Рабочая программа по учебному предмету География 5-6 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
учителей естественно-математического цикла
Протокол № ________
от «___» августа 2016 года
Руководитель МО
_____________ Адамек А.А. СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора
по УВР
_________ Сайфуллина Г.Р.
«___» августа 2016 года
УТВЕРДЖАЮ:
Директор
МОУ «Роскошненская школы» ___________ Щодрык А.П.
Приказ № ________
от « 01» сентября 2016 года
Рабочая программа
по географии
для 5-6 классов
Срок реализации: 2016-2017 год
Составитель:
Адамек Александра
Александровна
учитель географии
с. Роскошное
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5-6 классов разработана на основе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.04 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03.06.11 № 1994).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.08.2016 г. № 01-14/2927 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
Образовательной программы основного общего образования МОУ «Роскошненская школа» на 2016-2017 учебный год.
Учебного плана МОУ «Роскошненская школа» на 2016/2017 учебный год .Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников: География. 5-
6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе
(DVD) /А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. – 192 с.: - (Полярная звезда). М.: Просвещение, 2014
В учебном плане МОУ «Роскошненская школа» на изучение географии в 5 классе отводится 34 часов - 1 час в неделю; в 6 классе – 34 часов – 1 час в неделю.
Класс Количество часов в неделю Количество учебных недель Всего часов за учебный год
5 класс 1 34 34
6 класс 1 34 34
Итого 68 часов
Целями изучения географии являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
познание основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.Задачи:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
- показать школьникам географию как комплексный предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
формирование основ социально – критического мышления;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера,
формулировать и аргументировать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Метапредметными результатами изучения географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Предметными результатами изучения географии в 5-6 классах являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Содержание учебного предмета «География» (5-6 классы)
География Земли
5 класс
Раздел 1. Источники географической информации. (18 часов)
Развитие географических знаний о Земле. (4 часа)
Географические методы изучения окружающей среды. Развитие географических знаний о Земле. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практическая работа:
Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».
Земля планета Солнечной системы.(4 часа)
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности.
Практическая работа:
Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»
План и карта.(10 часов)
Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб и его виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. Географическая карта – особый источник информации. Градусная сетка. Географические координаты. Определение географических координат объектов на карте. Составление описания местности по планам и картам
Практические работы:
Определение различных способов ориентирования на местности.
Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.
Составление описания маршрута по плану местности.
Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности.
Определение географических координат по географической карте.
Раздел 2. Природа Земли и человек. (14 часов)
Человек на Земле. (3 час)
Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.
Практическая работа:
Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.
Литосфера - твердая оболочка Земли. (11 часов)
Земная кора и литосфера. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движение земной коры. Землетрясение. Вулканизм. Рельеф Земли. Равнины. Горы. Человек и литосфера.
Практическая работа:
9. Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.
Практические задания:
1. Изучение свойств горных пород и минералов
2. Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России.
3. Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России.
4. Описание рельефа своей местности.
5. Решение практических задач по карте. (Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты»)
6 класс
Гидросфера — водная оболочка Земли.(12 часов)
Состав и строение гидросферы. Мировой океан. Воды Океана. Реки - артерии Земли. Озёра и
болота. Подземные воды и ледники. Человек и гидросфера.
Практические работы.
1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов (в течение изучения темы).
2. Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов.
3. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли . (11 часов)
Состав и строение атмосферы. Тепло и атмосфера. Атмосферное давление. Ветер. Влага в
атмосфере. Погода и климат. Человек и атмосфера.
Практические работы.
1. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе (в течение изучения темы “Атмосфера”).
Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.
Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.
Биосфера Земли.(3 часа)
Биосфера – земная оболочка. Почвы. Биосфера – сфера жизни.
  Практические работы
Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп
организмов в переносе веществ.
Географическая оболочка Земли.(6 часов)
Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Культурные ландшафты.
  Практические работы:
1.Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли.
2. Описание природного комплекса своей местности
Тематическое планирование с указанием количества часов, по учебному предмету «География»
5 класс
Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические Практические
Введение.Развитие географических знаний о Земле 4 3 1
Земля - планета Солнечной системы 4 3 1
План и карта 10 5 5
Человек на Земле 3 2 1
Литосфера – твердая оболочка Земли 11 8 3
Резервное время 1 Итого: 34 22 11
6 класс
Наименование раздела и темы Кол-во часов Количество часов
ТеоретическиеПрактическиеГидросфера – водная оболочка Земли. 12 9 3
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. 11 8 3
Биосфера – живая оболочка Земли. 3 2 1
Географическая оболочка. 6 4 2
Резервное время 2 Итого: 34 23 9