Технологическая карта открытого воспитательного мероприятия День материдля детей с ОВЗ.


Технологическая карта открытого воспитательного мероприятия
Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях.
Тема мероприятия: «День матери»
Цель: Создать условия для развития интереса к декоративно - прикладному творчеству. Способствовать формированию понимания значимости матери в жизни каждого человека.
Планируемые результаты:Метапредметные:
Познавательные (активизируют знания о международном празднике «День матери», о технике «Торцевание»; научатся определять главную мысль; применять полученные знания в собственной художественно - творческой деятельности; проявлять креативность в работе; получат опыт в структурировании знаний, построении речевого высказывания).
Регулятивные (научатся принимать и решать учебную задачу; планировать свою деятельность; оценивать свои достижения, соотносить цель и результаты своей деятельности)
Коммуникативные (научатся работать в парах, подгруппах, слушать и понимать других; отвечать на вопросы по данной теме, приобретут навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях)
Личностные (проявляют интерес к декоративно - прикладному творчеству; понимают значимость матери в жизни каждого человека).
Планируемые результаты коррекционной работы: развитие мотивации к учебной деятельности; развитие мыслительной деятельности (сравнение, классификация) посредством упражнения «Приготовь обед для мамы»; развитие устной речи посредством, объяснения смысла пословиц, планирования своих действий.
Оборудование: цветной картон, бросовый материал (коробки), ножницы, клей, компьютер.
Этапы мероприятия Деятельность педагога Деятельность воспитанника Формируемые универсальные учебные действия
1.Этап организационный Приветствует воспитанников, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
- Здравствуйте, ребята!
Послушайте стихотворение и скажите о чем и о ком оно:
Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!  
- О ком и о чем этот стих? (о маме, о ее доброте, красоте, мудрости, любви к своим детям.)
- Почему мы сегодня начали занятия со стихотворения о маме? (потому что скоро праздник - «День матери»)
Приветствуют воспитателя.
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы. Л: проявление доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
К: умение отвечать на вопросы.
2. Этап актуализации знаний, мотивации, целеполагания. Воспитатель мотивирует детей на обсуждение темы; оказывает помощь в постановке целей, задач.
- Сегодня, накануне праздника, как вы думаете, чем мы займемся? (поговорим о маме)
- Правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о самом близком, родном и любимом человеке, который дал нам жизнь - о маме. Будем учиться анализировать, высказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы, постараемся понять, что значит мама в жизни каждого человека. В практической части занятия смастерим (доделаем) подарки для мам – кактусы в технике объемного торцевания на пластилине. При изготовлении поделки будем учиться анализировать образец, составлять план, совершенствовать свои умения в работе с бумагой и пластилином, проявлять аккуратность, самостоятельность, последовательность, творчество, эстетический вкус. В конце занятия, подведем итоги, оценим свою деятельность и деятельность товарищей.
- Давайте вспомним, что за праздник День матери.
Сообщение ребенка:
День матери - международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять только мам, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В разных странах этот день приходится на разные даты. В России «День матери» отмечается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года в последнее воскресенье ноября. В этот день дети поздравляют любимых мам с их праздником и благодарят за неустанную заботу, терпение, любовь и преданность. Вступают в диалог с воспитателем,
принимают задачи.
Рассказывают сообщение. Р: принятие и сохранение учебной задачи;
П: активизация знаний о празднике.
К: умение отвечать на вопросы.
3. Этап работы над темой.
- От чистого сердца, простыми словами
Давайте друзья потолкуем о маме.
Наш разговор мы начнем словами детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской.
Читает ребенок:
«Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мам самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным, и сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, и чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь».
- Маму часто сравнивают с ангелом - хранителем. Послушайте небольшую притчу, которая называется «Разговор Бога с ребенком»
- За день до своего рождения ребенок спросил Бога: «Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я там должен делать?».
Бог ответил: «Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но я не понимаю его язык.
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как зовут моего Ангела?
- Неважно, как его зовут, у него много имен ... ты будешь называть его: мама.
- И действительно в жизни мамы как ангелы хранители всегда стараются защитить своего ребенка от любых бед.
- Ребята, а знаете ли вы качества, присущие мамам? Я буду вам загадывать загадки о качествах, которыми обладает почти каждая мама, а вы попробуйте их отгадать.
- Этим качеством обладает каждая любящая мама. (Любовь, доброта)
- Таким удивительным словом обозначено это качество. Оно всегда в маминой душе. (Забота)
- Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе. (Нежность)
- Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы. (Мудрость)
- А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит. (Юмор)
Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими поэтами. Давайте послушаем стихи о маме, которые приготовили нам ребята.
***
Мама! Какое хорошее слово!
Мама всё время быть рядом готова
В минуту несчастья всегда она рядом,
Поддержит улыбкой, и словом, и взглядом.
Разделит надежды, утешит, поймет.
По жизни уверенно рядом пойдет.
Всегда без оглядки поверить ей можно,
Ей тайну любую доверить не сложно.
***
Люблю тебя мама, за что, я не знаю,Наверно, за то, что живу и мечтаю,И радуюсь солнцу, и светлому дню.За это тебя я, родная люблю.За небо, за ветер, за воздух вокруг.Люблю тебя, мама. Ты лучший мой друг.
