Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию тема «Путешествие в мир природы»


Занятие
по экологическому воспитанию «Путешествие в мир природы»
Программное содержание:
уточнить представления детей о признаках весны, особенностях весеннего состояния деревьев, о жизни диких животных и птиц;
познакомить детей с биологическими процессами в природе на примерах размножения растений, упражнять в навыках посадки;
воспитывать любовь к природе;
развивать внимание, мышление, речь детей.
Материал:
3 картинки с видами весны, репродукция «Медведи весной» из серии «Картины из жизни диких животных»;
карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц, экологический светофор;
комнатные растения: бальзамин, бегония, фиалка, семена ноготков и бархатцев, все необходимое для посева семян.
I. Организационный момент. Мимические упражнения. Релаксация.
Воспитатель: Я превращаю вас в маленькие семена садовых цветов. Присядьте на корточки. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь, почувствуйте напряжение в мышцах. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьтесь, уроните голову на грудь, руки – вдоль тела, опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнышку.
II. Ход занятия.
– Ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир природы. Поедем мы с вами на поезде и с песней.
1. Станция «Весенняя» (воспитатель выставляет картинки с видами весны)
Зима недаром злится,
прошла ее пора.
Весна в окно стучится
и гонит со двора… (Ф. Тютчев)
– Ребята! Рассмотрите эти картинки, сравните их между собой и назовите все признаки весны. Как изменился снег? В каких местах мы наблюдаем проталины? Что стало с водой после таяния снега? На крышах домов появляются… (сосульки). Почему это происходит только весной? Что можно рассказать о сосульках? Как изменилась почва с приходом весны? Изменилась ли температура воздуха? (Стало заметно теплее, ведь мы постоянно ведем наблюдение за температурой воздуха с помощью уличного термометра.) Какие осадки выпадают весной?
Вспомните, как мы с вами проводили наблюдение за ветками вербы, тополя, осины и березы.
Почки на лиственных деревьях и кустарниках зимой спали, а с приходом весны, тепла проснулись и набухают.
Дима, докажи, что это ветки вербы, тополя и осины.
Ребята! Послушайте, какая прекрасная музыка (Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»). Как вы думаете, о каком времени года писал эту музыку композитор?
Нам пора продолжить свое путешествие. Занимайте места в вагонах. Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение С. Маршака «Апрель». О каком животном говорится в этом стихотворении?
2. Станция «Медвежья» (рассматривание картины)
– Вот и медведи проснулись после зимней спячки. Давайте за ними понаблюдаем. Кто это там вы брался из берлоги? Правильно, это медведица с медвежатами. Они родились зимой. Что делает медведица? Что делают медвежата? Ребята, а кто еще зимой впадает в спячку? Как называют детенышей ежа, лягушки, летучей мыши?
– Молодцы, ребята! Садимся в поезд, едем дальше. А в пути давайте отгадывать загадки.
Маленький мальчишка
в сером армячишке по дворам шныряет,
крохи собирает (Воробей)
Днем спит, а ночью летает, всех
пугает (Сова)
3. Станция « Птичья»
Ребенок читает стихотворение:
Вот и кончилась зима.
От такого счастья
Воробьи сошли с ума –
Всем горланят «Здрасте».
– Почему так счастливы воробьи? (Потому что прошли холода, кончилась зима). Зимой птицам трудно добывать корм, и поэтому их необходимо подкармливать. Назовите зимующих и перелетных птиц. Покажите их на картинках.
4. Подвижная игра «Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания)
– А теперь давайте немного разомнемся.
Воспитатель включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» – начать прыгать, при слове «зебра» – «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.
5. – Продолжим наше путешествие. Мы подъехали к станции «Наш дом – Земля». 22 апреля весь мир отмечает День Земли. На нашей планете обитает множество живых существ: в океанах, в морях, реках живут рыбы и морские животные, на суше растут растения, обитают разные животные, живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Стало трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить и беречь природу.
6. – Ребята, мы с вами уже не раз говорили о том, как нужно вести себя в лесу, как относиться к животным и птицам. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Зоологическое лото».
Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.
Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.
– Послушайте стихотворение «Живой букварь» В. Орлова.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ну а весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Загадки.
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар (Одуванчик)
7. – Итак, мы на станции «Цветочная»
Входит доктор Айболит.
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Я – доктор Айболит из «Зеленой службы», хожу по группам и проверяю состояние зеленых пациентов – комнатных растений. А какие комнатные растения вы знаете?
Дети: Аспарагус, бальзамин, герань, фиалка, бегония…
Доктор Айболит: Молодцы! Сколько растений назвали. Посмотрим на это растение. Как оно называется? Да, это бальзамин, его еще «огоньком» называют, а некоторые зовут Ванькой мокрым. Ох, как плохо он себя чувствует, листья желтые, цветов нет. Его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зеленую больницу не буду, вы его можете вылечить сами. Выпишем ему рецепт…
Обрезать все веточки, оставив пеньки в 5–7 см, присыпать их углем, чтобы не попала инфекция. Поменять землю в горшке, каждый день опрыскивать растение, на солнце не ставить и на сквозняк тоже. Помните, бальзамин болеет, относиться к нему надо бережно.
Воспитатель: Спасибо, доктор, за рецепт. Мы обязательно вылечим наш бальзамин.
Доктор Айболит: Посмотрим на другие растения. Эти вполне здоровы. Как они называются? Какие еще бывают цветы? Назовите полевые, садовые цветы. Я вам принес семена ноготков и бархатцев. Я вижу, у вас земля приготовлена. Давайте посеем семена.
Дети: Давайте!
Доктор Айболит: Изогнутые серые – это семена ноготков, а ровные черные – бархатцев. Я напомню вам, как надо сеять. Нужно взять палочку, неглубоко воткнуть ее в землю и сделать небольшую лунку. Когда сделаете лунки по всему ящику, в каждую положите по одному семечку, потом закройте семена землей. Что нужно сделать после посева? Поливать нужно осторожно по всей площади.
Воспитатель: Мы будем ухаживать за цветами, а кто первый заметит ростки, скажет об этом всем.
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали. Хочу угостить вас конфетами. А называются они, как цветы, – «Ромашка». Как доктор напоминаю: не забудьте перед едой помыть руки.