Тема самообразования Якутский разговорный язык диалог в обучающих играх


Тема самообразования Якутский разговорный язык
Диалог в обучающих играх.
В игровых формах присутствует главный фактор обучения - активность учащихся, а также фактор - общение, диалог, полилог и не просто общение, а диалог - на изучаемую тему.
№ 1. Игра «Самое главное».
Внимание! Приготовьте ручку и карандаш. Быстро и внимательно прочитайте учебный текст «Чирок» Николая Алексеевича Лугинова.
Вы познакомились с текстом. Сейчас вы посмотрите первый абзац текста. Нужно будет придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный абзац, т.е. охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Затем нужно будет охарактеризовать данный материал одной фразой, а потом найти в нем какой-то секрет, особенность, без чего данный текст был бы лишен смысла. Слова, фразы и найденный «секрет» можно записывать.
Сейчас по очереди вы будете читать свои слова, а все внимательно слушать и выбирать самое точное, оригинальное.
Сначала - слова. Пожалуйста. Отметим лучший вариант.
Теперь, пожалуйста, ваши фразы. Отметим лучший вариант.
Теперь «секреты», пожалуйста. И слушаем, выбираем лучшие варианты.
В первом абзаце выбрали слово «Чирок», фразу «маленькие колючки», найденный секрет «Озеро Хатыыстаах».
Во втором абзаце выбрали слово «Клоктун», фразу «они подружились», найденный секрет «вечером».
После всех этих работ начинается диалог. Этапы диалога:
Столкновение с проблемой. Учитель объясняет правила взаимодействия, вводит ситуацию познавательного конфликта.
Самостоятельный сбор данных, - подтверждение фактических сведений.
Сбор данных:
выдвигают гипотезы;
проверяют причинно-следственные связи, верны или нет.
4.Построение объяснения:
-выдвигают объяснение.
5.Анализ хода исследования:
поиск информации;
построения гипотезы;
проверка объяснений. Примеры:
Дай объяснение... почему выбрали слово «Чирок», а не другое слово.
Почему поэт выбрал именно соседом клоктуна...
Далее идут вопросы:
-Зачем автор ввел опасного соседа...
Объясни своими словами...
Какое слово лучше всего передаст картину...
А кто думает иначе?
А что думают об этом другие?
Это интересная мысль, что думает об этом класс? и т.д.
Каждому участнику предоставляется возможность высказаться. Каждое высказывание внимательно рассматривается, подкрепляется фактами. Учебный диалог-полилог продолжается. По такой схеме обсуждаются фразы «Маленькие комочки», «Они подружились», найденные секреты «Озеро Хатыыстаах», «Вечером» и т.д.
Учащиеся предлагают все возможные решения, каждый самостоятельно переформирует проблему своими словами, совместно выбирают одного из вариантов проблемы.
Учитель побуждает к поиску ярких, образных аналогий через диалог-полилог. Здесь мало уметь читать текст и даже понимать написанное. Литература - искусство слова. Это умение безошибочно находить именно то слово, которым автор нарисует перед нашими глазами, воссоздаст ту или иную картину как живую.
№ 2. Игра «Опорные сигналы».
Приготовим тетради и ручки, карандаши. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять.
Теперь законспектируем текст; в ваших конспектах не должно быть слов и предложений. Возможны либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы (постарайтесь совсем избегать слов). Изобразить текст можно по частям _ по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Итак, прочитаем еще раз текст. Начали! Чтение закончили. Теперь, пожалуйста, изобразите опорные сигналы этого текста на ваших тетрадях.
Пожалуйста, продемонстрируйте ваши схемы по очереди, объясните, докажите почему сделали такую схему, а все будут оценивать и выбирать лучшего участника игры. Учитывайте оригинальность изображаемого. Итак, слушаем вас всех по порядку.
Отметьте участников, придумавших лучшие варианты.
В пятом абзаце дети делают «Опорные сигналы». Нарисовали высокую лиственницу, мальчика на берегу озера, костер, охотников, раненую утку и т.д.
В шестом абзаце были рисунки подростка, сенокосчиков, плавающих утят и другие.У этого этапа работы есть свой стержень, основное направление чтения.
Чтобы диалог с текстом был полноценной содержательной беседой, надо уметь по ходу чтения совершать разнообразную умственную работу: у них должны возникать вопросы к тексту и предложения о дальнейшем его содержании. Читая будут проверять, совпадают ли рисунки, схемы с тем, о чем пойдет речь дальше.
