Тимофеева Н.А. Рецензия на рассказ А.Платонова Третий сын


Рецензия на рассказ А. Платонова «Третий сын»
…чувству родины и любви к ней
патриотизму, человек первоначально
обучается через ощущения матери и отца
то есть в семье…
А. Платонов
Рассказ «Третий сын» известен как своего рода художественный канон прозы Андрея Платонова. Еще при его жизни он вошел в антологию русского рассказа на английском и французском языках, вышедшую во Франции и Англии. В то же время это произведение послужило причиной резких критических нападок на писателя, обвиняемого в «ущербности» его гуманизма. (А. Гуревич). Меня же оно привлекло тем, что именно в этом рассказе наиболее полно раскрывается Платонов, как носитель глубочайшей гуманистической философии. В «Третьем сыне» заключены дорогие писателю мысли, о единстве семьи-родины-человечества, сберегаемые памятью и любовью. Обвинения в мрачности и отсутствии гражданского оптимизма, по-моему надуманы.
Рассказ не велик по объему и читается на одном дыхании. Он поразил меня простотой и какой-то будничностью изображенных в нем событий. «В областном городе умерла старуха» - так начинается повествование А. Платонова. Это похоже на сказочный зачин – только наоборот. Все действия связаны не с тем, что старуха «жила-была», а с ее смертью. В том, как изображает писатель героиню, чувствуется его личное отношение к матери, Марии Васильевна, память о которой он пронес через всю свою жизнь.
К теме семьи, детства, проблемам сиротства – духовного и физического, Платонов возвращается постоянно. Но именно в этом произведении ему удалось с большей теплотой и любовью рассказать о матери, которая так долго старалась сберечь свое тепло «ради того, чтобы любить своих детей и гордится ими».. Старуха, «давшая сыновьям обильную и здоровую жизнь», для своего внутреннего счастья, хотела лишь одного «жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которые она родила». Мать по Платонову, является источником жизни. «Мать – это родина, народ, женское начало, чувство, душа, естество, природа». «Отец – это пастырь, идеолог, начало мужское, духовное, идеальное». Объединение этих первоначал бытия очень важно, считает автор. Именно слияние души и духа, рождает платоновскую одухотворенность человека. Умерла мать, отошла в прошлое целая эпоха, а дети – ее взрослый вариант, это залог сердечности, человечности будущего. Не случайно, третий сын старухи, приехал вместе с дочкой, шестилетней девочкой. Она никогда не видела деда и бабку, но чтобы не утратилась связь поколений и эпох, девочка должна почувствовать их. И. Платонов «укладывает» ее спать на кровати, «где сорок лет спала покойная старуха». А кровать «ставит» в той же большой комнате, где стоит гроб.
По-детски мудры рассуждения девочки-внучки, трогательны, искренни ее слезы в ночи. Сначала она жалеет о смерти старухи, говоря о несправедливости устроенного мироздания: «Все живут, смеются, а она умерла». И сочувствуя горю деда, успокаивая его, очень серьезно заключает: «лучше не плачь, ты старый, скоро умрешь, тогда все равно не будешь плакать».
Дед же испытывает различные чувства, в связи со смертью детей и приездом сыновей. Он тоскует, не находит себе место, ожидая их. Платонов описывает все его действия в одном предложении на целый абзац, где использует такие глаголы: «курил», «плакал», «успокаивался», «заводил часы», «поглядывал в окно». Очень естественно чередуются различные состояния и действия старика: одухотворенные горем и житейские, обыденные.
И весь рассказ поражает соединением на первый взгляд таких различных состояний героев: отчаяния и неуместной радости, одиночества и гордости, страха и восторга убежденности. Но ведь в жизни, как и в природе, чередуются различные состояния. Писатель готовит нас к пониманию этого. В самом начале рассказа глазам мудрого деда мы видим, как меняется погода в природе: «то падали листья вместе с хлопьями сырого, унылого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда…». Очень важно присутствие в этом пейзаже солнца, света. Вполне реальный свет, пришедший из «второй» профессии Платонова (электротехник) был для него синонимом начала духовного, мужественного, просветляющего. Тьма в комнате, где стоял гроб, освещается Платоновым скудным рассеянным светом неба. Тьма жизни после смерти старухи освещается присутствием любящих ее людей: мужа, шестерых сыновей и внучки.
В рассказе воплощается излюбленная писателем «идея жизни» - мать умерла, но дети живут по ее нравственному закону: собрались возле нее и вспоминают и ее, и детство, и радость, и горе, и все общее, что делает этот закон, по Платонову, общечеловеческим, этих шестерых родом и залогом вечности. Отсюда спокойствие и гордость старика-отца: «Старик взял внучку на руки и пошел им вслед, … и был доволен и горд…» Автор несколько раз в течение рассказа изображает деда с внучкой на руках. И это символично.
Рассказ называется «Третий сын». Почему же из шестерых сыновей писатель выделяет именно третьего? Одним из ответов на этот вопрос может быть то, что именно он приехал вместе с дочкой. А это уже третье поколение этой семьи. Есть связь эпох, связь настоящего с прошлым и будущим. Значит, не может быть и речи о самом страшном для Платонова духовном сиротстве человека.
