Конспект урока по окружающему миру Что мы знаем о народах России, 1 класс, программа Школа России


Ханты-Мансийский автономный округ – ЮграМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
муниципального образования город Нягань«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
____________________________________________________________________________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Что мы знаем о народах России»
1 класс
Автор: Сорокина Э.К.
учитель начальных классов
г.Нягань2015
Технологическая карта урока
Тема урока: «Что мы знаем о народах России?», 1 класс, окружающий мир.
Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 1 класс, I четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор программы и учебника Плешаков А.А., урок открытия нового знания
Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Стр. 12-13,
рабочая тетрадь Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. стр.5-6.
-карточки с заданиями (для работы в группах)
-карточки «Костюмы народов России», цветные карандаши
-цветные смайлики
-фонограмма песни «Барыня»
-презентация урока
Цель урока:
Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях, осуществление духовно - нравственного воспитания.
Задачи урока:
Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;
Развивать универсальные учебные действия:
- умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;
- развивать интерес к национальным праздникам через народные игры;
- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
- развивать толерантность;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;
- осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.
Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, практическая работа, дидактическая игра, игровая технология, ИКТ, приём драматизации, развитие универсальных учебных навыков, проблемно-диалогическая технология, демонстрационно-тренировочный приём.Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;
- находить информацию о народах своего края.
- работать по предложенному учителем плану.
- уметь оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
- уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Этапы урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Методы и приемы работы
Формы организации учебной деятельности Деятельность обучающихсяФормирование универсальных учебных действий:
Познавательные; коммуникативные;
Регулятив-
ные;
Личностные
I.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
актуализируем требования к ученику со стороны учебной деятельности Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Слайд 2 Муравей
- Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?
Мотивация учащихся к учебной деятельности
проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
 
 
 Проблемно-диалогическая технология.
ИКТ слайд 2  Фронтальная. Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
 
Коммуникативные УУД:
Включение в учебный процесс
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
II.Актуализация знаний и умений
Цели:
актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.Звучит Гимн Слайд 2 ЗВУК
- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали гимн? (Чувство гордости, восторга, радости)
- Как вы понимаете слова гимна «Братских народов союз вековой?» Слайд 2 Рисунок Народы
Рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
- Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей.
- Какие народы населяют Россию?
-Подумайте, о чем пойдет речь на уроке? (о народах России).
-Что мы знаем о народах России? Показывает политическую карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.
ИКТ слайд 2 Фронтальная работа.
Проявление интереса к материалу изучаемого материала.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Демонстрируют знания- незнания по теме.
Высказывают предположения.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиКоммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в  учебном материале
III.Постановка проблемного вопроса.
Формулирование
темы и целей урока.
Цели:
- организовать постановку цели урока; формулирование цели и задач урока - Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.
- Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои.
- Подумайте, что связывает друг с другом все народы России?
- Какова тема нашего урока?
- Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» на Слайд 2 Самолётике
- Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать?
Дети с помощью учителя формулируют цель урока – открыть новые знания о народах России.
- Почему нам нужно знать о народах России?  Используя приём «яркое пятно» (рисунки), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся по теме урока; помочь детям формулировать цели и задачи урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проблемно-диалогическая технология.
ИКТ слайд 2 Побуждающий диалог
Учить выделять, что сегодня на уроке узнают.
Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.
Познавательные УУД:
Уметь проводить сравнение по заданным критериям .Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между
целью учебной деятельности и её мотивом.
IV.Открытие нового знания.
Цели:
организовать изучение нового материала;
формировать умение делать выводы;
развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
- Думайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
-Наш самолётик приземляется в Восточно-Европейской равнине. Слайд 3. Русские составляют большую часть Российского населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче - сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан.
- Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ. Слайды 4,5.
-Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.
- Наш маршрут – на Кавказ. Слайды 6,7. Какие особенности костюмов народов Кавказа?
Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями.
- Наш самолёт летит к Уральским горам. Слайды 8, 9. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртая по численности народ России.
- Пора возвращаться на родину, в Ханты-Мансийский округ. Слайды 10,11.
Какие коренные народы проживают в нашем округе? Ханты в переводе на русский язык означает – люди. Расскажите об особенностях их костюмов. Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.
Определяет их объем.
 
