Разработка педагогического совета «Педагогическое взаимодействие — важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»


Тема педагогического совета:
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».
Разработала заместитель директора
МБОУ СОШ №7 Г. Вязьмы Смоленской области
Захарова Татьяна Евгеньевна

Цель : рассмотреть структуру педагогического взаимодействия и осуществить практический поиск форм эффективного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
Задачи:
Познакомить с теоретическими основами
стиля и структуры педагогического взаимодействия (общения).
Познакомить с психологическими правилами, помогающими правильно сориентироваться в ситуации и выборе эффективной коммуникативной позиции.
Организовать деловую игру с целью выработки эффективного стиля взаимодействия с коллегами, родителями, обучающихсяПлан проведения педагогического совета.
Обоснование выбора темы.
Знакомство с целями и задачами педагогического совета.
Теоретические сведения об основах стиля и структуры педагогического общения (взаимодействия).
Тестирование участников педагогического совета.
Знакомство с результатами анкетирования , проведенного среди обучающихся, учителей, родителей в рамках подготовки к педагогическому совету.
Деловая игра «Педагогические ситуации».
Выработка решения педагогического совета.
Проведение рефлексии по итогам педагогического совета.
Ход педагогического совета.
Обоснование выбора темы.
Труд учителя в работах современных психологов рассматривается как вид многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения. Все эти пространства объединены единой глобальной задачей – развитием личности учащегося.
Поэтому миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании.
Ученик – основной объект заботы учителя, воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ученику.
В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно, школа должна создать условия для развития личности.
Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков обучающимися.
Негативные явления: жалобы родителей и обучающихся на некоторые моменты в поведении учителей, конфликтные ситуации, возникающие в отношениях с учителями.
Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроке и, как следствие нервные срывы.
Комфортно чувствуют себя в школе только 58% обучающихся, 28 % часто конфликтуют с учителями. При отсутствии благоприятного психологического климата школа не может решать поставленные перед ней задачи.
Педагогическое взаимодействие как составная часть труда учителя является «главным инструментом этого труда». В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно взаимосвязанных звена: общие и индивидуальные принципы общения.
Культура общения учителя является показателем того, как, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных педагогических задач и способов взаимоотношений учителю удается реализовать общие принципы обучения и воспитания. Чем выше диапазон применяемых приемов и средств общения, тем боле высок уровень культуры учителя.
Человеческие отношения образуют основу социально – психологического климата коллектива. Оно является тем социальным клеем, который сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов.
Работая в школе нужно научиться общаться со школьниками, грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями обучающихся, от этого, как отмечают психологи, зависит настроение учителя на работе. Взаимоотношения в коллективе сильно отражаются и на качестве учебно – воспитательной работы.
Цели и задачи педагогического совета.
Цель : рассмотреть структуру педагогического взаимодействия и осуществить практический поиск форм эффективного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
Задачи:
Познакомить с теоретическими основами
стиля и структуры педагогического взаимодействия (общения).
Познакомить с психологическими правилами, помогающими правильно сориентироваться в ситуации и выборе эффективной коммуникативной позиции.
Организовать деловую игру с целью выработки эффективного стиля взаимодействия с коллегами, родителями, обучающимися.
Теоретические сведения об основах стиля и структуры педагогического общения (взаимодействия).
Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно-ориентированное воспитание». В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Гуманистическое образование — это всегда партнёрство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон. Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.
Общение – это одно из основных понятий психологии.
Общение – взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, формируются настроения и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции.
Педагогическое общение имеет свою специфику: определенную структуру, стили и функции.
Педагогическое общение — это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
— преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);
— создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
— осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.)
Ведущей составляющей педагогического общения является позиционное взаимодействие. Общаясь с учениками. Их родителями, коллегами по работе, а так же в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенную коммуникационную позицию.
Позиция «над»
В этом случае учитель проявляет инициативу, осуществляет контроль, управление и планирование ситуации, реализует свои цели. Партёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель –ученик».
Позиция «наравне»
Оба партнёра проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы и цели друг друга, вступают в отношении взаимозависимости наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель – учитель».
Позиция «под»
Учитель занимает подчиненное положение относительно партнёра по общению. Характерно в его коммуникативных контактах с администрацией и руководителем.
В реальной жизни часто нарушении позиций и правил общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно уметь занимать правильную коммуникативную позицию в зависимости от того. с кем, когда происходит общение.
Функции педагогического общения.
Информационная функция.