Такое творческое чтение может привести к рождению новых идей, к выявлению ошибок или неточностей в своих прежних знаниях, а главное - к самосовершенствованию.
Ученик проверяет свои ответы на любые вопросы, которые «пришли ему в голову» в процессе чтения. Проводит самоконтроль - необходимое условие, понимание, запоминание:
Так ли я думал?
Верно ли я сделал «опорный сигнал».
Правильно ли понял? Форма учебного диалога:
диалог с учителем, ученик с учеником, в группах.
Вопросы:
Что побудило нарисовать? (утят, мальчика, охотников, сенокос).
Дай определение...
Что сказано в тексте о ...
Объясни своими словами, какова главная идея...
Какой рисунок считается самым лучшим?
Диалог является основой взаимопонимания, который способствует быть открытым для новых вопросов.
№ 3. Игра «Вопрос-ответ».
Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Теперь, разделимся на две команды, пусть левая команда будет задавать вопросы на понимание (толкование, применение), правая - отвечать. Игра на лучший ответ и на лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд и, конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, а также оригинальность, находчивость. Пожалуйста, еще раз внимательно прочитайте текст.
Теперь за 1-2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), а правая - обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов.
Время на подготовку закончилось. Пожалуйста, правая команда, задавайте вопросы, а левая команда постарается ответить. Итак, давайте оценим проведенную игру.
Воспитать в себе вдумчивого и внимательного читателя - ученика может, лишь научившись самостоятельно постигать художественные произведения, воспринимая умом и сердцем мысли и чувства писателя, научившись понимать и чувствовать позицию автора и вырабатывать к ней свое отношение. Это общеизвестно. Таким образом, в процессе деятельности ученика - читателя должны присутствовать два вида восприятия: интеллектуальный и эмоциональный.
Для отдельного разговора мы взяли рассказ Н.А. Лугинова «Чирок». Игра у нас называется «Вопрос-ответ».
Вопросы должны быть на эрудицию и на понимание. Обращаем внимание ребят на перелетные птицы, что к нам весной прилетают гнездиться около 20 видов уток. Что одна из них это - чирок, самая маленькая, но очень трудолюбивая утка.
Рекомендуется задать вопросы на понимание по существу. Работа идет по абзацам. Заданы такие вопросы:
Почему чирок радуется?
Почему она забывает о еде?
В жизни может быть такое?
Сравни поведение чирка и клокотуна, они разные или одинаковые?
Опасный сосед, а в жизни бывают такие соседи?
Чем занимается мальчик? Почему он один?
Охотники и сенокосчики, в чем сходство?
Где мы с вами встречали такую погоду?
Как автор характеризует чирка и клокотуна?
Чем привлек внимание мальчика чирок?
Долго ли находится природа в таком состоянии? И т.д.
Первый ученик задает свой вопрос, а другие отвечают. При этом идет демонстрация понимания, трансформация, преобразования. Ученики во время учебного диалога объясняют своими словами, сравнивают, критикуют, отождествляют причин и мотивов, делают выводы, основанных на фактах рассказа.
Рождение вопросов к тексту и поиск ответа на них - «двигатель» всей работы по осмыслению текста. Недаром, еще Сократ, выдающийся мыслитель Древней Греции, считал, что вопросы побуждают к поиску истины.
С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к учебному диалогу.
Однако, не каждый читающий мыслит самостоятельно и не у каждого вопросы возникают само собой.
К кому-то приходят, а к кому-то нет. Надо постепенно научить себя задавать вопросы по ходу чтения и искать на них ответы. В конце концов это станет постоянной потребностью и прочной привычкой, стилем чтения. Дети узнают разницу между простым чтением и чтением - изучением литературы на уроках.
В игре «Вопрос-ответ» новая информация усваивается в процессе столкновения взглядов. К обсуждению участвуют все, перед диспутом учитель определяет вопросы, в формулировке которых должны содержаться явные или скрытые противоречия. Все это побуждает учащихся: мыслить, спорить, доказать свою точку зрения кто как может.
При руководстве диалогом-полилогом требуется:
-такт, корректность, осторожность.
Учитель направляет течение мысли выступающих:
наводящими вопросами;
доброжелательными вопросами;
конкретными замечаниями;
логическими рассуждениями;
вескими фактами убеждает в истинности или ошибочности высказанных суждений.
№ 4. Игра «Викторина».
Перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста. Сейчас должны обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем по очереди каждый задает свои вопросы-загадки. А все остальные должны ответить на вопрос и сказать к какому абзацу он относится. Итак, еще раз посмотрите текст, договоритесь о нумерации абзацев и сформулируйте вопросы-загадки.
