Методика проведения уроков обобщения в форме заседания ученого совета


На протяжении многих лет в своей учебной деятельности я применяю такую форму работы на уроках русского языка , как деловая игра «Заседание учёного совета». Предпочтение данной формы вызвано желанием оживить учебный процесс, а также стремлением найти такой необычный способ организации учебной деятельности, который будет интересен для любой возрастной категории учащихся.
Данная игровая форма отличается тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Чаще всего учащимся приходится играть роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решение во многом зависит как от каждого участника, так и всего коллектива в целом.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника; учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов, получению удовольствия от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную, привлекательную для себя среду.
В процессе работы мною выработана система уроков обобщения в форме «Заседания учёного совета», которые провожу, начиная с 5 класса. В среднем звене такую форму предпочитаю после изучения крупных тем, в старшем звене использую как подготовку к ЕГЭ.
Цель: теоретическое обобщение учебного материала, выделение основных положений внутри темы, направление знаний на их практическое применение.
Задачи : вызвать интерес к изучению русского языка, активизировать стремление учащихся к самостоятельному добыванию знаний. Развитие монологической и диалогической речи, привитие культуры общения.
Преимуществао такой формы: деловая игра помогает проявить большую степень самостоятельности при подготовке и обсуждении вопросов, большую активность при обсуждении вопросов; овладеть навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Нестандартность урока проявляется прежде всего в том, что происходит изменение функции учителя и ученика: ученик выполняет информационную функцию, а учитель-организационную и регулятивную.
Алгоритм методики.1.Разделение класса на группы. Сообщение темы доклада.
Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или докладчика, или оппонента группы. Меняющийся состав групп обеспечивает более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, это позволяет им максимально проявить свои способности. Этому служит и совместный поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и создание наглядных пособий и многое другое.
Проявлению индивидуальных способностей как творческих, так и организаторских способствует выполнение заданий по подборке вопросов по определённой теме, в процессе подготовки к роли оппонентов (учащиеся самостоятельно подбирают вопросы для своих оппонентов)
2.Назначение группы рецензентов(3 человека). Сообщение задания.
Рецензенты в ходе подготовки составляют вопросы по темам, готовят задания для проведения теста, консультируются с учителем, на заседании ведут учёт личного вклада каждого ученика в общее выступление. (Учитывают количество полученных жетонов на уроке, проверяют тесты, выставляют итоговые баллы)
3. Консультация учителя.4. Предварительный контроль готовности каждой группы к деловой игре через общение с руководителями группы.Результативность будущего урока зависит от предварительной подготовки. Чтобы вовлечь учащихся в общий контекст урока, предлагаются не только темы будущих докладов, но и задание каждой группе подготовить вопросы по темам оппонентов. Таким образом , подготавливается диалог, дискуссия, а возможно, и спор на учёном совете. Каждый из членов группы должен быть готовым выступить в роли докладчика и в роли оппонента.
.В зависимости от возрастной категории учащихся даются индивидуальные задания, которые помогают создать общее настроение во время проведения деловой игры, вовлечь учащихся в атмосферу учёного совета. Это может быть инсценированный спор учёных о том, является ли категория состояния самостоятельной частью речи, спор о целесообразности выделения местоимения как самостоятельной части речи, небольшая исследовательская работа (например, определить процентное соотношение служебных частей речи и самостоятельных), индивидуальные сообщения о лексическом значении слов «совет», «докладчик», «оппонент», «рецензент», подбор контекстных синонимов к данным словам и т. д.
Необходимое условие-это творческий подход к оформлению доклада. Он может сопровождаться опорными конспектами, схемами, рисунками, презентацией, с использованием ИКТ. Творческий подход к выступлению поощряется дополнительными баллами.Докладчик должен продемонстрировать умение устного изложения материала, способность отстаивать свою точку зрения, аргументировано строить своё сообщение, а также умение привлечь к обсуждению всех членов своей группы. Так, один из вопросов он вправе переадресовать любому её представителю .Рецензентами такой тактический ход воспринимается не как незнание ответа, а желание докладчика вовлечь в активную работу всю группу.Докладчикам рекомендуется пользоваться планом сообщения, справочной литературой, ссылкой на авторитетные источники, подкреплять свои тезисы примерами, зачитывать цитаты и т. д. Организация урока-заседания учёного совета.
1.Размещение учащихся по группам.
2.Сообщение председателем совета (учителем) повестки заседания, знакомство с процедурой его проведения.
3.Открытие заседания индивидуальными сообщениями.
4.Предоставление слова докладчику группы.
5.Выступления оппонентов.
6.Выполнение тестовых заданий, приготовленных учителем.
7.Оценивание рецензентами работы группы в целом.
По такому принципу строятся выступления каждой группы. В конце заседания слово предоставляется рецензентам, которые подводят итоги работы, сообщают оценки , полученные учащимися за теоретическую и практическую части .
Председатель благодарит всех присутствующих на учёном совете за активную работу, даёт дополнительные баллы за творческий подход к освещению темы, сложность и оригинальность вопросов и т. д.
