если они будут видеть заинтересованность школы в том, чтобы ребенок обучался, чтобы он приходил, занимался вместе с детками; увидят, что среда творит просто чудеса - тогда они будут с нами заодно. [3] Родителей нужно убедить в том, что их ребёнок в школе не будет изгоем, а научится общаться и его примут таким, какой он есть. Детям тоже нужно прививать культуру общения с детьми, непохожими на них.
В моём классе обучается ребёнок-инвалид (ребёнок-«бабочка») с сохранным интеллектом, девочка находится на домашнем обучении. Семья не согласилась выйти на дистанционное обучение, т.к. считают важным живой контакт с учителем. Для социализации девочки мы приглашаем их на наши праздники, на школьные мероприятия, концерты и т.д. Так вот когда ребёнок посещал занятия внеурочной деятельности в школе, в вестибюле маме и дочери приходилось выслушивать различные комментарии и отвечать на бестактные вопросы родителей учеников из других классов (родители моего класса в курсе проблемы и положительно относятся к общению своих детей и девочки-бабочки). Это тяжело. Единственный плюс этой ситуации в том, что девочка учится правильно реагировать на бестактность и приходит к пониманию того, что не все взрослые, в отличие от тех, что приходят к ним домой, готовы проявлять внимание и заботу о ней. Налицо так называемый социальный барьер.
Помимо него, нельзя не упомянуть и архитектурный барьер для инклюзивного образования (большинство школ не оборудовано пандусами, необходимым оборудованием и т.д.), а также финансовый барьер. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детей с ОВЗ и детской инвалидностью, изжить их и предоставить ВСЕМ детям равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования. Вот тогда школа, преодолевшая кадровые, финансовые, архитектурные барьеры, станет действительно СОВРЕМЕННОЙ. Остаётся надеяться, что в самом ближайшем будущем инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества.
Список использованных источников и литературы
http://www.mriro.ru/http://aupam.narod.ru/
https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-371/http://www.inclusive-edu.ru/http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=55Материалы семинара «Инклюзивное образование» , ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления», Кузьмина Л.В.