Взаимодействие учителя и других частников образовательного процесса состоит прежде всего в обмене между ними информацией, которая может передаваться как с помощью различных источников, так и с помощью мимики. Интонации, жестов, манеры слушать.
Социально- перцептивная функция.
Прежде всего идёт восприятие учителем другого участника образовательного процесса и особая чувствительность кнему6 сочувствие, сопереживание, понимание проблем.
Самопрезентативная функция.
В актах общения осуществляется презентация учителя, его внутреннего мира, его самовыражения.
Сластенин пишет: « Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения»
Интерактивная функция
При общении происходит обмен идеями, образами и действиями.
Аффективная функция.
Аффект – душевное волнение, страсть.
Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходима нейтрализация аффекта, его коррекция.
Правила педагогического общения.
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступкам школьника видеть только отрицательные мотивы.
Предусмотрительность и корректность поведения снижают напряженность в общении.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована)
Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.
1. УЧИТЕЛЬ — «Я»
2. УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ
3. УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК
4. УЧИТЕЛЬ — ГРУППА УЧАЩИХСЯ
5. УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
6. УЧИТЕЛЬ — РОДИТЕЛЬ
Уровни и типы педагогического взаимодействия
1 Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самой собой зависит конструктивность её отношений с окружающими людьми
2 Три уровня общения:
> Другая личность более значимая
> Равноправность партнёров
> Мнение другой личности не играет никакой роли
Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя
Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие сцелой совокупностью социальных систем, важнейший из которых -
общешкольный коллектив
Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую
степень развития таких его характеристик, как:
• взаимопознание;
• взаимопонимание;
• взаимоотношение;
• взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие:
• сотрудничество;
• диалог;
. • соглашение;
• опека;
• подавление;
• конфликт;
• индифферентность;
• конфронтация.
Уровни Происходящие процессы
1.Взаимодействие человека с самим собой. Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самой собой зависит конструктивность её отношений с окружающими людьми
2. Взаимодействие человека с другим Три уровня общения:
> Другая личность более значимая
> Равноправность партнёров
> Мнение другой личности не играет никакой роли
Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя
3. Взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие сцелой совокупностью социальных систем, важнейший из которых -
общешкольный коллектив
Тестирование педагогов с целью выявления стиля педагогического общения.
На каждый вопрос ответьте «Да» или «Нет».
Нуждаетесь ли Вы в подготовке урока , даже по неоднократно пройденной теме?
Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
Предпочитаете ли Вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом?
Часто ли по ходу урока Вы включаете в него только что пришедшие в голову примеры. Иллюстрируете сказанное свежими случаями, свидетелями которых Вы стали?
Вовлекаете ли Вы в процесс обсуждения самих обучающихся?
Часто ли Вам удается удачно пошутить по ходу урока?
Выводит и Вас из равновесия непредвиденная реакция обучающихся6 гул, ум, оживление?
Повышаете ли Вы голос, делаете паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны обучающихся по ходу урока?Предпочитает ли вы , чтобы Вам по ходу Объяснения задавали вопросы?
Замечает ли Вы во время урока изменения в настроении обучающихся?
Поощряет ли Вы обучающихся вступать с Вами в диалог по ходу объяснения темы урока?
Отвечает ли Вы сразу на реплики обучающихся?
Стремитесь ли Вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
Увлекаетесь ли Вы монологом настолько, что Вам не хватает отведенного по плану урока времени?
Анализ тестирования.
№ вопроса Ответ «да»
соответствует типу взаимодействия. Ответ «нет»
соответствует типу взаимодействия.
1 сотрудничество индифферентность
2 подавление сотрудничество
3 подавление сотрудничество
4 сотрудничество индифферентность
5 сотрудничество индифферентность
6 сотрудничество индифферентность
7 подавление индифферентность
8 подавление индифферентность
9 сотрудничество подавление
10 сотрудничество индифферентность
11 сотрудничество подавление
12 сотрудничество подавление
13 подавление сотрудничество
14 подавление индифферентность
Подведение итогов тестирования
Стиль общения Количество педагогов % от общего числа педагогов
сотрудничество подавление индифферентность Школьника можно изменить к лучшему, с помощью специальных приемов оценки его личности:
Положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку.
Неприемлемы глобальная положительная и глобально отрицательная оценки.
Глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе.
Глобальная отрицательная оценка подрывает веру в себя, вызывает отвращение к школе.
Знакомство с результатами анкетирования , проведенного среди обучающихся, учителей, родителей в рамках подготовки к педагогическому совету.
Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации.
У каждого человека есть две жизненные заботы:
Достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные или маловажные);
Сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что тоже может переживаться как важное или маловажное условие);
Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. Отдельные исследователь конфликтологии выделяют несколько способов регулирования конфликтов и поведенческих стратегий, к числу которых относятся.
Избегание -«Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Соревноание (конкуренция) - «Акула» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем другой.
Приспособление - «Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели –нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Компромисс - « Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Сотрудничество - «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Прочитайте утверждение, и по пятибальной шкале определите, в какой степени каждое из них характерно для вашего поведения в условиях конфликта6 5 – весьма типично, 4 балла –часто; 3 балла- иногда, 2 балла- редко, 1балл – совсем нетипично.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если Вы не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать так, как Вы думаете.
Мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет.
Ум хорошо, а два лучше.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
Кто сильнее, тот и прав.
Не подмажешь – не поедешь.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Правда то, что мудрый знает, а не тот, о чем все болтают.
Кто ударит и бежит. Тот сможет драться и на следующий день.
Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов совей добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
Держись подальше от людей, которые согласны с тобой.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Ты - мне, я - тебе.
Только то, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
Кто спорит – тот ни гроша не стоит.
Кто не отступает, тот обращается в бегство.
Ласковое дитя двух маток сосет.
Кто дарит – друзей наживает.
Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ решать конфликты – избегать их.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Кротость торжествует над гневом.
Лучше синицы в руках, чем журавли в облаках.
Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
В этом мире только две породы людей: победители и побежденные.
Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
Взаимные уступки прекрасно решают дела.
Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
Внесете свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.
Наибольшее количество баллов указывает на приверженность той или иной стратегии.
«Черепаха» «Акула» «Медвежонок» «Лиса» «Сова»
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
Итого: Итого: Итого: Итого: Итого:
«Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
«Акула» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения –нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем другой.
«Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели –нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
« Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
«Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Практика показывает, что именно в ситуации «сова» конфликт разрешается максимально выигрышно для всех его участников.
Другие способы регулирования конфликта позволяют достичь успеха в лучшем случае лишь одной из сторон.
При подготовке к педагогическому совету было посещено уроков. При посещении уроков проходило наблюдение по следующей программе.
Программа наблюдения на уроке.
Что предпринимает учитель в начале урока, чтобы вызвать интерес к уроку?
Успешно ли. с мотивационной точки зрения, было начало урока?
Дифференцируется ли работа с обучающимися различного уровня развития?
Включены ли обучающиеся в познавательную деятельность на всех этапах урока?
Представляется ли ученикам самостоятельный выбор заданий?
Создается ли уроке ситуация успеха?
Умеет ли учитель слушать учеников, терпим ли он к различным мнения?
Создается ли эмоционально- положительное отношение к уроку?
Помогает ли учитель самовыражению обучающихся?
Представляется ли учащимся право на оценку?
Проявляют ли обучающиеся интерес к работе на протяжении всего урока?
Устали ли обучающиеся к концу урока?
Анкета « Взаимоотношения с обучающимися».
Удовлетворены ли Вы своими отношениями с обучающимися?
Удовлетворен полностью.
Скорее «да», чем «нет»
Скорее «нет», чем «да».
Нет.
Какая работа с детьми приносит вам наибольшее удовлетворение?
2.1. Общение с обучающимися во время занятий.
2.2. Общение с детьми во внеурочное время.
2.3. Коллективная подготовка дел.
2.4 Коллективное планирование.
2.5. Проведение игр.
2.6. Проведение праздников.
2.7. Проведение встреч с интересными людьми.
2.8. Проведение дискуссий.
2.9. Индивидуальное общение.
3. Что затрудняет Ваше общение и организацию совместной деятельности с детьми?
3.1. Недостаточное владение методикой воспитательной работы?
3.2. Недостаточной опыт совместной деятельности с обучающимися.
3.3. Недостаток теоретических знаний по педагогике и психологии.
3.4 Отсутствие склонности к работе с детьми.
3.5. Недостаточная требовательность к себе, безответственность.
3.6 Недостаточная помощь со стороны руководства.
3.7. Другие причины. Укажите.
4. В решении каких задач Вы испытывает наибольшие трудности при организации воспитательной работы?
4.1. Привлечение детей к постановке задач.
4.2.Стимулирвоание активности детей.
4.3 Создание условий для самореализации каждого ребёнка в совместной деятельности.
4.4. Организация самоуправления в коллективе.