***
Ни усталости не зная, ни покоя каждый часДень и ночь родная мама все тревожится о нас.Нас баюкала, кормила, у кровати пела нам,Первой нас она учила добрым радостным словам.
Сколько ночек не спалось ей,Если вдруг болели мы,Сколько плакать довелось ей,В комнатушке среди тьмы.
***Кто кручинится, когда мы опечалены под час,Сколько радости у мамы, если кто-то хвалит нас.Сколько мук ей было с нами и наград не надо ей.Об одном мечтают мамы – о любви своих детей.
- Матери… Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг - свою материнскую любовь. Любовь матери к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
- Ребята сейчас мы с вами будем работать в парах, послушайте задание: каждой паре я раздала пословицы о маме. Вам необходимо прочитать их и объяснить смысл.
Работа с пословицами в парах. 
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птица рада весне, а младенец - матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Матушкин гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает.
Родная земля - матушка, чужая сторона- мачеха. (Словом «мать» называют и свою родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям - любит, гордится, прославляет).
Все люди уважают и любят своих матерей, но всегда ли им помогают, всегда ли о них заботятся, всегда ли их берегут?
Послушайте притчу и попробуйте определить ее главную мысль.
Три женщины брали воду из колодца. Одна из них говорила: «Мой сын ловок да силен – никто с ним не сладит. Он – настоящий богатырь. Такие тяжести поднять может, что не каждому по плечу». Вторая умилялась: «А мой поет, как соловей. Ни у кого такого голоса нет. Каждый день новые песни распевает. Любо-дорого слушать». Третья же женщина промолчала, нечем было ей похвастаться.
Вот набрали они полные ведра воды и пошли. Ведра тяжелые: женщины то и дело останавливаются, утирают пот. Руки болят, спину ломит, вода плещется. Вдруг видят: выбегает силач, машет гантелями, принимает бойцовские позы. Любуются им женщины. Выбегает другой мальчик – соловьем поет, заливает. Заслушались его женщины. А третий мальчик подходит к маме и говорит: «Мама, дай я тебе помогу, тяжело ведь». Берет у матери тяжелые ведра и уходит с ними. Случайно рядом оказался старичок, его и спросили женщины: «Как тебе наши сыновья, прохожий?» На что старичок ответил: «А где же они? Я только одного сына видел».
- Почему старичок не увидел других сыновей? (потому что они не подошли к матери и не помогли нести ведра)
- О чем эта притча? Какая главная мысль? Сделайте выводы.
- Мало бать талантливым, сильным, умным, образованным человеком нужно еще уметь заботится о близких людях.
- Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью. Давайте будем проявлять больше заботы, внимания, сочувствия к мамам. Будем носить тяжелые сумки, поддерживать в трудные минуты, помогать по дому.
- Какую домашнюю работу вы можете выполнять? (выносить мусор, мыть полы посуду).
- А можете ли вы приготовить обед для мамы?
- Давайте потренируемся.
- Вам нужно выполнить задание, которое называется «Приготовь обед для мамы».
Работа в подгруппах.
Задание для 1 подгруппы: на листочках напечатаны названия различных продуктов, вы должны прочитать и выбрать ингредиенты для борща, винегрета, оливье.
Свекла
Морковь
Капуста
Зеленый горошек
Подсолнечное масло
Соленые огурцы
Колбаса
Чипсы
Хлеб
Майонез
Картошка
Рыба
Кукуруза
Вареная курица
Варенье
Соль
Сахар
Вареные яйца
Сливочное масло
шоколад
Задание для 2 подгруппы: на листочках напечатаны действия по приготовлению яичницы, каши, вы должны определить в какой последовательности нужно готовить эти блюда.
Нагреть сковороду на плите
Налить в сковороду подсолнечное масло
Разбить яйца в сковороду
Посолить яичницу
Закрыть крышкой
Налить в кастрюлю молоко
Молоко довести до кипения
В кастрюлю с кипящим молоком всыпать крупу, непрерывно помешивая ложкой
Добавить сахар
Добавить соль
Добавить сливочное масло
Перемешать ложкой
- Как вы думаете, задание, которое вы сейчас выполняли, может пригодиться в жизни? Читают прозу.
Отгадывают загадки. Рассматривают слайды.
Дети читают стихи и рассматривают слайды.
Работают в парах.
Слушают притчу.
Отвечают на вопросы. Вступают в диалог. Отвечают на вопросы.
Определяют главную мысль.
Делают выводы.
Работают в подгруппах.
Ответы детей. Л: проявление эмоциональной отзывчивости.
К: умение слушать и понимать других.
К: умение слушать и понимать, рассуждать, находить ответы на вопросы
К: умение работать в парах, взаимодействовать
П: умение строить речевое высказывание
К: умение отвечать на вопросы, вести диалог
П: умение определять главную мысль
К: умение работать в подгруппах, сотрудничать
П: умение осознанно строить и высказывать свою речь
4.Этап включения изученного в систему знаний. - Переходим к практической части нашего занятия
- В День матери все дети поздравляют любимых мам с праздником, говорят слова благодарности и преподносят подарки. Давайте и мы с вами смастерим подарки мамам.
