Выступление: Эффективные формы взаимодействия ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий и социальной среды

Эффективные формы взаимодействия
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий и социальной среды

Характеристика образовательного учреждения
Являясь учреждением среднего образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени. Практически все дети от природы талантливы, и школа как социокультурный центр, призвана не только дать им базовые знания, но и помочь развивать таланты. Учась творить и творя, обучаясь, ребята невольно вовлекают в свой творческий процесс домочадцев, друзей, знакомых как помощников, зрителей, участников. Традиционные конкурсы, спортивные состязания, праздники и другие интересные дела делают насыщенной не только жизнь школы, но и всего муниципального образования. Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и ребята, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями, не только потребителя окружающей информации, но и ее созидателя, аналитика и распространителя. Воспитательное пространство школы строится с учетом социокультурных ценностей села.
Школа создана в 1937 году. Новое здание функционирует с 1966 года. Учреждение являлось базовой школой во время расширения образовательного пространства в период 50-80-ых годов XX века. По сути, это был центр образования на достаточно обширной территории. Рамки оказания образовательных услуг сузились территориально из-за открытия с 1980 г. школ аналогичного статуса в близлежащих населённых пунктах. С 2004 года Школа переименовывается в Муниципальное общеобразовательное учреждение Глушицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр», а в декабре 2011 года школа получила статус государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» пос. Глушицкий (ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий). На сегодняшний день у школы имеется 2 филиала: Благодатовский филиал (1-9 кл.), Петровский филиал (1-4 кл.) и 3 структурных подразделения (детский сад).
В настоящее время ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий удовлетворяет потребности в образовании населения п. Глушицкий, п. Торшиловский, п. Петровский, п. Аверьяновский, п. Сестры, п. Пензино, п. Новый Камелик. На протяжении многих лет школа не теряет достигнутых рубежей, создаёт собственный имидж своего учебного заведения.
За 75 лет существования школа зарекомендовала себя как образовательное учреждение с достаточно высоким качеством знаний, стабильным количеством медалистов, высоким процентом поступления в ВУЗы и средние специальные учебные заведения. Эти добрые традиции сохраняются в течение многих лет. В школе организована работа творческой группы «Гражданско-патриотической воспитание». В 2010 году школе присвоено имя Героя Советского Союза Зинченко Сергея Филипповича. На протяжении многих лет в школе создан и действует музей Боевой и Трудовой славы, в котором собран материал об истории села, о людях труда, о земляках – ветеранах ВОВ, детях фронта, ветеранах труда.
Темой работы школы в последние годы являлось развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды. В связи с этим, деятельность педагогического коллектива направлена на создание в школе воспитательно-образовательной среды, способствующей овладению обучающимися комплексом компетенций в различных видах деятельности, условий для успешности и профессионального самоопределения и самореализации школьников.
Педагогический коллектив школы имеет все данные для решения этой задачи и объединяет людей творческих, деятельных, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. В настоящий момент в коллективе работает 20 педагогов. У всех учителей – первая квалификационные категории, исключая пять молодых специалистов. Один педагог имеет звание «Почетный работник общего образования РФ», один получил грант как лучший учитель в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за результативную педагогическую деятельность. Учителя школы принимали активное участие в районных, окружных, областных и всероссийских конкурсах инновационных проектов.
Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
Особое внимание педагоги уделяют воспитанию патриотизма: это и уроки мужества, и поисковая работа по краеведению и ежегодное участие в военно-спортивной игре «Зарнице». На протяжении многих лет в школе действует музей Боевой и Трудовой славы, благодаря которому собран огромный материал и создана рукописная книга «Твои, Россия, имена».
В программу воспитательной работы школы заложены вопросы гражданско-правового воспитания. Общие знания о правовых нормах обучающиеся получают в начальной школе, где формируются представления о государстве, обществе, межличностных отношениях. Для старших школьников ежегодно проводится правовая неделя и олимпиады знатоков права. Предметные недели расширяют кругозор обучающихся, учат применять полученные знания на практике. Ребята активно и результативно участвуют в конкурсах-играх «Кенгуру», «Русский медвежонок». Ученики школы становились призёрами в районных олимпиадах по русскому языку, биологии, истории, праву. Ежегодно ученики школы занимают призовые места, участвуя в заочных и открытых олимпиадах по учебным предметам.
Сельские школьники не имеют возможности регулярно посещать городские театры, выставки и музеи. Зато при школе действуют различные кружки, на которых развивается музыкальный слух, обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность и развиваются эстетически. Этому способствую кружки: вокальный, «Бусинка» - художественно-эстетической направленности, «Истоки» - эколого-биологической направленности, «Занимательная математика» - естественно-научной направленности. Особое значение в духовно-нравственном воспитании имеют общешкольные праздники: День знаний, День матери, День защитников Отечества, Встреча с выпускниками, День Победы, Последний звонок. Подготовка к ним создает атмосферу приподнятости в школе и на селе.
Наши ученики трудолюбивы и любознательны, позитивно относятся к школе, уважают старших и берегут природу.
Выпускники успешно продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Характеристика социальной среды
Когда действовал совхоз «Глушицкий», который активно развивался, строились планы развития, приезжали молодые специалисты, шло строительство жилья. В школе насчитывалось около 600 человек, ежегодно выпускалось более 100 человек. В 90-е годы в хозяйстве начинается упадок, сокращается производство, работникам не выплачивают зарплату. Люди уезжают в город в поисках работы. Проблемы хозяйства затрагивают и школу. Количество учеников начинает сокращаться. В настоящее время на территории посёлка Глушицкий расположено ООО «Русь», ООО «Труд», ИП «Екамасова В.П.», которые активно взаимодействуют со школой, предоставляя выпускникам рабочие места. Экономика большинства семей сейчас во многом зависит от подсобных хозяйств. Проблемами села в настоящее время является:
-снижение общего культурного и социального уровня населения;
-высокий уровень безработицы;
-отсутствие нормальных бытовых условий большинства семей;
-высокий процент малоимущего и неблагополучного населения (пьянство, алкоголизм);
-низкий уровень общей культуры в семье;
-отсутствие специализированных центров для организованного досуга населения и занятия подростков во внеурочное время;
-удаленность от города
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную группу, в состав которой, согласно проведенным исследованиям, входят родители следующих категорий:
9% - интеллигенция;
20 % – служащие;
39% - рабочие;
1% - пенсионеры;
31% - безработные
Основная часть населения – это пенсионеры и женщины. Многие молодые семьи выезжают за пределы поселка Глушицкий на заработки, оставляя детей на воспитание своим родителям.