5. Удовлетворены ли Вы своей подготовкой к взаимодействию с обучающимися?
5.1. Удовлетворен полностью
5.2. Скорее «да», сем «нет»
5.3. Скорее «нет», чем «да»
5.4. Не удовлетворен.
Анкета для учащихся.
1.На каких уроках Вы чувствует себя комфортно и почему?
2. На каких уроках Вы чувствует себя тревожно и почему?
3. Представляется ли вам выбор заданий на уроках и на каких?
4. Бывают ли у Вас конфликты с учителями? Как Часто? С кем из учителей и почему?
5. Влияет ли личность учителя на ваше отношение к учёбе?
6. Кто из учителей проявляет к вам понимание, поддерживает Вас?
7. С кем из учителей Вам нравиться общаться и почему?
8. Уроки по каким предметам вам хотелось бы прогулять и почему?
Обработка результатов.
За каждое упоминание фамилии учителя или предмета, который он ведёт начисляется 1 балл (кроме вопросов №2, 4, 8)
Получили наибольшее количество баллов-
Получили наименьшее количество баллов-
Анкета для учащихся
«Стили педагогического взаимодействия»
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете согласиться с предложенным утверждением, и символом «—», если даете отрицательный ответ.
1. Во время объяснения учебного материала учитель, как правило, находится за учительским столом (кафедрой).
2. По ходу урока учитель часто приводит примеры из жизни, иллюстрируя сказанное.
3. Учитель, как правило, ведет объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей.
4. Учитель часто вовлекает учащихся в обсуждение темы урока.
5. Учитель поощряет учащихся, если они вступают в диалог с ним во время объяснения темы урока.
6. Учитель удачно шутит в ходе урока.
7. Учителя выводит из себя любой шум, гул, оживление в классе.
8. Если учитель чувствует невнимание к себе, то он часто повышает голос или делает паузу.
9. Учитель приветствует, если учащиеся задают вопросы во время объяснения материала.
10. Учитель сразу отвечает на любую сказанную реплику во время урока.
11. Учитель замечает изменения настроения учащихся во время урока.
12. Учитель часто использует при объяснении эмоциональный рассказ.
13. Учитель часто увлекается монологом и ему не хватает времени на уроке.
14. Учитель признает право учащегося на ошибку.
Анализ анкеты для учащихся
№ вопроса Ответ «+» - да соответствует типу взаимодействия Ответ «-» - нет соответствует типу взаимодействия
1. Подавление Сотрудничество
2. Сотрудничество Индифферентность
3. Индифферентность Сотрудничество
4. Сотрудничество Индифферентность
5. Сотрудничество Подавление
6. Сотрудничество Индифферентность
7. Подавление Индифферентность
8. Индифферентность Подавление
9. Сотрудничество Подавление
10. Сотрудничество Подавление
11. Сотрудничество Индифферентность
12. Подавление Сотрудничество
13 Подавление Индифферентность
14. Сотрудничество Подавление
Диагностика «Знаковый рисунок»
Учащиеся получают задание вычертить знаковый рисунок, где нужно отразить положение дел по проблеме: взаимоотношения, складывающиеся между конкретным учителем и учениками.
В схеме фигура учащегося обозначается кружочком, а учитель треугольником. В результате рождается типичная картина взаимоотношений «учитель — ученик» в исследуемом учебном заведении.
Диагностика «Дерево взаимоотношений»
Учащимся предлагается оценить взаимоотношения между конкретным учителем и учащимся с помощью цвета (принцип светофора): зеленый — тип взаимодействия «сотрудничество», желтый — тип взаимодействия «индифферентность», красный — авторитарный тип взаимодействия, подавление.При проведении этой диагностики учащимся предлагается карточка с тремя кружочками разного цвета (светофор), учащийся выбирает цвет, соответствующий типу взаимодействия, который складывается с данным учителем.
При анализе проведенной диагностики необходимо вычислить в процентном соотношении сколько выбрано красного, желтого и зеленого цвета.
Чтобы отразить наглядно получившиеся результаты, можно использовать срезанную ветку дерева, на которую навешиваются листочки трех цветов.
Диагностика «Незаконченное предложение»
Учащимся предлагается закончить предложение: Хорошие взаимоотношения складываются с учителем, если ............
Отношения с учителем складываются плохие, если
При анализе ответов учащихся необходимо выделить основные тенденции хороших и плохих взаимоотношений с точки зрения учащихся.
Деловая игра «Педагогические ситуации».
Осуществить объективный анализ предложенной ситуации, рассмотрев по возможности все стороны и все взаимосвязи отношений.