Начали! Теперь, вам дается время на подготовку вопросов-загадок. Потом мы будем оценивать оригинальность вопроса-загадки и ответа, в том числе находчивость. Работа закончилась, приступим к обсуждению.
По рассказу Лугинова Н.А. «Чирок» были заданы такие вопросы-загадки:
зачем автор так подробно описывает жизнь чирка;
почему рассказ называется «Чирок»;
в рассказе кто рассказчик;
почему у чирка болела нога;
как поступил мальчик, увидев опасного соседа;
почему автор выбрал соседом чирка клоктуна;
что-нибудь есть смешного в рассказе;
с чем можно сравнить опасного соседа;
- почему портрет клоктуна такой короткий и т.д.
Основная цель проведения подобной игры «Викторины» - научить учащихся глубоко понимать, анализировать и правильно толковать изучаемый текст. В этом случае рассказ «Чирок».
Во время обсуждения вопросов идет решение проблемы - основной этап диалога:
анализ и обсуждение позиций;
самостоятельный поиск решения;
уточнение и конкретизация ответов;
По ходу обсуждения учитель задает вопросы:
уточняющие;
вспомогательные;
задающие ход действия;
определяющие;
подсказывающие;
подбадривающие.
Учитель может предоставить слово желающим или предложить высказаться всем учащимся. Выступая со своим мнением, учащиеся могут внести свои взгляды, мнения. Выслушивать всех, но не допускать чрезмерную активность одних и тех же за счет других. Надо постараться тянуть всех. Помочь учащимся прийти к согласованному мнению.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора. И особенно не любят этого дети. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.
Учебный диалог есть решение вопроса, где каждый ученик является определенным пространством развития и саморазвития собственного «Я». Обмен мнениями создает атмосферу, где участники открывают для себя способ решения данного вопроса и формируют свой способ мышления.
Учебный диалог дает возможность умственной разминке, поддерживает живость воображения, проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, они являются фундаментом творческого мышления.
Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении разговорного якутского языка через историю и культуру народа сахаНа территории Республики Саха (Якутия) государственным языком является язык саха (якутский), язык нации саха, основного коренного населения края, давшего имя республике. Народ саха осуществляет государственную защиту языка саха и проявляет заботу о расширении его общественных и культурных функций.
Народ саха создал свой яркий, как пламя костра, задушевный, как лирическая песня, язык, один из наиболее выразительных из тюркских языков, что неоднократно отмечали исследователи. Так, С.В. Ястремский, создавший в самом начале 20 - го века капитальные труды по якутской грамматике и фольклору, убежденно считал якутский язык «прекрасным, звучным и стройным». А Э.К. Пекарский, совершивший научный подвиг своим полувековым трудом по изучению якутской лексики, писал, что он «утвердился в мысли» о том, что «якутский язык неисчерпаем, как море». С удовлетворением можно отметить, что у нас гибкий, выразительный, прозрачный и чистый живой родной язык.
Республика наша многонациональна. Здесь проживают более 90 национальностей. И сегодня встают вопросы местного и пришлого населения, взаимодействия их языков, сохранения национальной культуры, языка, быта и обычаев, интернационального воспитания.
Знание языка народа, с которым живешь, - это первый признак интеллигентности и один из факторов, сближающих людей разных национальностей. Овладение местным языком дает возможность приобщиться к познанию культуры его народа, истории, литературы, традиций и обычаев. Все накопленное за столетия духовное наследие отражается, прежде всего, в языке, фольклоре, литературе и искусстве народа. Еще древние мудрецы говорили: « Узнаешь язык друга - познаешь его душу».
Не секрет, что многие русскоязычные жители нашей республики не владеют вторым государственным языком - якутским. Хотя, многие из людей некоренной национальности понимали еще раньше, и сейчас понимают необходимость обоюдного двуязычия.
В 1992 году в Республике Саха (Якутия) был принят «Закон о языке». Начиная с этого периода в школах республики началось обучение разговорному якутскому языку для русскоязычных школьников в качестве эксперимента. В данный момент этот предмет ведется примерно в 30 школах города Якутска.
В СОШ № 20 якутскому разговорному языку обучаются с 2-го по 7 класс, работаем по базисному учебному плану Республики Саха, по программе начального обучения якутскому языку в русскоязычных школах. (Авторы Петрова Т. И., Избекова Л.К.).
