Методическая разработка открытого воспитательского часа по экологическому воспитанию Дикие животные для коррекционной школы 8 вида

Дикие животные.
Цель: формировать представление детей о диких животных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-расширять представление о лесе и его обитателях;
-учить детей наблюдать за жизнью диких животных;
-расширить знания детей о диких животных, их повадках и образе жизни;
-закрепить название детенышей диких животных, чем питаются, как называется их жилище;
-учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животного леса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей интерес к жизни леса и его обитателям;
-развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Коррекционно – воспитательные:
- помочь почувствовать красоту и многообразие природы;
-воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Словарная работа: жилище, жилье-нора, логово, берлога, дупло, детеныши, заботится, крадется.
Использованные материалы и интернет – ресурсы:
Развивающая игра «Какие звери в лесу» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] lesu.html .
Развивающая игра «Звери в лесу» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
  Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? »
Бианки В. Лесная газета. М.,1987г.
Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996 г.
П.И. Яковлев. Рассказы о животных. – Государственное издательство Карельской АССР, 1958.
Оборудование:  Презентация «Дикие животные», карточки с новыми словами, звуки леса, звуки животных, минусовка песни « Утро в лесу»- Григ, минусовка песни « красная шапочка» слова Ю.Кима, музыка Н. Рыбникова.
Ход занятия.
Ребята, я приглашаю вас в наш круг «радости», посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра и хорошее настроение другому. А теперь давайте улыбнемся нашим гостям, подарим им тепло нашей улыбки и хорошее настроение. Молодцы! А теперь присаживайтесь на стульчики.
Ребята, посмотрите на экран, что вы здесь видите?
Дети: липа, ель, сосна.
(слайд 1) : Задание: « сложи слово из первых букв картинок»
Воспитатель: - Какое слово получилось? (лес )
Как вы думаете, куда сегодня мы пойдем с вами?
Дети: - В лес.
Воспитатель. Правильно, сегодня мы с вами пойдем в гости лесным жителям. Хотите познакомиться с ними? (ответы детей )
Там полным-полно чудес Ушки, глазки навостри Ничего не пропусти
Повернулись, покружились
Очутились мы в лесу.
( звучит музыка - голоса птиц)
Посмотрите, в какой красивый   лес мы попали. (слайд 2 )
Дыхательное упражнение «подышим свежим воздухом»
Воспитатель:- Ах, какой свежий воздух в лесу, подышим свежим воздухом, глубоко, спокойно вдохнём его! Вдох носом - животики убрали, длительный выдох носом - животики вернулись обратно (3-4 раза).
Воспитатель: А что растет в лесу?
Дети: - Деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.
Воспитатель: Кто живет в лесу?
Дети: Животные
Воспитатель: Правильно в лесу живёт много разных животных. О чем сегодня мы будем говорить.
Дети: - О животных. (слайд3 )
Воспитатель: - Давайте вместе прочитаем. ( тема «Дикие животные») Правильно. Сегодня мы будем говорить о жизни животных. Вспомним, где и как они живут и чем питаются.
Словарная работа.
Но прежде чем пойти дальше, давайте разберем сложные непонятные слова: жилище – место, где живут животные. Жилище животных называются по - разному - нора, логово, берлога, дупло, заботится-ухаживает, крадется лиса- ходит тихо.
Воспитатель: - Жизнь в лесу ни на секунду прекращается. Там живут много разных животных. Животные очень пугливы, и поэтому как нужно вести себя в лесу?
Дети: Нельзя шуметь
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно зверей испугать. Убегут звери.
Воспитатель: По лесу надо идти тихо и спокойно, только тогда в лесу можно увидеть много интересного.
Сюрпризный момент.
Звучит « песня красной шапочки» слова Ю. Кима, музыка Н Рыбникова на слайде Красная шапочка.
Воспитатель: Оказывается, мы не одни в лесу, кто -то есть еще. Послушайте внимательно мелодию, и вы сразу поймете, кто к нам пришла.
Дети: Красная шапочка (слайд4)
Воспитатель. Красная шапочка что-то хочет сказать, давайте послушаем ее.
Красная шапочка: Здравствуйте, ребята! Вышла я на поляну, а там животные со всего леса собрались, плачут, оказываются, потеряли своих детенышей. Ребята, помогите пожалуйста диким животным. А я спешу к бабушке, она у меня болеет.
