Проект урока по математики и технологии на тему Уравнение 1класс (Максимова З.П., Тимофеева М.В)


Интегрированный урок математики и технологии
Класс: 1 Б, МБОУ «СОШ №10», г.Нефтеюганск ХМАО
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Учитель; Тимофеева М.В, Максимова З.П.
Тип урока: Постановка и решение учебно-практической задачи.
Технологическая карта изучения темы «Уравнение»
Тема Уравнение.
Цель: педагогическая: создать условия для выхода на понятие «уравнение»; Ученическая: овладение умением выявлять общие способы решения уравнений на взаимосвязи между целым и частью.
Задачи: для учителя:
1. Организовать исследование материала с целью формирования представления об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).;2. Активизировать познавательную деятельность : развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
3.Формировать коммуникативные навыки;
4.Формировать учебные действия: действия самооценки и самоконтроля;
для обучающихся:
при исследовании, основанном на предыдущих знаниях взаимосвязи между целым и частями поставить новую учебную задачу и формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым.
Планируемый результат Предметные:
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Уравнение, решить уравнение, корень уравнения, уравнять, часть, целое.
Межпредметные связи Математика, технология.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Э.И.Александрова Математика. Учебник для 1-го класса.
- презентация «Уравнение», заготовка «Танграм»,ножницы, клей , фломастеры, табличка знак вопроса, памятка:
План работы.
1.Имя фигуры.
2.Разрезать заготовку на части.
3.Выложить на основу по эталону.
4.Приклеить на основу.
5.Защита модели.
- электронные физкультминутки
Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска SMART Notebook, компьютер.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
УУД
1 2 3 Предметные УУД
I. Создание ситуации успеха.
Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
1.Прозвенел звонок
Начинается урок.
Проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте?Все ль в порядке?
Книжка , ручка и тетрадка.
-Здравствуйте , уважаемые гости!
-Ребята, разрешите начать урок.
-А урок математики и технологии мы сегодня проведем вместе с вами и Мариной Владимировной. Уметь совместно договариваться о правилах
поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Создание ситуации разрыва. (Актуализация знаний и фиксация затруднения.)
Цели:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;
-организовать фиксирования индивидуального затруднения
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.
Организует обобщение актуализированных знаний. действия.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
2.Посмотрите на экран.
-Назовите нумерацию только тех выражений, в которых значение выражения является компонентом «целое».
1) 2437- 213 2) 1598 +798 3) 5365- 827 4) 837+ 625
-Что вам помогло выбрать нужные выражения.
-Марина Владимировна, вы говорили, что знаете китайскую игру «Танграм».
-Да, знаю!- Танграм  «Ши-Чао-Тю» в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».
-Лидеры групп, у вас на столах лежат заготовки для игры.
-Обозначьте каждую часть на танграме своим именем, используя буквы алфавита.
-Этот квадрат вам нужно разрезать на 7 частей
- Затем собрать из частей танграма силуэты людей, животных, птиц, предметов…
В собранную фигуру должны входить все семь частей.
- Части выложить на альбомный лист по эталону и приклеить на основу.
-Ребята! Я вам предлагаю:
-Описать свои действия на листах при помощи формулы и модели с лучиками
А теперь, послушайте легенду, о том, как три мудреца придумали  танграм.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» .2,4 –обращаю внимание на знак действия.
Ответы: вычесть можно только из целого,;Часть + часть получится целое.
Дети используют правило взаимосвязи между компонентами.
Работа по группам
Защита модели.
Уметь решать задачи на нахождение целого или частей.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
Цели:
-выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения 3.Посмотрите на экран.
-На какие группы можно разделить эти математические записи?
3 + 5, 7 - 3
А+В С+Р
3 < 9, 10 > 6
7+2=10
-Скажите, верное ли это равенство
-Превратите это равенство в верное.
7 + 2 = 9
Ответы ребят:
3 + 5, 7 - 3 (числовые выражения)
А+В С+Р (буквенные выражения)
3 < 9, 10 > 6 (неравенства)
7+2=10 (равенство)
7+2=9 Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
1V.Постановка учебной задачи.
Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока
4.А какие равенства вы ещё знаете?
- Посмотрите на запись на экране.. + 2 = 7
-Как называется эта запись?
- Заменим «окошко» буквой латинского алфавита, что получится?
Х -2 =7 - УРАВНЕНИЕ.
Это буква «икс». Произнесите все вместе хором.
- Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать?
Несколько учащихся вслух читают получившиеся равенства
- Назовите тему нашего урока .-Ребята, а вы можете мне сказать от какого слова образовано слово «уравнение»
-Тогда, что такое уравнение?
-Если мы говорим, что уравнение это равенство, давайте попробуем уравнять величины.
Х -2 =7 - УРАВНЕНИЕ.
Тема нашего урока: уравнение.
Ответы:равный → равнять →ровно ... → уравнять.
Варианты ответов:
1.Равенство с неизвестным числом, называется уравнение.
2.Равенство, в котором есть неизвестный компонент.
3.Равенство с неизвестной величиной.)4.Это равенство, в котором один компонент не известен, он обозначен буквой латинского алфавита.
Работа в паре – с полосками, работают индивидуально.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).V.Моделирование и конструирование нового способа (понятия).
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку
-организовать выявление места и причины затруднений,
5. - Перед вами весы
-И у вас рисунки весов на столах.
-Посмотрите и скажите, чаши весов находятся на одном уровне?
-Давайте, уравняем величины, а что значит уравнять?
-На правой чаше весов арбуз , весом в 5 кг.
-Ребята, возьмите полоску, которая отображает величину в 5 кг и
-Назовите величину буквой А.
-Покажите.
-На левой чаше весов арбуз весом в 2 кг.
-Возьмите полоску, которая отображает величину в 2 кг.
-Назовите величину В.
- Покажите.
-Какая задача перед нами?
-Уравняйте.
-И приклейте их на основу.
(Выполнив задание, дети показывают, что группа готова (берутся за руки и поднимают их вверх).-Покажите, чему равна неизвестная величина на левой чаше весов?
- Ребята, объясните, каким образом вы нашли неизвестную величину 3 ?-Ребята, значение Х называют корнем уравнения. (Учитель на доске вывешивает табличку с надписью “Корень уравнения”).
Нет.
Варианты ответов:
сделаем равными-уравняем:
-Нужно уравнять левую и правую части.
- Методом подбора.
5– это 2 и 3
Индивидуальна работа.
Наша задача, уравнять чаши весов.
(Приклеивают арбуз весом в 3 кг. (Уравнивают)
(Показ 3)
От целого отняли часть. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V1.Решение частной задачи.
6.Перед вами уравнения, прочитайте.
а - х = b, х – а = b
-Найдите и запишите , чему равен Х в этих уравнениях.
-Прочитайте!!
-Решите следующее уравнение.

