Конспект интегрированного урока по ИЗО и литературному чтению на тему Русские народные сказки (4 класс)


Тема: Интегрированный урок изобразительного искусства по русским народным сказкам.
Цель: выявление особенностей традиционного сюжета в народных сказках.
Развитие наглядно-образного мышления, воображения, языковой наблюдательности, фантазии и творческих способностей. Прививать интерес к художественному иллюстрированию.
Оборудование:
доска магнитная,
магнитная корзина с яблоками (красного, жёлтого, зелёного цветов)
проигрыватель
акварель
альбомы
интерактивная доска
презентация
сундучок со сказочными предметами
Ход урока
Организационный момент
У: Прозвенел звонок, начался урок.
- Ребята, к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их.
- Вашему вниманию предлагается кроссворд, отгадайте его.
л И С а
K о ньи г л А
пу ЗырьK у в ши нв о дА 1. Кто съел колобка?
2. Кто топтал пшеницу в сказке «Сивка-Бурка»?
3. С помощью какого предмета можно убить самого страшного героя русских сказок?
4. Кто от хохота лопнул?
5. В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»?
6. Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»?
- Назовите ключевое слово.
Д: СКАЗКА
II.Вводная беседа (постановка проблемного вопроса).У: О чём будет наш урок?
Д: Мы будем вспоминать русские народные сказки.
У: Что такое сказка?
Д: сказка – это волшебный рассказ, …
Дать определение сказка - это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном фантастическом (слайд). У:
В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на светеНам нельзя без них.В сказке может всё случиться: Что-то ждёт нас впереди? Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: «Заходи».
(звучит песня «В гостях у сказки»)
- С самого раннего детства мы слышим сказки. Ведь именно благодаря сказке, становимся чувствительнее к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добром. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Поднимите руку, кто из вас любит слушать или смотреть сказки? Гости тоже могут ответить на мой вопрос. Сказки любят все, даже взрослые.
У: Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним из каких частей она состоит?
(Выслушиваются ответы ребят)
Слайд 5
Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей – присказка – рифмованная шутливая прибаутка). А какие присказки вы знаете?
Слайд 6
Зачин – начало сказки. (В некотором царстве, в некотором государстве. Жили - были…)Слайд 7
Троекратный повтор. Вы можете привести примеры троекратных повторов, которые встречаются в сказках? (Дети читают.)
Слайд 8
Концовка.
У: Вспомните концовки сказок («Пошли под венец, на этом сказочке конец», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Кто слушал, тот молодец», Слайд «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!».
- Это высказывание принадлежит А.С. Пушкину.– Как вы понимаете эти слова? 
Д: все сказки чему – то учат,…
У: Сегодня на урок я принесла волшебный сундучок, в нем находятся предметы, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет.Дети по очереди достают предмет и называют сказку, определяют, кому принадлежит эта вещь. Название сказки появляется на слайде презентации.
Слайд
«Золотой ключик» ключ
«Золушка» туфелька
«Аленький цветочек» цветочек
«Лиса и Журавль» кувшин и тарелка«Курочка ряба» яйцо«Репка» репа
У: На какие 2 группы можно разделить эти сказки по авторской принадлежности?
Д: авторские и народные СлайдУ: В чем отличие авторских сказок от народных?
Выслушиваются ответы ребят
У: На уроке будем работать с народными сказками, вашему вниманию предлагаю викторину по народным сказкам.
Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый первый даст ответ.
Первый конкурс (Слайд)
1) Кого считали дурачком, а он оказался умным? Ответ: Иванушка-дурачок.
2) Сколько героев хотели съесть колобка? Ответ: Шесть.
3) Сколько сыновей было в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Ответ: Три.
4)Кто был Бессмертным? Ответ: Кощей Бессмертный.
5) У кого украла рыбу лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: У старика.
6) Кто бил волка в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: Бабы.
7) Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
8) Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
9) Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
10) За что царевна-несмеяна получила такое имя?