Особое внимание на таких уроках уделяю культуре общения, культуре ведения спора, культуре речи. Рекомендую обращаться на Вы и сопровождать свои вопросы обращением к оппоненту по имени и сопровождением вопросов словами «скажите ,пожалуйста», «не могли бы Вы ответить на такой вопрос» и т. д.
Уроки в форме заседания учёного совета целесообразно проводить в период подготовки к ЕГЭ, т. к. они позволяют охватить большой объём учебного материала, акцентировать внимание на трудных случаях русского языка, совместно найти ответ на спорные вопросы. Например, каков тип подчинительной связи в словосочетаниях «его доклад», «её тема», «их аргументы»? чем объяснить разницу типов подчинительной связи в словосочетаниях «два аргумента» и «двух аргументов»? Почему предложения «Маленький ручей.» и «Ручей маленький.» относятся к разным типам? и т.д.
Заключение
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
План-конспект урока по теме « Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи» (русский язык в 6 классе)
Цели:
-Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений», выделение основных положений внутри тем и направление теоретических знаний на их практическое применение.;
Задачи: -Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;
-Расширять словарный запас учащихся через обогащение активного словаря, обращение к Толковому словарю, составление вопросов и ответов:
-Развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;
-Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в группе, умение ставить вопросы), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);
-Развивать креативные навыки продуктивной деятельности( самостоятельное добывание знаний , владение приёмами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем).
Тип урока: урок обобщения
Оборудование: мультимедийный проектор, опорные схемы, тестовый раздаточный материал, инсценировка спора учёных.
Методический комментарий: Урок проводится по учебной программе Т.А. Ладыженской после изучения темы «Местоимение как часть речи». Данный урок проводится в нетрадиционной форме – форме «Заседания учёного совета». На уроке обобщается, закрепляется учебный материал, а также проводится контрольный тест.
Использован учебно-методический комплекс:
1.Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А, Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова.
2. . Методические рекомендации. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина. … 6 класс
Организационный момент.
Слово учителя.
Начать нашу встречу я хочу с произведения А. П. Чехова «Она «моя» Послушайте текст и докажите, что местоимение играет важную роль в нашей речи. Для этого предлагаю всем подсчитать количество местоимений в тексте и сделать вывод о частоте использования этой части речи, сравнив с общим количеством слов.(В тексте всего 149 слов, из них местоимений 36!).
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная… Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
Её зовут — Лень.
Ученица провела небольшую исследовательскую работу и обнаружила, что местоимение по частоте использования в речи занимает 3 место после имени сушествительного и глагола. Таким образом, местоимение – важная часть речи и заслуживает нашего пристального внимания.
Мы изучили эту часть речи . Однако в наших знаниях пока нет системы. Как вы думаете, что нам необходимо для этого сделать? (обобщить)
На сегодняшнем уроке мы обобщим и систематизируем знания, полученные при изучении темы «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений».
Урок проведём в форме заседания учёного совета. Я просила вас, пользуясь Толковым словарём, выписать лексическое значение слов: докладчик, оппонент, рецензент.
2. Проверка домашнего задания.
Докладчик - человек, который готовил доклад, сообщение по какому-то вопросу.
Оппонент – противник в споре, полемике.
Рецензент – человек, дающий оценку чему-либо.
Слайд № 1(Словарная работа)
Все вы сегодня готовы выступить в роли докладчика и оппонента. Право быть рецензентами мы предоставим ( фамилии учеников).
Я предлагаю всем участникам занять свои места. Председателем учёного совета, с вашего позволения, буду я.
Повестка заседания:
Местоимение как часть речи.
Личные, возвратные, вопросительные местоимения.
Относительные, неопределённые, отрицательные местоимения.
Притяжательные, указательные, определительные местоимения.
Слайд №2 ( Повестка заседания)
Слово председателя учёного совета
Уважаемые коллеги, заседание учёного совета посвящено одной из спорных тем русского языка «Местоимение как часть речи».
О чём же спорят учёные? Я думаю на этот вопрос нам даст ответ группа №1, которая работала по теме «Местоимение как часть речи»
Слово группе №1
План выступления
1. Происхождение слова «местоимение»
2.Местоимение как часть речи.
3. Синтаксическая роль местоимений.
Докладчик
Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова «антонимия»(местоимение), которое сложено из «анти»(«вместо») и «онима»(«имя»). В старославянском языке слово местоимение образовано путём слияния сочетания слов «вместо имени» с прибавлением суффикса –й(-е). В результате фонетических изменений начальное в отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание.
В русской лингвистике нет единого взгляда на эту часть речи.
Инсценирование спора учёных (2 ученика)
-Я, последователь выдающегося русского языковеда Ф. Ф. Фортунатова, не согласен с традиционным мнением выделения местоимения как самостоятельной единицы русского языка. Это…лишняя часть речи.
- Но, коллега, Вы можете обосновать своё мнение?
- Конечно! Что объединяет слова ты, они, кто, сколько, какой, некий, который? У них особое значение, точнее, этого значения у него нет.
