Урок-викторина по литературному чтению 4 класс Русские народные сказки


Урок-викторина по литературному чтению 4 класс
«Русские народные сказки»
Цели: - развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность;
- прививать интерес к чтению;
- воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.
Ход урока
Организационный момент
Постановка цели урока
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.
- Сегодня мы с вами поиграем и заодно выясним, как хорошо вы знакомы с устным народным творчеством и русскими народными сказками в том числе.
(Класс делится на 3 команды; каждая команда садится за свой стол)
Основная часть
Конкурс 1:
- Команды придумывают себе название и обосновывают свой выбор.
Конкурс 2:
Разминка «Вспомни сказку»
- Сейчас разминка. Я буду зачитывать маленькие стихотворения, а вы должны догадаться, о какой сказке идёт речь. Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!
А дорога далека,
А корзина – не легка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок!
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко!
Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то!
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом!
Опустил он в прорубь хвост –
Ну а хвост ко льду прирос.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!
Конкурс 3:
«Вспомни»
- Вам нужно вспомнить как можно больше видов устного народного творчества. В течение 5 минут перечислить их и записать на листочке, который находится у вас на столе.
(Потешки, песни, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины).- А теперь выберите из своей команды по одному человеку, который, по вашему мнению, хорошо разбирается в устном народном творчестве.
- Этот участник команды должен выбрать одну из карточек с текстом и определить, какой вид устного творчества на ней представлен.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи поди-ка ты!
Не одежда красит человека, а его добрые дела!
Баю, баю, баюшки,
В огороде петушок.
Петя громко поёт,
Ване спать не даёт.
- Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
- К медведю на свадьбу,
Медведь-то мне дядя,
А медведица-то тётка.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
От топота копыт пыль по полю летит.
Конкурс 4:
«Собери пословицу»
- Пословицы рассыпались. Соберите их (работа с «разрезанными» пословицами).
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Делу время, а потехе – час.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не течёт.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Конкурс 5:
«Продолжи название сказки»
«Три….»(медведя)
«Два…»(мороза)«Красная…»(шапочка)«Маша…»(и Медведь)«Гуси…»(Лебеди)«Сестрица Аленушка…»(и братец Иванушка)«Лисичка-сестричка…»(и Серый волк)«Принцесса на…»(горошине)«Аленький…»(цветочек)«Сивка…»(бурка)«Дикие…»(лебеди). Конкурс 6
«Интересное из сказок»-кто живет в избушке на курьих ножках?(Баба-яга)-какие слова надо сказать, чтобы она повернулась?(избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом).-в каких сказках живет Баба-яга?(«Гуси-лебеди», «Царевна- лягушка»…) -чем угощала Лиса Журавля? ( кашей)-чем подавился Петушок? (бобовое зернышко)-из чего варил кашу Солдат? (из топора)-кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)-на чем передвигаются герои сказок? (ковер-самолет, сапоги скороходы)-с какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)-в какой сказке так говорилась «Тянут- потянут, вытянуть не могут»? («Репка»)-кто говорил: «не ешь меня, я тебе песенку спою»? (Колобок)-кто летает на метле со ступой? (Баба-яга) 
.Конкурс 7.
«Назовите русских красавиц, которые встречаются в сказках.»-Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи?(Емеля, Царевна- Несмеяна)-как звали царевну из болота и ее жениха? (Иван Царевич и Царевна Лягушка)-как звали меньшую дочь из сказки «Аленький цветочек», кто стал ее суженным? (Настенька Чудище Лесное)-как звали девицу у которой брат напился воды из копытца? Назовите и его имя (Сестрица Аленушка и Братец Иванушка)-назовите героев сказок, которые творят добро и которые помогают всем всегда и во всем.
Конкурс 8
« Исправь ошибки в названиях сказок»«Петушок Ряба» («Курочка Ряба»)«Даша и Медведь» («Маша и Медведь»)«Волк и семеро ягнят» («Волк и семеро козлят»)«Петушок и гороховое зернышко» («Петушок и бобовое зернышко»)«Утки- Лебеди» («Гуси- Лебеди»)«По рыбьему велению» )(«По щучьему велению»)«У страха глаза огромные» («У страха глаза велики»)«Заюшкин домик» («Заюшкина избушка»)«Петушок золотой пастушок» («Петушок-золотой гребешок»)«Царевна индюшка» («Царевна Лягушка»)«Иван Царевич и зеленый волк» («Иван Царевич серый волк»)«Мальчик-с-кулачок» («Мальчик-с-пальчик»)«Лапша из топора» («Каша из топора»).Читая сказки, вы ребята, наверное, заметили, что действия и поступки действующих лиц, их последовательность обычно бывает одинаковой. Вот, например, какие «ключевые» действия мы видим во многих волшебных сказках: нам называют действующих лиц:кто-нибудь из действующих лиц отлучается из дома;герою что-либо запрещают;запрет нарушается;появляется противник, который наносит какой-то вред;герой покидает дом, чтобы исправить положение;герои испытывают;в распоряжении героя попадает волшебное средство;противник побежден, добро торжествует.
4.Конкурс 9
«Сыграйте сказку».
Детям раздаются конверты. В конвертах маски сказочных героев. Учащиеся должны вспомнить героев сказок и проиграть сценку из сказки.
а) . Курочка Ряба;
б). Лиса и Волк
в). Маша и Медведь.
5.Подведение итогов викторины.