Второй конкурс (Слайд)
Отгадайте загадки.
1. Я обаятельная жутко,И обладаю нюхом чутким,Причёской славлюсь неземною,Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
2.Вор пшеницу воровал, А Иван его поймал.Вор волшебным оказался,И Иван на нем катался.(«Сивка-бурка»)
Ах ты, Петя-простота,Сплоховал немножко:Не послушался кота,Выглянул в окошко.«Кот, петух и лиса»)Нет ни речки, ни пруда.Где воды напиться?Очень вкусная водаВ ямке от копытца.(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Вымолвил словечко –Покатилась печкаПрямо из деревни К царю и царевне.И за что, не знаю, Повезло лентяю?(«По щучьему велению»)
Стоит чудо-дерево,На дереве – мячики:Летом – зеленые,Осенью – румяные.Ответ: Яблоня
Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок.
Ответ: Яблоко
ФизминуткаНаше волшебное яблоко поможет нам отдохнуть.
Вот так яблоко! (Встали)
Оно (Руки в стороны)
Соку сладкого полно (Руки на пояс).
Руку протяните, (Протянули руки вперёд).
Яблоко сорвите. (Руки вверх)
Стал ветер веточки качать, (Качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (Подтянулись).
Третий конкурс (Слайд)
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
1. Сивка-бурка, вещий каурка!Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. “Сивка-бурка”)
2. Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост! (лисе из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
3.Аленушка, сестрица моя!Выплынь на бережок.Костры горят высокие,Котлы кипят чугунные,Ножи точат булатные,Хотят меня зарезати! (Иванушке из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Четвёртый конкурс
Какие волшебные предметы были у данных сказочных героев?
1. У Курочки рябы (яйцо)2. У Бабы-Яги (метла).
3. У Ивана - Царевича в сказке «Царевна Лягушка» (стрела)
4. у Емели (щука)
5.У сестрицы и брата в сказке «Гуси – Лебеди» (печь, яблонька, речка)
Пятый конкурс
Эмоции
У: Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.
- Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.
- Произнесите следующие фразы (нарезка ):
а) «Три медведя» (грусть, радость, удивление, восторг, обида).
Слова Настасьи Петровны: « Кто хлебал в моей чашке!»- грусть
Слова Настасьи Петровны: « Кто хлебал в моей чашке!»- радость
Слова Настасьи Петровны: « Кто хлебал в моей чашке!»- удивление
Слова Настасьи Петровны: « Кто хлебал в моей чашке!»- восторг
Слова Настасьи Петровны: « Кто хлебал в моей чашке!»- обида
Рефлексия
У: Я поняла, что вы все любите сказки, знаете их, умеете говорить голосами сказочных героев. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами. На каникулах летом у вас будет возможность прочитать сказки, с которыми вы не знакомы.
- Подведем итог тому, о чём говорили на уроке.
- Что же такое сказка? 
Дети ещё раз проговаривают определение сказка - это
У: Чему учит сказка?
Д:Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.– Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности. – В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды. Сказка помогает побеждать зло и жестокость.
У: Молодцы! Сегодня на уроке вы были читателями, артистами, а хотите побывать художниками?
Д: да
У: Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказкам «Три медведя», « Колобок», «Курочка ряба», «Гуси – Лебеди», «Теремок».Самооценка.
У: Прежде, чем вы начнёте рисовать, я хочу подарить вам подарок. Чтобы узнать, что это за подарок, вам нужно отгадать ребус. (ЯБЛОКО). В какой русской народной сказке встречаются яблоки, яблонька («Гуси – лебеди»).
- У каждого из вас на парте лежат яблоки: красные, желтые и зеленые. Прочитайте, что обозначает цвет яблока. Выберите себе яблоко и положите его в корзину. По очереди.
Красный – своей работой на уроке доволен, так как…
Жёлтый – не совсем доволен, так как …
Зелёный – совсем не доволен, так как…
Продолжить можно дома, а завтра организуем выставку ваших рисунков.
Спасибо за внимание!