Они - это и люди, и друзья, и леса, и вирусы. Сколько-может быть и пять, и десять, и нуль. Такой может быть и хороший, и весёлый, и каменный.
Т. е. эти слова не имеют своего значения, одни из них похожи на прилагательные, другие - на существительные, третьи - на числительные. Подобные слова с «пустым» значением в школе называют «местоимениями». Но ведь морфологические признаки у них все разные, как и положено словам разных частей речи. Можно говорить о местоименных прилагательных, местоименных существительных, местоименных числительных. А говорить о том, что местоимения - отдельная часть речи, конечно, не приходится.
-Уважаемый коллега, в Ваших рассуждениях есть здравый смысл. Однако мы, сторонники традиционной школы, выделяем местоимение как самостоятельную часть речи не по грамматическим признакам, а по характеристике лексических значений. Да, они не называют ни признаки, ни предметы, не количества, но все они указывают на наличие таковых. И это указание на существование лексического значения является для нас основанием для выделения местоимения как самостоятельной части речи. А по значению и грамматическим особенностям мы делим местоимения на разряды.
Докладчик
-Мы с вами убедились, что в современной науке нет единого взгляда на местоимение. И чем больше возникает споров, тем больше тайн обнаруживается в русском языке. А значит, появляется больше возможности эти тайны раскрыть.
Слайд №3
Мы придерживаемся мнения, что местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения, как правило, изменяются по падежам.( Примеры) Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. (Примеры)
В предложении местоимения бывают разными членами предложения.
(Примеры)
По значению и грамматическим особенностям местоимения бывают:
личные
возвратные
вопросительные
относительные
неопределённые
отрицательные
притяжательные
указательные
определительные
(Доклад построен по опорному конспекту с использованием презентации) Участники группы дополняют доклад.
Б) Слово оппонентам (По окончании сообщения докладчику и всем членам группы задают вопросы оппоненты по теме доклада).
В) Слово рецензентам. (Рецензенты задают вопросы всем членам группы, дают оценку выступлению группы).
Г) Письменная работа по теме доклада. (Проводится Председателем совета)
По тому же принципу строятся выступления и остальных трёх групп.
Слайд № 4
Письменная работа
Задание №1
Какое слово не является местоимением?
а) кое-что
б) таков
в) кое-где
г) несколько
2. Какие из морфологических признаков не имеет местоимение?
а) падеж
б) спряжение
в) число
г) род
д) время
3. Каким членом предложения являются местоимение «который»?
Наконец на тёмном небе мы рассмотрели Большую Медведицу, о которой нам рассказал учитель.
Слайд № 5
Задание № 2
Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
а) беспокоился о тебе
б) отозваться о нём
в) скучаю по вам
г) расстилалась перед нами
2. Укажите ошибку в определении разряда местоимения
а) О себе ( возвратное) он рассказывал мало.
б) Его( личное) старание не прошло даром.
в) Я(личное) не сразу подсчитал, сколько (относительное) человек находится в зале.
г) Кто (вопросительное) сказал, что на войне не страшно?
3.Укажите местоимение, у которого отсутствует форма именительного падежа.
а) никого
б) о себе
в) сколькими
г) о тех
Слайд №6
Задание № 3
1.Укажите предложение, в котором есть относительное, неопределённое и отрицательное местоимения.
а) Вдруг что-то шлёпнуло посреди тихой заводи, но никто не увидел голову выдры, которая плыла к берегу.
б) Никто из моих друзей не заметил её.
В)Чей-то тихий писк заставил меня остановиться в нерешительности.
2.Укажите предложение, где «что» является местоимением.
а)Все знают, что книги читать необходимо.
б)Я долго выбирал, что мне почитать.
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Н(1)икаких причин для беспокойства н(2) было, и мы н(3)сколько н(4) волновались.
а)1, 3
б)2, 3
в)1, 2, 3, 4
г)1, 3, 4
Слайд №7
Задание № 4
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3
(1)Туча надвигалась.(2) Всё притихло, как будто ожидало чего-то небывалого. (3) Куда девались эти птицы, что так резво порхали и пели при солнышке и обучали своих птенцов? (4) Где те пчёлы, которые так весело жужжали каждое утро в траве?(4)Неужели эти насекомые тоже испугались грозы?(5 ) Её приближения ждали и боялись одновременно.
В1. Выпишите местоимение, образованное суффиксальным способом
В2. Выпишите притяжательное местоимение.
В3. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима и указательного местоимения.
Заключительное слово Председателя.
Что нового открыли вы для себя на сегодняшнем заседании?
(ответы учащихся)
Я благодарю всех участников за плодотворную работу на заседании учёного совета. ( Сообщает итоговые оценки за работу каждого. Отмечает активность, даёт дополнительные баллы за оригинальность доклада, за творческий подход к освещении темы, за сложность вопросов, за научность и т.д.) Рецензенты с учётом дополнительных баллов сообщают окончательные результаты каждого участника.
Следующее заседание состоится 11 мая. Тема - «Глагол как часть речи»