Урок по биологии для 7 класса по теме «Многообразие и значение пресмыкающихся»


Конспект урока по биологии.
7 класс.
Многообразие и значение пресмыкающихся
 Цели урока:
1. Сформировать знания о многообразии современных пресмыкающихся и
    отличительных признаков отрядов.
2. Проверить знания учащихся о классе Пресмыкающихся.
3. Продолжить формирование познавательных интересов и поисково-исследовательскую деятельность учеников.
4. Воспитывать бережное отношение к животным. 
Средства обучения: таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»,
  схема "Отрядов Пресмыкающихся", информационные ресурсы 
Ход урока
 Организационный момент
HYPERLINK "http://nios.ru/documents/grant/larionova/urok.htm" \l "II._Проверка_знаний_учащихся.#II._Проверка_знаний_учащихся." Проверка знаний учащихся
HYPERLINK "http://nios.ru/documents/grant/larionova/urok.htm" \l "Класс_Пресмыкающиеся_#Класс_Пресмыкающиеся_" Изучение нового материала
HYPERLINK "http://nios.ru/documents/grant/larionova/urok.htm" \l "V._Закрепление_знаний_по_теме_урока.#V._Закрепление_знаний_по_теме_урока." Закрепление изученного
Домашнее задание
I. Организационный момент.   1. Вступительное слово учителя.
     - Сегодня мы с вами продолжим изучение Класса Пресмыкающиеся. На прошлом уроке знакомились особенностями внешнего и внутреннего строения и размножением пресмыкающихся. А сегодня поговорим о многообразии пресмыкающихся, об их значении в природе и в жизни человека.
 C использованием презентации 
II. Проверка знаний учащихся.Учитель. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, что вы знаете о пресмыкающихся. Сейчас каждый из вас получит задание (приложение1). В течение 5 минут ответьте на его вопросы.
После завершения работы тест коллективно проверяется (ответ на презентации)
Дети сами оценивают свою работу (критерии оценок на презентации)  
III. Изучение нового материала.
1.Учитель. Из прошлого урока вспомните, и назовите представителей Класса Пресмыкающиеся.
Ответы учеников.  Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.…
Учитель. Хотя у этих животных много общего (на прошлом уроке рассмотрели), каждый из них имеет ряд особенностей. Вот поэтому их разделили на отряды.
2. Открывайте тетради. Запишем число и тему урока. «Многообразие и значение пресмыкающихся».
Сейчас насчитывают около 6 тыс. видов рептилий, представляющих незначительные остатки мощного класса. Современные пресмыкающиеся образуют отряды: Чешуйчатые (ящерицы, змеи, хамелеоны), Крокодилы (крокодилы и аллигаторы), Черепахи и Клювоголовые (единственный сохранившийся до наших дней вид – гаттерия). В Чувашии рептилии представлены единственным отрядом Чешуйчатые ( 6 видов).
3. Знакомство с систематикой пресмыкающихся.
На доске схема: Класс Пресмыкающиеся
Отряд
Чешуйчатые
около 6 тыс.
23 вида Отряд
Крокодилы
21 вид
6 видов Отряд
Черепахи
около 200 видов
25 видов Отряд
Клювоголовые
1 вид
1 вид
Работа со схемой. 
4. Учитель. А сейчас поработаем по учебнику в группах. На ваших столах листы-путеводители. Возьмите их и работайте по ним. (Комментирует учитель). Найдите таблицу отрядов Пресмыкающихся. Вы должны её заполнять по мере работы с учебником.
5. Сообщения учащихся об особенностях каждого отряда.
Каждое выступление сопровождается показом иллюстраций из презентации. Выступающие отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у учащихся. Сообщения дополняются комментариями учителя.
 6. А сейчас поговорим о значении пресмыкающихся в природе и в жизни человека.
- Какое значение имеют рептилии в природе?
(Составить цепи питания)
- Исходя из этого, можем говорить об их значении в жизни человека?
(Уничтожают вредителей, используют кожу для изготовления различных изделий, мясо некоторых рептилий используют в пищу, яд змей – ценное сырьё для изготовления лекарств)
Значит, их нужно беречь и охранять (охраняемые виды в Чувашии – слайд)
А в Международную Красную Книгу занесены: из отряда Чешуйчатые – 23 вида, из отряда Черепахи 25 видов, из отряда Крокодилы – 6 видов,
А сейчас послушаем защиту творческих проектов по изучаемой теме в виде реферативного выступления учащихся.
