Выступление на педсовете: совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса.


Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а  скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Работа с родителями занимает важное место в моей деятельности как классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого использую различные формы и методы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и посещение семей проблемных детей, разговоры по телефону о наболевших проблемах так как в моем классе 8 учащихся( около 50%) из подвозимых детей. Достигнуть успеха в воспитании учащихся возможно при индивидуальном подходе к родителям, только при наличии контакта с семьёй. Знакомство с семьями своих учащихся я начала в 5 классе с анкеты и диагностической карты, где есть не только информация для заполнения страниц школьного журнала, но и освещены вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия воспитания своих учеников (с кем ещё ты проживаешь, есть ли у тебя любимые домашние животные, чем ты занимаешься в свободное время, какие кружки, секции посещаешь) эту же карту мы заполнили и в 6 классе так как могут произойти изменения в семьях.. В классе нет семей где был бы один ребенок- 41,4% двое детей, 32,2% трое детей, 28,4% более трех детей. У всех в семье есть любимые домашние животные- у 28% это рыбки, у 64 % это собаки, у 8% это кошки. В свободное время занимаются чтением книг- 18%,вышивают-11% играют в футбол, хоккей, теннис-57% сочиняют стихи 14%. Это позволило мне лучше узнать своих учеников.
Так же я приготовила анкеты и для родителей (особенности характера вашего ребёнка, на что обратить внимание при общении с вашим ребёнком, медицинские показания, какую помощь в учебно-воспитательном процессе вы сможете оказать классу и школе?). В результате анализа этих анкет мною были выявлены особенности каждого ребенка, узнала ,что такие ребята как Сафонова Виктория, Бончужный Константин, Шумейко Валентина стеснительные и при общении с ними нужно на это обратить внимание, очень подвижными являются Коновалова Александра, Фокин Сергей, Вертилецкая Евгения. Так же выяснила, что родители таких учеников как Завалинич Александры, Ткачевой Дарьи- могут оказать помощь в озеленении класса, в ремонте класса- родители Шумейко Валентины, Шавшун Елены, Коноваловой Александры, в организации классных и школьных мероприятий - Палагутина Максима, Матвиенко Сергея, Максимовой Валерии.
От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит многое. Но не всегда ещё родители идут на желаемый контакт. Есть ещё родители, которые плохо понимают свои обязанности это мама Карпенко Георгия, Светлана Анатольевна. Им необходимо самим особое внимание и помощь. Родительский комитет класса работает в соответствии с планом учебно-воспитательной работы классного руководителя и школы.
На родительских собраниях обсуждались темы толерантности в условиях модернизации образовательного процесса, а также были организованы лекции и беседы по темам:
1. Первые проблемы подросткового периода. 2. Роль семьи в воспитании ребёнка. 3. “За” и “против” школьной формы. 4. Компьютерные игры. Плюсы и минусы. 5. Режим дня школьника. Члены родительского комитета помогают в организации походов это Завалинич Айгуль Куанышевна ,Ткачева Татьяна Николаевна с ремонтом класса оказали большую помощь семья Шумейко , Шавшун, Завалинич, Ткачевы, родители вместе с детьми организуют озеленение класса.
Повышение качества успеваемости обучающихся любого класса – проблема далеко не новая. И все-таки каждый классный руководитель решает ее по-своему. Из начальной школы класс пришел ко мне в количестве 17 человек. Их них : 1 отличника, 8 хорошистов. В пятом классе в первой четверти успеваемость повысилась добавилось два хорошиста Фокин Сергей, Палагутин Максим, несмотря на трудности адаптации: поменялись учителя, требования к учащимся. Но во втором полугодии качество снизилось . Но в 6 классе к окончанию первого полугодия качество улучшилось благодаря моей работе с учащимися, с родителями и учителями -предметниками. В результате совместной работы количество хорошо успевающих учащихся не уменьшилось, а увеличилось. Совместная работа взрослых и детей формирует социальный опыт обучаемых в труде и общении, способствует интеллектуальному росту обучаемых, расширяет кругозор, как в области предметов, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть свой творческий потенциал.
Многие родители сетуют на недостаток времени в воспитании своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим. Ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т. д. Если ребенок не получает должного внимания со стороны родителей стараюсь этому ребенку уделить внимания больше как это происходит с Матвеенко Сергеем. Поэтому я как классный руководитель провожу доверительные беседы с ним, стараюсь чаще заострять внимание одноклассников на его спортивных и учебных успеха, которых он стал довиваться в этом учебном году.
За активное участие в делах класса и школы, помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе, родителям объявляется благодарность в виде грамот, благодарственных писем, благодарственных записей в дневнике ученика. Основными воспитателями своих детей являются родители. И какую бы мы сторону развития и воспитания детей не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль на разных этапах развития ребёнка играет семья.
Поэтому считаю, что каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия работы с родителями. Успех гарантирован в том случае, если будут заинтересованы обе стороны.
15