Конспект семинарского занятия по теме «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?»


Конспект семинарского занятия по теме «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?»
Тип занятия: проблемный семинар.
Тема: «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?»
Цель: расширить понимание и сформировать позицию по вопросу инклюзивного образования.
Задачи:
Образовательные:
Знать: Историю возникновение термина «инклюзии», основные составляющие понятия; историю развития инклюзии как одного из ведущих гуманистических принципов общественного развития; ключевые концепции инклюзии в современном образовании; отличия понятий «инклюзия» и «интеграция».
Уметь: Разрабатывать пути внедрения принципов инклюзии в различные сферы образования.
Владеть навыками практической реализации теоретических знаний об инклюзии в практической деятельности для решения возможных проблем при реализации учебно-воспитательной работы.
Развивающие: Развитие способности выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, вести диалог, аналитически мыслить, задавать вопросы и отвечать на них.
Воспитательные: Формирование уважительного и терпимого отношения к детям и лицам с ОВЗ у будущих педагогов.
Используемые технические средства: доска, маркеры, листы чистой бумаги, секундомер.
Участникам предлагается в форме дебатов выразить свое отношение к проблеме инклюзивного образования. Тема дебатов задается преподавателем: «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?». Дебаты проводятся по определенной схеме, в соответствии с регламентом. Задача одной части студентов (команда 1) – доказать нейтральной стороне (преподаватель, слушатели), что инклюзия и интеграция необходимы в современном образовании, привести максимум аргументов за и постараться отразить все нападки противников. Задача второй команды – привести контраргументы и аргументы в пользу дифференцированного образования и сохранения традиционных форм обучения детей с ОВЗ.
В конце обязательна общая рефлексия с анализом, изменилась или осталась прежней позиция по вопросу обсуждения у членов команд и слушателей, удалось ли склонить оппонентов к своей точке зрения, какие новые мысли, идеи пришли в голову, возможен ли компромисс между двумя позициями?
Перечень литературы и учебно-методических материалов:
Основная
Специальная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; ред. Н.М. Назарова. – 9-е изд. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011. – 168 с.
Дополнительная
Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1999.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. – М., 1985.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2000.
Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.
Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000.
Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.
Методические указания преподавателю: 
Технология «Дебаты»
В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.
Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
Сообщение при дебатировании воздействует на различные уровни структуры, сознания слушателя. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации.
Акценты целей
Глобальные цели:
способствовать становлению гражданского общества в России;
способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;
и побудить к участию в программе представителей общественности – через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.
Педагогические цели
Сформировать:
логическое и критическое мышление школьников;
навык организации своих мыслей;
навыки устной речи;
навыки риторики;
эмпатию и толерантность;
уверенность в себе;
способность работать в команде;
способность концентрироваться на сути проблемы;
манеры при публичном выступлении.
Особенности концептуалаРечевой аппарат поддерживает реальность, «проговаривая» различные элементы опыта и помещая их в определённые места в реальном мире, – приблизительно так можно выразить функцию социализации и идентификации в общем замысле программы «Дебаты».
Идея открытого общества, понимаемого как общество, основанное на равенстве прав и ответственности его членов перед законом.
Современное понимание культуры, предполагающее активность её субъектов, т.е. их значимость, право на существование в поликультурном пространстве, неконфликтное принятие разнообразия.
Существование различных мировоззренческих позиций без жёстко заданных норм поведения и восприятия.
Идея ценности личности и создание среды, адекватной её развитию.
Особенности содержания
Метод активного обучения «Дебаты» состоит из двух частей: собственно самих дебатов, методики их организации и проведения на занятиях.
«Классические дебаты К. Поппера».
Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
Подготовка к дебатам начинается с определения их темы (тезиса).
При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы;
быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
иметь чёткую формулировку;
стимулировать исследовательскую работу;
иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Работа с информацией по теме:
активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
поиск информации с использованием различных источников;
систематизация полученного материала;
составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
построение стратегии отрицающей стороны;
умение правильно формулировать вопросы;
овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;
овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Инклюзия во благо образовательной системе», то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая — антитезис: «Инклюзия – это вред для образовательной системы».
В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, УЗ – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки.
Каждый спикер в игре имеет свою определённую роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.
Эти ограничения отражены в регламенте дебатов. Регламент представлен в таблице 1.
Таблица 1
Регламент дебатов
Спикер
Время
выступления
Комментарий
У16 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)
О3 к У13 мни
Третий спикер отрицающей команды (О3) задаёт вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)
О16 мин
Речь первого спикера отрицающей команды (01)
У3 к О13 мин
Третий спикер утверждающей команды (УЗ) задаёт вопросы первому спикеру отрицающей команды (01)
У25 мин
Речь второго спикера утверждающей команды (У2)
О1 к У2
3 мин
Первый спикер отрицающей команды задаёт вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)
О25 мин
Речь второго спикера отрицающей команды (02)
У1 к О2
3 мин
Первый спикер утверждающей команды задаёт вопросы второму спикеру отрицающей команды (02)
УЗ
5 мин
Речь третьего спикера утверждающей команды (УЗ)
О3
5 мин
Речь третьего спикера отрицающей команды (03)
Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью.
На учебных занятиях членами команды являются ученики. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся или преподавателем.
Итак, дебаты состоят из следующих раундов: речи спикеров, перекрестные вопросы, тайм-ауты, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (каждой команде дается не более 8 мин в течение игры). Время для подготовки (таймаут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрёстные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами дебатов. Их цель – принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».
Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), корректные и некорректные, провокационные или улавливающие, контролирующие, активизирующие внимание, активизирующие память, развивающие мышление.Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложны восполняющие (открытые) вопросы. Обычно используется форма простого (который не может быть расчленён, не включает в себя другие вопросы), а не сложного вопроса (который можно разбить на несколько простых вопросов). Нельзя задавать вопросы, направленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.
В процессе дебатов каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме, и которая используется для обоснования своей позиции.
Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.
Принцип первый: уважение необходимо.
Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Можно и нужно атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.
 Принцип второй: честность обязательна.
Обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, поэтому честность – стержень дебатов. Задача участников дебатов, - быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда «быть честными» - значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции.
 Принцип третий: проигравших нет.
Первое предназначение игры – обучение. Обучение имеет большее значение, чем победа.
Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.