Предполагаемые сообщения:
Гаттерия (Багаутдинова Гюзель)
Анаконда (Чемеров Ильнур)
Гюрза (Хуснетдинов Илнур)
Хамелеон (Хасянова Рамиля)
Слоновая черепаха (Атеева Ландыш)
Крокодилы (Зиатдинов Ильяс)
Ядозуб (Молоткова Ризиля)
Варан (Каштанова Инзиля)
Обыкновенная ящерица (Чебенова Ризиля)
Гадюка (Хасянов Раиль)
 Выступления учащихся сопровождается слайдами. 
IV. Закрепление и обобщение.
Составьте систематику пресмыкающимся используя следующие категории:
Класс Пресмыкающиеся Подтип Позвоночные
Вид Черепаха болотная Вид Крокодил нильский
Подцарство Многоклеточные Отряд Чешуйчатые
Отряд Крокодилы Вид Черепаха болотная
Тип Хордовые Вид Ящерица серая
Вид Гадюка обыкновенная Царство Животные
Отряд Клювоголовые Вид Гаттерия
Обобщение:
Рептилии- первые настоящие наземные позвоночные.
Современные пресмыкающиеся образуют отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые.
Пресмыкающиеся нуждаются в защите, так как они занимают важное место в цепях питания.
Человек использует кожу некоторых змей и крокодилов, определенные виды черепах – деликатес в восточных кухнях, яд некоторых змей – сырьё для получения высокоэффективных лекарств.
Приложение1
Карточка № 1.
К пресмыкающимся относятся:
а) жабы; б) лягушки;
в) змеи; в) тритоны.
2. Ящерица линяет 4-5 раз за лето, так как:
а) меняется окраска тела; б) роговой покров препятствует росту;
в) кожа быстро изнашивается; г) роговой покров очень тонкий.
3.Пресмыкающиеся дышат:
а) преимущественно легкими; б) только легкими;
в) только кожей; г) легкими и кожей.
4. У пресмыкающихся:
а) сердце трехкамерное; б) сердце двухкамерное;
в) сердце четырехкамерное; г) 1 круг кровообращения.
5. Регенерация хвоста у ящериц имеет большое значение для:
а) защиты от хищников; б) размножения;
в) поиска корма; г) отпугивания врагов.
Карточка № 5.
Пресмыкающиеся ___1_____ животные. У них __2_____ кожа, ___3___ круга кровообращения, 4 сердце. Головной мозг снабжается чисто 5 кровью. Благодаря сильному развитию мозжечка рептилии способны совершать сложные приспособительные движения. Дыхание – исключительно _____6______. По способу питания ___7_____. Имеются______8___ для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие не связано с водой.
Карточка № 2.
1. Прыткая ящерица обитает в:
а) болотах; б) реках;
в) сухих, прогреваемых местах г) морях.
2. Кожа ящерицы
а) голая; б) влажная;
в) чешуйчатая, сухая; г) покрыта слизью.
3. У ящерицы по сравнению с лягушкой голова более подвижна, так как
а) есть ребра; б) развит пояс передних конечностей;
в) лучше развита мускулатура; г) имеется 8 шейных позвонков.
4. Более сложное приспособительное поведение рептилий говорит о том, что у них по сравнению с земноводными сильно развит:
а) продолговатый мозг; б) мозжечок;
в) средний мозг; г) промежуточный мозг.
5. Кожистая оболочка защищает яйцо пресмыкающихся от
а) хищников; б) перепадов температур;
в) высыхания; г) света.
Карточка № 6.
Тело рептилий разделено на ___1_____, ______2____, ____3_____ и хвост. Снаружи оно покрыто _____4_____ щитками. Роговой покров предохраняет животных от потери влаги и иссушения, защищает от _______5______. Кожа рептилий плотно прилегает к телу, желёз обычно __6______ или очень __7_____ (у крокодилов). Для многих представителей характерна ____8______ - периодическое сбрасывание рогового покрова.