Любое назначение любых иностранных языков как предметной области -выпустить личность, свободно владеющую изученным языком, понимающую разговорную речь, умеющую общаться как устно, так и письменно. Кроме этого, очень важно привить учащимся уважительное отношение языку, к чужой культуре, обычаям, традициям. В связи с этим академик Л.В. Щерба справедливо указывал, что основная функция языковых предметов - суть коммуникативная и имеет образовательно - воспитательные задачи. Воспитательное воздействие оказывают и сами занятия языком. Изучение иностранного языка открывает возможность расширить филологическое образование, сформировать у учащихся правильное представление о языке как средстве общения.
Таким образом, изучение другого языка оказывает большое влияние на учащихся.
Цель: Воспитание личности средствами иноязычной культуры.
Задачи: Привить учащимся понимание того, что не только результат овладения языком важен для общего образования и воспитания, но и сам процесс овладения языком представляет большую ценность;
Обучить понимать мысли других людей и выражать собственные мысли в устной и письменной форме;
Ознакомить учащихся с бытом, обычаями, историей народа изучаемого языка (подбор и работа с тематическими и краеведческими тестами, введение национально - регионального компонента).
Успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от наличия положительных мотивов обучения. Мотивацию надо формировать, развивать и стимулировать.
Среди мотивов учения присутствует мотив познавательного интереса. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию, к которому школьник стремится
Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий, окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значительным мотивом, существенно влияет на познавательную деятельность школьника. Так, учитель может под влиянием познавательного интереса добиться вполне успешной деятельности у детей со слабой успеваемостью, ленивых и малоактивных.
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению любых языков, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, удовлетворяющее творческую и самостоятельную поисковую деятельность школьников.
Имеющий многовековую историю развития урок, дошедший до наших дней, совершенствуются методистами, учителями - практиками в целях эффективности обучения.
Нестандартный урок проводится в любой интересной, занимательной форме, не теряя при этом таких обстоятельств: непосредственные дидактические задачи, которые стоят перед учебным процессом в данное время, конкретным уроком; характер, объем, трудности содержания; возраст, уровень подготовки, наличие опыта познавательных возможностей и сил учащихся; время, отведенное на выполнение данной учебной задачи.
Виды нестандартных уроков.
1.Урок - спектакль.
Ученики разыгрывают на уроках сказки, диалоги, сочиняют свои собственные диалоги, сценарии;
2.Урок - игра.
Игра со всеми атрибутами, переодеванием, костюмами, актерством. Темы: « В Саха театре», « В сельском магазине» и т. д.
3.Урок - фантазия.
Дети садятся в круг, учитель начинает, и затем по кругу дети продолжают придумывать рассказ на определенную тему. Песенка. Дети рисуют и описывают рисунок по определенным темам.
4.Урок - пресс-конференция.
Этот урок обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:
Несколько учащихся готовятся к проведению пресс - конференции, класс задает вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый ответ (по теме).
Учащиеся задают вопросы на пресс - конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы.
5. Урок - сказка. Инсценировка якутских народных сказок. Рассматриваютиллюстрации сказки и отвечают на вопросы, придумывают дальнейшийсюжет сказки и т. д.
Привлечь детей к изучению разговорного якутского языка помогают также внеклассные мероприятия: КВН, викторины, научно - практические конференции. Все эти мероприятия проводятся с использованием краеведческого материала, после большой подготовительной работы. В течении нескольких лет были проведены следующие внеклассные мероприятия, которые вызвали большой интерес у школьников:
Интеллектуальная игра для 7-х классов на знание истории якутского края и языка: Краеведческая игра «Якутия - край родной»; Игра «Знаю, люблю родную Якутию»; Путешествие по городам Якутии; Литературная игра «Якутия в произведениях писателей»; Название магазинов города Якутска; Улицы города Якутска.С историей и культурой родного края и народа саха знакомим детей путем походов в театр, музеи и выставки.
Такие внеклассные мероприятия и культурные походы, также нестандартные уроки с привлечением национально - регионального компонента активизируют познавательную деятельность учащихся, обеспечивают практическую направленность обучения, стимулируют самостоятельную речь, мыслительную деятельность детей, повышение мотивации к изучению разговорного якутского языка.
Ожидаемый результат: Коммуникабельная, умеющая преодолевать трудности личность. Человек, владеющий основами якутского языка, умеющий применять свои знания на практике, уважительно относящийся к быту, традициям, культуре, как своего, так и другого народа.
Тема урока: «Гласные и согласные звуки в якутском языке» в русскоязычных классах
Цели:
воспитывающая: уважение и любовь к якутскому языку.
