Конспект урока по биологии 5 класс :Устройство увеличительных приборов

Учитель: Иванова Наталья Викторовна
Класс: 5 класс
Тема урока: Устройство увеличительных приборов.
Тип урока: открытие нового.
Цель урока: познакомить учащихся со строением, видами и значением увеличительных приборов.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа;
-научить работать с лупой и световым микроскопом;
-сформировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.

Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов ; убеждаются в том , что живые организмы действительно имеют клеточное строение.
Метапредметные: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп.

Деятельность учащихся : знакомство с увеличительными приборами , рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы. Работа с текстом и иллюстрациями учебника , сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Организация пространства:
Ресурсы:
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / – М.: Дрофа, 2012;
Раздаточный материал: экспериментальное задание для групп; рабочий лист группы;
Объекты: микроскоп, лупа, очки, бинокль.

Формы работы:
фронтальная работа,
групповая работа,
индивидуальная работа.










Ход урока
Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)
Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.
Давайте скорее его прочитаем.
(В конверте фото Стекляшкина и письмо от него).(Напомнить ребятам о персонаже из сказки незнайка).
Учитель читает письмо.
Привет, мальчишки и девчонки из 5 класса!
Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш Стекляшкин.

Планирование (планирование учащимися способов достижения намеченных целей). (3 минуты)
Чему мы посвятим наш сегодняшний урок?
Стекляшкин делал из осколков увеличительные стёкла, которые используются во многих приборах и вещах. Какие из них вы знаете? Есть ли среди них прибор, о котором спрашивает Стекляшкин? Что мы будем делать? Изучать увеличительные приборы и их устройство.
На доске:
Увеличительные приборы


Учитель: Давайте впишем те приборы, которые вам уже известны. (Продемонстрировать приборы ).


Практическая деятельность ( целеполагание) (3 минуты)
1. История создания и использования увеличительных приборов(3 минуты).
Учитель: Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).

Современник Гука голландец Антони Ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.

( Показ презентации).

2. Работа в парах: Отчёт каждой пары – рабочая карточка учащегося, на которой в паре оценивают друг друга .

Задание №1. Выполните практическую работу №1 . Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений (стр. 30-31).



1.Пользуясь учебником, изучите устройство ручной лупы и подпишите ее составные части. (На это задание отводится 3 минуты).



2.Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное. Рисунки подпишите.
Сделайте вывод. ( На это задание отводится 7 минут).


Задание №2. Выполните практическую работу №2 «Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним». ( На это задание отводится 5 минут).


А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?

1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5.________________
·_______________
6._______________________________




4.Физкультминутка
(2 минуты)
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Будет влево поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок:
Раз, два, три, четыре.
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.
5. Работа в группах. (Класс делится на 3 группы, каждая группа получает 2 задания, время выполнения – 10 минут).
1.Задание. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

2.Задание. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».







4.







1.



2.






















1.






4.



3.



















2.





























3.























5.












По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.


6. Представление группами результатов своей деятельности. (5 минут) (предусматривается оценивание учащихся)
Обобщение знаний. Создание продукта работы групп.


7. Рефлексия. (5 минут)
Смогли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя?
Чему мы научились на этом уроке?
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

8.Домашнее задание.(3 минуты) с учетом индивидуальных возможностей детей.
Насколько полно мы осветили поставленные вопросы? Что ещё интересного можно узнать по этой теме?
Запись домашнего задания в дневниках: изучить § 6 «Устройство увеличительных приборов».Ответить на вопросы в конце параграфа; выучить правила работы с микроскопом.





















Приложение 1
Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Выполните лабораторную работу « Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений». Пользуясь учебником, изучите устройство ручной лупы и подпишите ее составные части.




2.Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное. Рисунки подпишите.

Сделайте вывод.



3. Выполните практическую работу №2 «Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним».
А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?

1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
6._______________________________



Оценка:
Приложение 2
Рабочая карта группы 5 класса.
Задание №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

Задание №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».







4.







1.



2.






















1.






4.



3.



















2.





























3.























5.












По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.

Рисунок 1Микроскоп ГукаРисунок 2Микроскоп ЛевенгукаРисунок 3Двояковыпуклая лупа Economic, 120 мм, 2х / EschenbachРисунок 4Рисунок 5 Заголовок 215