проект Аът кижинин оннуу


Мини - проект: «Аът – кижинин оннуу»
Автор проекта:
Кызыл-оол Вероника Кертик-ооловна – воспитатель
МБДОУ д/с «Хуннээрек» с Кок-Чыраанский.
Продолжительность проекта: кратковременный
Участники проекта: дети, воспитатели.
Возраст детей 2,5-3 года.
Актуальность
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
К. Д. Ушинский.
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои духовные и художественные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать возрождении национальной культуры.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истокам тувинской народной культуры путем знакомства с народными играми и традициями.
Задачи проекта:
1. Создать систему работы по приобщению детей к тувинским народным играми и традициями.
2.Воспитывать интерес и любовь к тувинской национальной культуре и к народным играм.
Этапы проекта
1.Подготовительный этап.
Цель: Обеспечить условия для успешной реализации проекта;
- изучение методической литературы, сбор информации из интернета;
- изготовление необходимых пособий (маски, атрибуты для народных игр)
2. Практический этап.
Цель: выполнить задачи проекта.
- Знакомство детей с народными играми.
- обеспечение условий для самостоятельных игр детей на прогулке и в свободное время.
3.Заключительный этап
Цель: Выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшей деятельности.
- анализ эффективности проведенной работы, формулирование выводов.
- презентация проекта.
Данный проект является краткосрочным в проекте « Приобщение дошкольников к тувинской культуре через тувинские народные игры». В течение учебного года, в рамках этого проекта, нами планируется реализовать еще мини-проект « Встречаем год лошади».
Структура этого мини-проекта планируется такая же, как и в представленном-знакомство детей с играми, традициями и народные праздники.
Ни один праздник не обходится без тувинских национальных игр и обрядов. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивый интерес к культуре Тувы.
Знакомим детей с тувинскими национальными играми – «Тевек», « Кажык», « Сайзанак» и другие.
Игра « Скачки» или «Табунщики» - является одной из самых распространенных и пользуется большой популярностью среди мальчиков от 3 до 8 лет.
Игра «Скачки» эмоциональная, веселая, с соревновательным элементом. Она выявляет ловкого, быстрого, сильного, улучшает функциональные возможности организма ребенкаможет служить подводящим упражнением для совершенствования специальных беговых легкоатлетических упражнений.
Инвентарь: «Лошадки» - изготовляются из мелкого тальника (ивняка), длина, от 100 до 200 см должна соответствовать возрасту и росту детей. Для постоянного использования «Лошадок» можно заказать, можно вырезать из фанеры, жесткого картона головку лошади и приделать их к концам прутиков. Это придаст игре эмоциональность, зрелищность, вызовет больший интерес детей, увлечение и эстетически будет выглядеть более приглядно.
Описание игры: Играют в «скачки» и мальчики и девочки. Но соревнование лучше проводить отдельно среди мальчиков и девочек. Можно играть в любое время года и в любом месте. Количество участников не ограничено. Заранее всех участников известить, откуда берется старт, где финиш. Расстояние от старта до финиша определяет взрослый, исходя из места проведения. На обеих точках прочертить линию. По команде взрослого все участники игры (заезда) верхом на своих лошадях подходят на линии старта. Левой рукой держатся за «коня», правая рука свободная. Во время «скачек» правой рукой надо делать имитацию хлестания кнутом скакуна – имитировать работу кнутом.
Правила игры: 1.не разрешается переступать линию старта
2.нельзя менять объявленный способ бега(скачек).
3.нельзя касаться друг друга ни «конем», ни какими-либо частями тела.
Таким образом, детские национальные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволяют нам решать задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.
Литература:
1.Журнал «Башкы» №5-6 1999 г.
2. Тыва эзенгилер.Шын.
3. Тыва улустуншимченгироюннары. Х.Д-Н.Ооржак.