обучающая: ознакомление с якутскими звуками, умение составлять простые слова.
Оборудование урока: красочно выполненный планшет на доске, с выделенными звуками, магнитофонная аудиозапись звучания хомусаДо звонка включается аудиозапись звучания хомуса. Со звонком ребята входят в класс. Музыка затихает.
1. Организационный момент.
Учитель: Дорооболорун оҕолор! Олорун (ребята садятся за парты)
Учитель проверяет готовность к уроку, наличие ручек, карандашей, тетрадей и листков.
11. Повторение пройденного на прошлом уроке.
Учитель: Ребята, что мы проходили на прошлых уроках? (ребята отвечают).
Анализ лучших работ прошлого урока. (5 мин.)
Наши первые слова- би´иги аан бастакы са²арар тылларбыт.
Учитель:- эн сахалыы билэ±ин дуо? (Ребята отвечают на вопрос).
- эн саа´ын ха´ый?
- эн ха´ыс кылааска µ³рэнэ±иний?
- эн хайдах µ³рэнэ±ин?
Учитель:-Вот и хорошо! Вы все молодцы! ¥чµгэй!
111. Объяснение новой темы.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о звуках якутского языка- гласные и согласные звуки. Также мы познакомимся с написанием и составлением простых якутских слов. Итак, работа по теме сегодняшнего урока «Гласные и согласные звуки в якутском языке».
Учитель: вот перед вами панорама для гласных и согласных звуков. Вот, от меня на правой стороне изображение якутской юрты (балаган). В ней живут 8 гласных звуков: а, ы, о, и, у, µ, ³.
Последние две буквы произносятся так: £ произнесите Э, затем округлите губы. Получится £, £й- (ум). А чтоб получился звук ¥ произнесите И, затем округлите губы: ¥, ¥с- (три). Так же здесь живут 4 дифтонга: иэ, ыа, уо, µ³. Они родились несколько сот лет тому назад, по звучанию они очень сочные, красочные, яркие, четкие и красивые.
Теперь перейдем к левой стороне. Здесь изображена «Могол ура´а», в ней живут согласные звуки: ±, дь, ², нь, ´.
Они очень дружно живут. Чтобы правильно произносить согласный звук ¡, язык держим как при звуке «г», потом медленно приподнимаем корень языка к задней части неба. (богатый, бог, нога). Чтобы произнести звук ¤, сужаем глотку и резко выдыхаем воздух. Например якутские пастухи гоняют скот с криком: ´ай- ´ат! ´ай-´ат! Так же во время испуга люди вскрикивают: ´уу-´ук! Так же этот звук можно встретить при смехе ´а-´а-´а! или при легком покашливании. Звук ¢ произносим так, пропускаем через нос воздух, одновременно прижимаем середину языка к верхнему небу, а кончик языка при этом должен быть внизу. Вот так получается у нас якутский сонорный, носовой гласный звук ¢. Дь- мягкий согласный звук. Встречаем в словах джигит, джинсы, джемпер. Мы это произносим без голоса. Например, мы сами произносим звук дж. Нь- мягкий согласный звук, который слышится в таких словах как Николай, нянька. По якутски это звучит так: Ньукулай, ньээнкэ.
1V. Индивидуальная работа.
1. Учитель: пожалуйста произнесите мне по якутски заимствованные слова: чашка- чааскы, чайник- чаанньык, диван- дьыбаан, стол- остуол,колбаса- колбаса, ложка- ньуоска.
2. Учитель: теперь проверьте себя. Хорошо ли мы запомнили значение слов.
Ат
ЫтТабаКыысУолЭбэЭ´эКусХаасО±оЧыычаахКуобах3. Вспомните как можно больше слов с якутскими звуками ±, ´, ², ³, дь, µ, нь4. а) запишите по памяти слова с долгими гласными (аа, оо, уу, и т.д.)
б) запишите слова в которых встречаются дифтонги
в) запишите слова с удвоенными согласными
5. Переведите на русский язык словосочетания:
Бар- олор-
Кэл манна-
Эн аатын кимий?-
1 уол-
3 кыыс-
Ребята отвечают.
Учитель: Молодцы! ¥чµгэй!
V. Итог урока (3 мин.)Учитель: Ребята, что мы сегодня узнали на уроке?
Ребята отвечают.
Учитель: Хорошо. Давайте закрепим произношение этих звуков.
Учитель: Замечательно! Урок окончен, Уруок бµттэ! Большое Вам спасибо! Улахан ба´ыыбаларын. Досвидания! К³рсµ³ххэ диэри!
Выставление оценок.