- На прошлом занятии мы уже начали изготавливать кактусы в технике объемного торцевания на пластилине.
- Давайте повторим - что такое торцевание? (Техника работы с бумагой, при которой поверхности придается объемная «пушистая» фактура, при помощи палочки.)
- Какую работу мы уже выполнили в прошлый раз?
Расскажи последовательность выполненной работы. (Взяли баночку, наполнили пластилином, украсили. Затем вылепили основу для кактуса и закрепили ее с помощью палочки в баночке с пластилином. Нарезали из гофрированной бумаги квадратики зеленого цвета. Из квадратиков изготовили «торцовочки» и воткнули их одну за другой в основу для кактуса, так ряд за рядом заполнили всю основу - получился кактус.)Сегодня мы изготовим на кактусе цветок. И у нас получится цветущий кактус.
… расскажи нам пожалуйста о кактусе, как о цветке - символе.
Сообщение ребенка:
Информация о цветке. Всем растениям, имеющим колючки, издавна приписывали свойство оберегать дом от вторжения нечестных гостей. Поэтому кактус - это хранитель мира и спокойствия. У разных народностей кактусы служили символами долголетия и здоровья. Их наделяли разумом и лечебными свойствами. И все же основное магическое свойство кактуса - зашита от злых сил. Это цветок - воин и цветок - защитник.
Продолжим работу:
- Ребята перед вами образец будущего изделия. Внимательно рассмотрите его и определите последовательность изготовления цветка.
- Из каких частей состоит цветок? (из лепестков, серединки)
- Как изготовить лепестки?
- Расскажите, опираясь на технологическую карту (сложить бумагу гармошкой, обвести по трафарету лепесток, вырезать, взять палочку, приложить к середине лепестка на треть длины, сжать лепесток вокруг палочки, воткнуть в нижнюю часть пластилиновой заготовки, таким же способом изготовить и воткнуть все лепестки по кругу).
- Как изготовить серединку? (скрутить «торцовочки» из квадратиков другого цвета, заполнить всю серединку)- Что требуется для изготовления цветка? (бумага, инструменты).
- Какие инструменты нам необходимы? (ножницы, палочка) Скажите правила техники безопасности при работе с ножницами (ножницами не размахивать, передавать вперед кольцами).
Подойдите к столу и возьмите все необходимые материалы для работы.
Посмотрите на слайд, вам в помощь дана технологическая карта, опираясь на нее, изготовьте цветок самостоятельно (звучат песни о маме).
При выполнении работы не забываем о требовании к поделке:
- последовательность;
- внимательность;
- аккуратность;
- эстетичность. Проговаривают последовательность действий.

Выполняют творческую практическую работу в технике торцевание. П: активизация знания о технике торцевание;
Р: умение планировать свою деятельность
П: умение планировать
П: умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности
К: умение работать в парах, сотрудничать, взаимодействовать
5.Этап рефлексии Наше занятие подошло к концу. Ребята, скажите, чем вы сегодня занимались? (Ответы детей - говорили о предстоящем празднике «Дне матери», читали стихи и пословицы о маме, беседовали о качествах присущих маме, говорили о том, что нужно проявлять к мамам заботу, внимание, сочувствие. Учились высказывать свою точку зрения, делать выводы. Мастерили подарки для мамы.
Какую технику ручной работы применяли при изготовление поделки? (технику объемного торцевания на пластилине.)
Какие были трудности при выполнении работы?
Какой этап работы вам понравился больше всего?
Какие личностные умения, качества вам пришлось примените в работе? (трудолюбие, настойчивость, внимательность, усидчивость, аккуратность, умение видеть прекрасное, умение анализировать, планировать и последовательно выполнять работу.)
Оцените работу товарищей.
…чья работа и почему тебе понравилась больше всего?
Кто отвечал лучше всех на занятии?
Какой вывод вы можете сделать по занятию в целом?
Вывод: Мама любит нас, какими бы мы не были.
Ее любовь сопровождает нас всю жизнь. Давайте любить, уважать, оберегать свою маму.
- Ребята, как вы думаете, решили мы главную задачу, поставленную в начале занятия - поняли, что значит мама в жизни каждого человека.
Вручая подарок маме, что вы ей скажете, что пожелаете?
И напоследок послушайте стихотворение « Наказ детям»
Когда взрослеем мы с годами,
Когда становимся умней,
Все чаще мы грустим о маме,
Все больше думаем о ней.
Её любовь нам в жизни светит,
Она для счастья нам дана
Друзей так много есть на свете,
А мама все-таки одна.
Любите мать!
Любите как святыню!
Любите крепче самого себя!
Она нам жизнь дала и воспитала.
Любите мать, она у нас одна!
Я желаю вашим мамам быть всегда здоровыми, красивыми, весёлыми, а вам детям - послушными, заботливыми, любящими. Сопоставляют цели и результаты.
Р:умение оценивать свои достижения, соотносить цель и результаты своей деятельности;
Л: понимание значимость матери в своей жизни
Приложение 1