-Назовите способ нахождения неизвестной величины.
-Найдите, чему равен х:
6+ Х = 9 Х – 2 = 3
-Найдите, чему равен корень первого уравнения?
-Найдите, чему равен корень второго уравнения.
- На столах таблица ,определите, каким компонентом является неизвестное число в уравнениях и напишите в нужную ячейку.
Неизвестная часть Неизвестное целое
1 + х = 8
у – 7 = 3
-Что мы должны сделать, чтобы найти неизвестный компонент часть?, целое?
Х= В-А Х-= В+А

Дети используют правило взаимосвязи компонентов.
(от целого отнять часть)
Х=3
Х=5
Решение задач на нахождение целого и частей
Неизвестная часть Неизвестное целое
1 + х = 8
у – 7 = 3
Взаимопроверка
От целого отнять часть.
К части прибавить часть.
Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
V11.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
7. Ребята, а сейчас, я вам предлагаю поиграть.
-Хлопните в ладоши, если это уравнение.
(Учитель показывает математические записи)
Х-549 =456
К = 8
У+231=987
6 – 3 =3
С-287=287
-Ребята, напомните, тему нашего урока. (Уравнение)
-Тогда скажите, что же такое уравнение?
-Что значит решить уравнение? (Найти корень уравнения)
-Вот и подошёл к концу наш урок.
Организует самооценку учебной деятельности.
А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке.
-Для этого подготовьте свои смайлики и определитесь по таким критериям:
-Я доволен своей работой на уроке.
-Мог бы работать лучше.
-Но, к сожалению вазы – настроения, которые мы приготовили для вас , разбились.
Ребята, помогите их собрать из осколков и тогда мы сможем разместить в них наши смайлики и оценить свою работу на уроке.
(Дети вывешивают свои работы)
-Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
-Избавляйся от…
-Будь всегда…
-Помни…
Спасибо за урок!
Оценивание своей деятельности.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).