Сценарий занятия Тема: «В гостях у Королевы Воды» Образовательная область «Познавательно — речевое»










Сценарий занятия

Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Образовательная область

«Познавательно - речевое»











Воспитатель: Абакарова С.Г.,
МКДОУ №3, г. Хасавюрт





2016г.











Вид: познавательно – исследовательская деятельность.
Тип: интегрированное.
Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе; (П)
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.(К)
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
  Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
 развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; (К)
расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. (П)
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности; (Р)
Развивать внимание детей; (Р)
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. (Р)
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; (Л)
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок).

Развивающая среда:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе».
Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:
Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
Наблюдение за водой во время прогулок

Список сокращений используемых в конспекте:
П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД;
Р – регулятивные УУД; Л – личностные УУД.

Структура занятия:

I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

1. Организационный момент
3 мин.

II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ:

1. Сказка
3 мин.

2. Ритуал входа в сказку


3. Постановка целей опыта
2 мин.

4. Опытническая деятельность
7 мин.

5. Физкультминутка
2 мин.

6. Опытническая деятельность
5 мин.

III ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

1. Подведение итогов
2 мин.

Длительность занятия
25 мин.

Ход занятия:
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд)
В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капитошка. Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (это загадка о воде)
В: Правильно. Ведь Капитошка - это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.) (2, 3 слайд)
В: А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.)
В: А сейчас Капитошка хочет вам сказку рассказать. Слушайте внимательно
(4 слайд)
Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.
У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.
Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.
В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Kopoлeвa Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? (5 слайд) Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
В: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)
В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (6 слайд)
Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке:
В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а королева, то какая, грустная - прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт №1 (испарение воды)
В: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатерью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь взяться термосу?
Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть?
Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете ег сами открыть?
(дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 капли на зеркале.
В:  А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?
В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») (слайд 8)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно-они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
В: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)
В: Ребята! Мне Капитошка намекнул что с водой дальще происходит. Он снял, что с водой происходило.(слайд10) Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
В облака собирается.
Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
Ветерок их подгоняет.
Облака в тучку собираются.
Тучка дождик несет.
А как станет тяжело нести, на землю прольет.
Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
В реки подземные попадут и потекут не спеша.
А как к земле пробьются, родником обернутся.
Ручейками по земле потекут.
А ручейки в озёра, реки впадают.
Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется.
А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.
В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)
Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается.
В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил.
Проходите за свой стол.
В: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Королеве Воды подарить.(дети наклеивают)
В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?(ответы детей)
Давайте и нашу хозяйку успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.
(дети говорят теплые слова королеве)
В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
В: Ребята! Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
. Рефлексия:
В: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве Воды?
Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде?
У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!











13PAGE 15


13PAGE 14115