Это значит, что эта девочка способна на слезы, также как и шестеро сыновей старухи, которые, стоя вокруг гроба на столе, «молча плакали редкими, задержанными слезами, искажая свои лица, чтоб без звука стерпеть печаль», ведь сыновья сожалеют « о погибшем счастье любви», которое «рождалось в сердце матери», и они «это постоянно и безотчетно чувствовали». Именно поэтому они «были сильней» и «смелее делали успехи в жизни». А о том, что они нашли свое место в жизни, свое дело, говорят их профессии: двое их них моряки-командиры кораблей, есть артист, физик, агроном, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден «за свое рабочее достоинство». И это тоже очень важно для Платонова, важен труд, одухотворенный высокой задачей. А покорение воздушного и морского пространства – что может быть возвышеннее этой цели, ведущей к преображению жизни, к пробуждению человеческого в человеке в конечном итоге.
После смерти матери эти сильные «громадные» мужчины почувствовали себя «одиноко и страшно». Для них «погас свет в ночном окне». «Как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома», пока была жива их мать. И был жив их детский мир, отворены двери дома, чтобы можно было туда вернуться. Теперь же «действительность превратилась в воспоминания», так как свет в окне погас.
Но когда они все собрались в родном доме, они забыли причину, приведшую их сюда. Сыновья рады возможности вспоминать детство, укрыться все теми же одеялами с надписями «голова» и «ноги», которыми они накрывались еще в детстве и отрочестве. Моряк с артистом радостно возились на полу, как в детстве. И это «как в детстве», повторенное автором несколько раз, уточняет, когда «они жили все вместе». Ведь именно семья лежит в основе Платоновского мира, яростный куль предков и потомков, стариков, покойников и детей, становится тем образом, средством выражения отношения ко времени - настоящего к прошлому и будущему.
Рассуждению автора о семье, о памяти и любви людской соответствует и сложный синтаксический строй рассказа. Язык произведения отличается самобытностью и колоритом. Писатель перемежает большие сложные конструкции, где идут рассуждения, и короткие предложения, несущие информацию о простой «обыденной» жизни.
Вновь задумываюсь над смыслом названия рассказа. Какова роль третьего сына? Вспоминаю, что когда братья слишком развеселились, именно третий сын, отец девочки, успокоил всех. Он до этого ничего не говорил и не смеялся. По моему, он глубже чем остальные братья, чувствовал боль о т ухода матери из жизни. Третий сын ученый-физик приходит ночью к гробу матери и эти последние минуты прощания столь важны, что Платонов заставляет умолкнуть все звуки вокруг: никто не шел и не ехал по улице, пять братье не шевелились, а старик т его внучка замерли от внимания. Горе переполнило сына – он потерял сознание. Это и заставило его братьев вспомнить об умершей матери. В два часа ночи, одевшись в свою форму и одежду, «они поодиночке тайно разошлись по квартире, по двору, по всей ночи вокруг дома». Сыновья «заплакали, шепча слова и жалуясь, точно мать стояла над каждым, слышала его и горевала». Казалось, что мать горевала от того, «что она умерла и заставила горевать своих детей по ней». Конец этого рассказа напомнил притчу о материнском сердце, спросившем у упавшего сына, не ушибся ли он. Действительно, сила материнской любви огромна, мать способна на все ради счастья своих детей.
Но начинается и заканчивается рассказ изображением отца. И это верно. Пока жив отец, есть дом, где ждут сыновей, существует семья. Роль семьи в жизни общества, по Платонову, очень велика: семья – скрепа народа, родины, человечества. Пожалуй, это наиболее важно для писателя, потому, что и объединение родины, народа с пастырем, идеологом, рождает большую семью – государство.
Это образец философской и психологической прозы Платонова. Именно в последние предвоенные годы писатель создает серию рассказов, в которых как и в этом произведении, активно отстаивает исчезавшую уже идею домашнего очага, семейной теплоты дома как великой нравственно-исторической ценности. Рассказы Платонова учат нас великому дару любви, милосердия, доброты. Сложное предложение он заканчивает (как бы подводит итог) обобщающим словом тире перед которым, зрительно выделяется, пронизывая весь текст. Нужно прислушаться, читая произведения вслух, чтобы услышать его особенный поэтический язык, почувствовать Платоновскую грусть и радость за людей: «он был доволен и горд, что его так же будут хоронить этих шестеро могучих людей, и не хуже:, - рассуждает старик, идя за гробом жены вместе с сыновьями.
Композиционно вплетаются в повествование и рассказы о судьбах двух одиноких «осиротелых» героев: служащей телеграфа и попа. Истории их жизни подтверждают правоту автора, утверждающего необходимость для существования и труда каждого человека внутреннего счастья. Пожилая служащая «имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу», потому что была по мысли Платонова вдовой или оставленной женой, т.е. не имела семьи. Так же одинок и «неприкаян» старичок, исполняющий обязанности попа. Не случайно писатель сначала называет его просто старичком, а лишь потом говорит о нем как о попе. Этот человек мечтает совершить такой героический подвиг «чтобы прорваться в блестящее будущее, в круг новых поколений». Значит, связи с будущим через свою семью, детей у него нет. Но по мнению Платонова, другого пути «в новые эпохи», кроме семьи не существует. Поэтому на прошение попа, «чтобы его подняли на самую высокую высоту и оттуда сбросили вниз на парашюте без кислородной маски», ответ не приходит.