Использование сказок-презентаций в процессе ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения


Введение
Знание и соблюдение ПДД - одна из важнейших тем сегодняшнего времени. По-статистике, каждой десятой жертвой в дорожно-транспортных происшествиях становится ребенок. Поэтому с раннего дошкольного возраста надо научить детей поступать в соответствии с правилами безопасности. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам движения. Поэтому очень сложные вопросы необходимо донести до малышей так, чтобы они с интересом поглощали информацию.
Новизна нашего опыта работы состоит в использовании сказок-презентаций с целью закрепления и расширения представлений о правилах дорожного движения. На наш взгляд, одним из эффективных методов воспитания безопасного поведения на улицах города является сказкотерапия. Ведь через сказку ребенок познает добро и зло и старается подражать любимым сказочным героям. В своей работе мы сделали акцент на сказки-презентации, которые являются современным вариантом диафильмов для детей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев.
Чтобы в занимательной форме преподнести проблему безопасного поведения на улице, мы решили сочинять сказки на новый лад. В их основе лежат популярные русские народные и литературные сказки. Так появились на свет поучительные сказочные истории: « Колобок в Городе Говорящих дорожных знаков», « Дорожные приключения трех поросят», « Винни-Пух и Пятачок в Большом городе».
Работа по созданию сказок на новый лад велась поэтапно. Первый этап был подготовительным. Читали и обсуждали с детьми популярные сказки, лежащие в основе новых сказочных историй. Следующим этапом было придумывание сюжетов сказок на новый лад. Опираясь на детскую фантазию, мы помещали сказочных героев в самые неожиданные ситуации, требующие решения проблемы, связанной с дорожными ловушками. На следующем этапе работы мы приступили к созданию рисованных фильмов по придуманным сказкам. Рисунки делали вместе с детьми и родителями, обговаривая каждый изображаемый в рисунке эпизод и анализировали ситуацию, в которую помещали того или иного героя. Самым интересным и увлекательным был процесс создания сказок-презентаций по рисованным фильмам. И на этом этапе дети были активными участниками, получая истинное удовольствие от процесса. С неподдельным интересом они следили и за сканированием рисунков, и за размещением текста к рисунку на слайде. Когда процесс создания сказок-презентаций был завершен, дети с удовольствием просматривали и активно обсуждали сказочные истории, в которых любимые герои изучали дорожную азбуку. Диски со сказками-презентациями родители могли взять домой и устроить семейный просмотр поучительных дорожных историй, в создании которых они принимали участие вместе с детьми.
После просмотра сказок-презентаций с целью осознания и запоминания детьми различных дорожных ситуаций, связанных со знанием ПДД. Мы использовали в работе приемы куклотерапии: пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, настольный театр с использованием средств макетирования. Драматизация дает возможность проживать определенные ситуации и является своего рода репетицией безопасного поведения в пространстве улиц.
Вызвал у детей интерес и прием продолжения сюжета сказки. Отталкиваясь от фактической концовки, воспитанники с помощью педагога выстраивали развитие событий, являющихся логическим продолжением конечного эпизода.
Сказки-презентации как эффективный метод усвоения детьми ПДД могут использоваться педагогами различных образовательных учреждений. Они универсальны, так как могут быть методическим пособием, составной частью урока или проекта.