Система социального партнерства

В своей работе педагогический коллектив учитывает особенности социальной среды и выступает как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.
В школе налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ данных о составе семьи и характере семейных взаимоотношений. С помощью обучающихся проводится мониторинг мнения родителей по многим вопросам: режим работы школы, внеурочная деятельность, питание в школьной столовой. Родительский комитет состоит из молодых родителей, некоторые из них – бывшие выпускники, не безразличные к школьным проблемам. Совместно с педагогическим коллективом планируются собрания в форме деловой игры, тренингов, консультаций. На тематических родительских собраниях всегда присутствуют и представители общественности. Частые гости на собраниях: Глава сельской администрации, заведующая СДК, сельский библиотекарь, врач общей практики. Большую помощь в воспитании и социализации учащихся оказывает общественность села, района, совет ветеранов Глушицкой волости - постоянного участника и координатора всех дел в реализации программы «У нас на всех одна Россия». С их активным участием были проведены: Праздник Первого и Последнего Звонка, «Уроки Мужества», торжественные линейки и Дни Воинской славы России. Общественный совет школы, в лице предпринимателей поселка «Глушицкий», оказывает постоянную спонсорскую помощь в проведении школьных праздников.
В содружестве с нашей школой активно работает Ресурсный центр, оказывая постоянную помощь в подготовке и проведении цикла мероприятий «Моя профессия», помощь в сопровождении детей с ОВЗ. Благодаря стараниям Ресурсного центра учащиеся являются постоянными победителями и призерами различных конкурсов.
Среди видов деятельности наши учащиеся по-прежнему предпочитают заниматься спортом, прикладным творчеством, драматическим искусством. В связи с этим учащиеся школы тесно сотрудничают с Центром детского творчества с. Большая Черниговка, детской спортивно-юношеской школой, не пропускают ни одного конкурса или соревнования данных учреждений, часто занимают призовые места. Благодаря тесному сотрудничеству на базе нашей школы действуют кружки и спортивные секции, в которых занимаются более 60% учащихся школы.
Работники Глушицкого филиала Большечерниговской библиотеки, Августовского краеведческого музея и сельского дома культуры оказывают помощь в организации воспитательной работы.
С целью координации усилий по защите прав и интересов несовершеннолетних, их семей, предупреждению и профилактики безнадзорности, правонарушений, употребления и распространения ПАВ установлено сотрудничество с Центром социальной помощи населению, Центром «Семья», Большечерниговской районной больницей, Комиссией по делам несовершеннолетних и ОВД Большечерниговского района.
В целях предупреждения детского дорожного травматизма налажены тесные взаимоотношения с ГИБДД.
Проводится широкая просветительская деятельность, которая осуществляется на страницах газеты «Степной маяк», освещаются интересные моменты из жизни школы. В этом учебном году родители приняли заинтересованное участие в обсуждении новых ФГОС и узнали, что такое компетентностный подход на практике. Информация для родителей оформлена на специальных стендах, создан сайт школы.
Органом общественного управления ОУ является Управляющий Совет школы, в состав которого входят представители обучающихся, родителей и работников школы.
В своей воспитательной работе школа опирается на знание сельских интересов, авторитет местных жителей. На селе еще сохраняются традиции уважения к старшим, физическому труду, взаимопомощь. Школа выступает хранителем национальных обычаев и культурных традиций, реализуя проекты «У нас на всех одна Россия», «Российская глубинка», «Ветеран живет рядом», «Светочи. Святыни России», «Семья».
Одним из направлений работы по воспитанию и социализации школьников является работа самоуправленческого клуба «Хозяин», на базе которого сформированы еще два клуба: «Надежда» - для среднего звена и «Росиночка» - для младшего звена школьников. В течение всего года совет клуба «Хозяин» активно принимает участие в разработке и реализации различных мероприятий.
Непосредственное участие подростков в органах ученического самоуправления позволяет им решать проблемные вопросы жизни школы, заявлять и отстаивать свою позицию. Положительное воздействие разновозрастной системы воспитания в том, что младшие школьники постоянно общаются со старшеклассниками, которые выступают в роли наставников и советчиков. На заседании школьного совета неоднократно присутствовали представители родительского комитета, учителя.
Основной задачей школьного совета является организация ученического самоуправления, организация школьного досуга. Ребята добровольно участвуют в организации и проведении не только школьных мероприятий, но и акций по благоустройству поселения. Благодаря взаимодействию с социумом школьная трудовая бригада под руководством родителей создала зимнюю хоккейную площадку, ежегодно оказывается посильная помощь в благоустройстве поселка. Вместе с педагогами обучающиеся каждый год выходят на традиционные субботники по уборке территории поселения.
Программа развития школы ставила задачу превращения школы в центр образования молодежи, в данный момент сложились предпосылки для превращения школы в социокультурный центр.

15