При анализе ситуации постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Определите позиционное взаимодействие участников предложенной ситуации («над», «под», «наравне»)
Постарайтесь определить стратегии поведения в данной ситуации участников инцидента («черепаха», «акула», «сова», «медвежонок», «лиса»)
Определите эффективность предложенного разрешения данной ситуации.
Можно ли было изменить позиционное взаимодействие участников для иного разрешения предложенной ситуации.
Педагогическая ситуация №1.
В начале урока учащиеся нарушали дисциплину, имитируя звук открывающейся бутылки.
Учитель спросил: «Кто это сделал?» Дети не признались. Учитель осудил их действия. Сказав, что они трусы. После этого один ученик признался, что это сделал он. Учитель одобрил действия этого ученика, что он нашёл смелость признаться. Урок продолжался.
Через некоторое время ситуация повторилась. Учитель удалил ученика, сознавшегося в первый раз, ученики протестуют, говоря, что это сделал не он. И самовольно начинают покидать поочередно класс.
Учитель возмущен их поведением и принимает решение: покинувших самовольно класс учеников больше на уроке пускать.
Педагогическая ситуация №2.
На родительском собрании родители согласовано изложили классному руководителю обоснованные претензии к одному из учителей: необоснованно выставляет оценки, кричит на детей и оскорбляет их, обвиняет их в непонимании.
Классный руководитель довел эти претензии до администрации школы, попытался сам поговорить с этим учителем.
Свод правил для учителей.
Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
Будьте терпеливы!
Внушайте каждому веру в свои силы!
Учитесь создавать ситуацию успеха!
Учите ребят дарить радость людям: отдавать каждому делу частичку сердца.
Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте, изумляйтесь счастью подаренной жизни!
Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
Не выступайте без широкого набора технических средств обучения, не объясняйте на «пальцах», нужно показать хотя бы схемы.
Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории – обязательны!
Покажите причины неудач и пути исправления ошибок.
Не критикуйте обучающихся голословно, доказывайте и переубеждайте.
Будьте с детьми предельно откровенны.
Ваша помощь в решении проблем детей, поддержка их инициативы и начинаний будет принята, но благодарности не ждите!
Замечайте и поддерживайте успехи обучающихся в познании окружающего мира.
Наказание пусть не превышает вины, одобрение – успеха.
Рассердись,… но на себя.
Ошибся – извинись, но ошибайся и извиняйся реже.
Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них.
Говоря «не могу», не умалчивай «не хочу».
Винить легче, чем разделять вину.
Не приписывай успех себе, а вину учащимся.
Не торопись с решением, но и не медли.
Плох тот учитель, от разговора с которым ученику не становится легче.

Решение педагогического совета
Принять за основу поведения учителя по отношению к ученику принципы взаимопонимания и взаимоуважения, стремиться к созданию отношений сотрудничества в учебно – образовательном процессе.
На заседаниях методических объединений обсудить вопросы организации дифференцированного подхода в обучении, приемов создания комфортной обстановки на уроках.
С целью предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, комментировать выставляемую отметку, использовать приемы самооценки, привлекать обучающихся для оценивания ответов одноклассников.
С целью выработки единства требований к обучающимся последовательно требовать от обучающихся выполнения правил поведения обучающихся на уроке.
Рефлексия по итогам педагогического совета.
Анкетирование по итогам проведения педсовета.
1. Актуальна ли была для вас тема педсовета?
А) Да, очень актуальна.
Б) В целом, актуальна.
В ) Не очень актуальна.
Г) Неактуальна.
Д) Затрудняюсь ответить.
2.Как Вы оцениваете содержательное наполнение педагогического совета:
А) Очень содержательный.
Б) В целом, содержательный.
Г) Не очень содержательный.
Д) Совершенно не содержательный.
3. Удовлетворены ли вы работой педсовета?
А) Да.
Б) В целом, удовлетворен.
Г) Не очень удовлетворен.
Д) не удовлетворен.
4. Что дал педсовет лично Вам?
А) Новый взгляд на проблему.
Б) Новые задания.
В) Новые педагогические и методические решения.
Г) Возможность поделиться личным опытом.
Д) Ничего не дал.
Е) Другое.
5. Ваши пожелания, предложения, замечания.
А Б В Г Д
Актуальна ли была для вас тема педсовета? Как Вы оцениваете содержательное наполнение педагогического совета: Удовлетворены ли вы работой педсовета? Что дал педсовет лично Вам?