Игровая технология. Дидактическая игра.
ИКТ слайды 3,4,5.
ИКТ слайды 6, 7, 8, 9
ИКТ слайды10,11.
Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.
Фронтальная.
Индивиду-альная.
Слушают сообщение учителя.
 Учатся обобщать.
 Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Могут ли люди разных национальностей жить друг без друга?»;
Коллективные формы работы (в парах).
Решение проблемной ситуацииПознавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
V.Первичное
закрепление
Цель:
- организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока Закрепление знаний о костюмах. Работа в рабочих тетрадях с 13. Проверка работы с помощью ИКТ – игры «Подпиши, в каком народном костюме кукла?» Слайды 12,13.
- Где же живут эти костюмы? Слайды 14, 15. Современные люди в повседневной жизни не ходят в национальных костюмах. Эти костюмы можно увидеть, например, в нашем городе в КЦ «Планета», «Западный». Костюмы народов Севера вы можете увидеть в Центре малочисленных народов.  Учитель организует игру «Воротики» (проводит физминутку)
Игра
Слайды 12-15
Дети играют в русскую народную игру «Воротики» Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.
VI.Продолжение работы над открытием нового знания. Решение проблемного вопроса.
Цели:
продолжить изучение нового материала;
формировать умение делать выводы;
развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
- А когда люди надевают свои национальные костюмы? Слайд 16.
- А ещё все народы отмечают свои национальные праздники.
-В каких праздниках вы принимали участие?
- Расскажите о некоторых из них.
Рассказ о Масленице. Слайды 17. Масленица – народный праздник, который был связан проводами зимы и встречей весны. На этой неделе в каждом доме пекли блины:
Масленица — радость на неделю.Игрища, потехи, городки,Девичьи веселые качели,Детвора с припевками, блины!!!
- В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы – сжигание чучела Масленицы».
Слайды 18. Игра «Золотые ворота»( вместо физкультминутки)
- В каких играх вы участвовали на праздниках?
- Поиграем в игру «Воротики». Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.«Воротики» произносят:
Золотые воротаПропускают не всегда!Первый раз прощается,Второй запрещается,А на третий разНе пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
Сабантуй. Слайд 19.
- Так как в нашем городе тоже проживает немало татар и башкир, у нас также как и по всей России проводится праздник «Сабантуй»
- Праздник Сабантуй очень древний праздник. Его праздновали в конце весенних полевых работ. Его отмечали, надеясь на хороший урожай.
Все на праздник наряжаются,
Все на праздник собираются
«Сабантуй» уж у ворот,
Выходи скорей, народ!
- Какие конкурсы устраивали на Сабантуе? Слайд 20.
Игра « бег с яйцом в ложке».
Посмотрите, это ложка,
В ней устроилось яйцо,
Пробегись-ка по дорожке,
Только не разбей его.
Проводится командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке»
Вороний день. Слайд 21
- Накануне праздника, мать говорила детям: «Ложитесь спать пораньше, потому, что завтра надо рано вставать. Кто раньше встанет, пусть сбегает на улицу. Вдруг ворона, летая, что-нибудь принесла в клюве и обронила». Или произносила закличку:
- «Бегите скорей на улицу, ворона подарки раздает!». И действительно, дети находили на березе разные вкусности, подарки символизирующие солнце, плодородие.
Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона - первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети - множество забав
Приносит им весенний первый праздник.
Слайд 22.
Проводится игра «Перетяни палку»
Слайд 23. Религия.
- Важную роль в жизни народов России играет религия - вера в сверхъестественные силы и существа - богов, духов, которые являются предметом поклонения. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В нашем городе Нягань проживают люди, принадлежащие к разным религиям. Об этом свидетельствуют церковь и мечеть, украшающие наш город.
Игра «Соотнеси предметы» - К какой религии относятся эти предметы - Слайд 24.
- Вернёмся к нашему проблемному вопросу:
- Почему нам нужно знать о народах России?
Ответить на эти вопросы помогут пословицы:
Слайд 25 - Составь и объясни пословицы.
- Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью.
Все они являются равноправными гражданами России.
Слайд 26. Наш класс – В нашем городе проживает более 80-и национальностей, из них 15 имеют свои национальные центры. А в нашем дружном 1а классе учатся дети 9-и национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями, костюмами, кухней народов - представителей нашего класса. Так много интересных открытий ждёт нас впереди!  Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Наглядный метод.
ИКТ слайды16 ,17.
ИКТ слайд 18.
ИКТ слайды19-22
ИКТ слайды23-24.
ИКТ слайды25-26.
Практическая работа Дети отвечают на вопросы, делают выводы Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
VII.Закрепление
Работа над проектом
(в группах)
Цели:
организовать работу над проектом;
осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний Слайд 27. Работа над Проектом.
-Разукрасить национальный костюм одного из национальностей (учитель раздаёт рисунки)
- А теперь каждая группа (дети, сидящие в одном ряду) создадут плакат – картину из ваших рисунков и подготовит рассказ о проекте.
- Как назовёте ваш плакат?
(Костюмы народов России. Дружба народов. Союз братских народов. Народы России.)Организует проектную работу – составление плаката. Развитие универсальных учебных
навыков
ИКТ слайд 27.
Практические.
Работа в группе.
Практическая работа.
Коллективные формы работы (в группе).Составление плаката.
Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.
Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Уметь самостоятельно выполнять учебные задания
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Слайд 28.
- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик предлагают вам на выбор два заключения.
- Что выбираете вы?
- Для тех, кто выбрал первое заключение, наш самолётик готов к новым путешествиям. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Развитие универсальных учебных навыков
ИКТ слайд 28.
Индивидуальная.
Оценивают свои действия на уроке.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные УУД: Уметь структурировать
знания, выбирать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
IX. Итог урока.
Цель: зафиксировать новое содержание урока -Какая была тема урока?
-Какую цель ставили?
- Достигли цели?
-Узнали, почему Россию называют союзом братских народов?
-Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке?
Организует фиксирование содержания.
Организует подведение итога урока.
Развитие универсальных учебных навыков. Фронтальная Отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока.
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками.
Познавательные УУД: Уметь структурировать
знания,
уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: Уметь управлять своё
поведение, контролировать,
корректировать свои действия.
Использованная литература
1.Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2014г
2. «Тесты. Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.Назарова. / М. «Просвещение», 2014г
3. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2014г
Использованы ресурсы Интернет:
http://doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii68.htmnsportal.ru›…shkola…mir