Урок по теме Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся


Цель урока: Ознакомление учащихся с многообразием пресмыкающихся, особенностями их строения и жизнедеятельности, уровнем приспособленности к современным условиям окружающей среды.
Задачи:
1. Образовательные:  
Выявить черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни. 
Раскрыть особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни.
2. Развивающие:  
продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом;
учить выделять общие признаки животных, проводить анализ, делать выводы, сравнивать, развивая мышление обучающихся;
развивать творческие способности школьников.
3. Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету;
воспитание информационной культуры, культуры общения учащихся;
воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;
воспитывать любовь к природе, обосновывать необходимость охраны пресмыкающихся.
4. Здоровьесберегающие: создать на уроке атмосферу доброты, увлечённости, способствующую сохранению психического здоровья.
Тип урока: Объяснение нового материала.
 
 Структура урока предусматривает: организационный момент, введение в тему, актуализацию знаний, объяснение нового материала и закрепление.
Орг. Момент
Показ слайдов. Формулировка темы и цели урока.
Дорогие ребята, глядя на эти изображения, попробуйте догадаться, какова тема сегодняшнего урока.
Да, вы правы – это динозавры – «ужасные ящеры». Они обитали на нашей планете 250-65 млн лет назад в Мезозойскую эру. Ископаемые останки их были обнаружены на всех материках. Ныне описано более 100 видов. Но не всех, кого вы здесь видите можно отнести к динозаврам. Правильно называть динозаврами только наземных животных.
Вопрос. Как вы думаете к кому классу хордовых их относят? (Пресмыкающиеся)
Такие древние пресмыкающиеся были очень разных форм и размеров – от 40см до 60м в длину и высотой от 15см до 20м (семиэтажный дом).
Древние пресмыкающиеся не только ходили по суше, но и освоили водную и воздушную среду. Около 65 млн лет назад изменение климата на Земле вызвало массовую гибель «ужасных ящеров».
Но вы зря думаете, что все динозавры вымерли. Посмотрите, перед вами современные динозавры.
Да, среди них нет подобных гигантов, но все же это потомки тех древних «ужасных ящеров».
Поэтому темой нашего урока будет изучение многообразия современных пресмыкающихся.
Актуализация знаний.
Современные пресмыкающиеся тоже очень разнообразны, но всех их объединяют общие черты строения.
Вопрос. Дайте общую характеристику классу Пресмыкающиеся.
Мы с вами уже немало узнали о строении рептилий и поняли, что по сравнению с рыбами и земноводными они более высокоорганизованные животные.
Вопрос. Сравните строение кровеносной системы рыб, земноводных и пресмыкающихся.
Вопрос. Сравните строение головного мозга земноводных и пресмыкающихся.
Новый материал.
Современный класс Пресмыкающихся включает несколько отрядов. Давайте с ними познакомимся.
Отряд Чешуйчатые (доклад Пахомова М.)
Отряд Черепахи (доклад Братышева Т.)
Отряд Крокодилы. (рассказ учителя)
Итак, давайте подведем итог…
Вопрос. Какие отряды включает класс Пресмыкающиеся?
(Показ в презентации схемы деление класса на отряды)
Однако, ученые выделяют еще один отряд Клювоголовые и к нему относят необычную рептилию – гаттерию. Обитает только на Новозеландских островах. Внешним видом и образом жизни напоминает крупных игуан. Однако детальное изучение ее внутреннего строения привел ученых к выводу, что этот вид имеет массу уникальных особенностей. Например, третий (теменной) глаз, который реагирует на свет и тепло и хорошо виден только у детенышей. Этот исчезающий реликтовый вид занесен в Красную книгу.
Вопрос. Т.о. сколько отрядов включает класс Пресмыкающиеся? (четыре)
К сожалению, по вине человека эти древние животные могут исчезнуть. Много видов по всему миру итак уже занесены в Красную книгу. Нельзя без надобности тревожить и тем более убивать животных. Это должен помнить каждый человек.
Прежде, чем мы перейдем к заключительному этапу работы, давайте запишем домашнее задание. (§41, 42).
Закрепление.
Работа в группах.
Группа I
Выбрать лишнее и кратко объяснить свой выбор.
Тритон, крокодил, хамелеон, гадюка.
Ящерица, уж, игуана, крокодил.
Группа II
Из терминов составьте схему.
Крокодилы, Пресмыкающиеся, гаттерия, аллигатор, Черепахи, хамелеон, кайман, Клювоголовые, Чешуйчатые, слоновая черепаха, игуана.Группа III
Выбрать лишнее и кратко объяснить свой выбор.
Кайман, гавиал, крокодил, питон.
Прыткая ящерица, уж, варан, хамелеон.
Группа IV
Соотнесите признаки земноводных и пресмыкающихся. Проставьте около каждой цифры соответствующую букву.
Кожа без желёз. А. Пресмыкающиеся
Откладывают яйца. Б. Земноводные
Слизистая кожа.
Дышат лёгкими и кожей.
Мечут икру.
Оплодотворение внутреннее.
Сердце трёхкамерное с неполной
перегородкой в желудочке.
1 2 3 4 5 6 7
Группа V
Отгадайте загадки.
Две тарелки с пешеходом
Шли по лесу тихим ходом.
Насекомых он гроза,
Смотрят в стороны глаза,
С липким длинным языком,
Кожи цвет меняет он.
Вьётся верёвка,
На конце головка.
Она, как змейка в траве мелькает.
Хвост оборвёт – другой наживёт.
По реке плывёт бревно.
Ох, и злющее оно!
Пасть разинет, вот проглот!
Съест добычу, уплывёт.
Группа VI
Из терминов составьте схему.
Крокодилы, Пресмыкающиеся, гаттерия, аллигатор, Черепахи, хамелеон, кайман, Клювоголовые, Чешуйчатые, слоновая черепаха, игуана.