Воспитатель: Поможем диким животным?
Дети: Да
Игра «Подскажи словечко». (слайд5 )
Ребята, давайте с вами вспомним, каких диких животных мы знаем и для этого поиграем в игру «Подскажи словечко». Слушаем первую загадку: Без тропинок, без дорог Серый катится клубок.  Он в иголках острых сплошь,  Потому что это  (Ответы детей.)  Воспитатель: Правильно. Это еж
Воспитатель: Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,  А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
Дети: Это медведь.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Ребята, слушайте внимательно следующую загадку.
Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ... (Волк)
Дети. Волк.
Воспитатель. А теперь послушаем внимательно другую загадку:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Хвост пушистый бережёт, И зверюшек  стережёт: Знают, рыжую в лесу – Очень хитрую (лису)
Воспитатель: - Ребята, скажите, как можно назвать всех этих животных, одним словом? 
Дети. Звери.
Воспитатель. Как сказать по- другому?
Дети. Дикие животные.
Воспитатель. Почему они дикие?
Дети. Они живут в лесу. Вывод (по щелчку
Воспитатели. Какие животные спят зимой?
Дети. Медведь, еж.
Воспитатель. Наступает холода, они забираются в теплый домик и спят до весны. Почему некоторые животные спят зимой?
Дети: Нет еды.
Игра «Кто, чем питается?» (Слайд6)
-Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные.
Посмотрите на экран. Чем питается белка?
Дети: Белка грызёт орехи, жёлуди,  грибы, шишки.
Заяц грызёт траву, веточки молодых деревьев,  кору осины.
Медведь ест малину, мёд, корни растений, орехи.
Лиса ест рыбу, мышей, зайцев, куриц.
Волк ест мышей, зайцев, лосей.
Волки ловят только слабых, больных животных, поэтому их называют санитарами леса.
Ёжик ест букашек, жуков, лягушек, мышей.
Воспитатель: - Ребята кто кормит домашних животных?
Дети: - Люди.
Воспитатель: - А кто готовит еду диким животным?
Вывод (по щелчку): Дикие животные - сами ищут себе пищу. (слайд6)
Игра «Назови семью»( Слайд7)
Воспитатель:- Ребята, вы знаете, что и животные в лесу живут не поодиночке, а дружными семьями. Я показываю семью, а вы говорите, как называются члены их семьи.
Например: -Папа волк, мама волчица, и их детеныши волчата.
Заяц - зайчиха – зайчата. Волк – волчица – волчата. Еж - ежиха – ежата. Лис - лисица – лисята.
Медведь- медведица – медвежонок.
Белка- белка - бельчата.
Воспитатель: Кто кормит детёнышей диких животных?
Мамы кормят своих детей молоком, а когда чуть подрастут, учат детей искать еду и прятаться от врагов.
Кто заботится о детенышах диких животных? Вывод (по щелчку на слайде): Дикие животные - сами заботятся о детёнышах.
Игра «Дикие животные» (слайд8 )
Воспитатели: -Ребята, выходите на лесную поляну и поиграем в игру «Дикие животные».
Я буду читать стихи, а вы выполняете движение.
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. ( встают лицом в круг и делают движения языком – «лакают»).
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: - А сейчас послушаем свое дыхание, дышим тихо, спокойно, плавно. Медленный вдох через нос, задержите дыхание, затем плавный выдох через нос. Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.
Игра «Найди домик животного». (слайд9 )
Воспитатель: - Пока мы с вами играли в лесу, детеныши диких животных заблудились и не знают куда идти. Поможем им найти домики? (ответы детей )
Ребята, давайте подумаем, сможет ли волчонок жить в гнезде?
Дети: Нет
-Почему?
Дети: Волчонок тяжелый, гнездо может упасть, гнездо находится на дереве.
Воспитатель: А где же тогда живёт волчонок?
Дети: Волчонок живет в логове. Дом у волка называется логово.
Дети по очереди отвечают на поставленные вопросы. Если дети не могут, то воспитатель помогает им.
Воспитатель:- Место выбирают около воды, т.к. волки очень много пьют. В логове волки растят волчат.
Воспитатель: Бельчонок прыгал , играл и полез в норку кроту. Сможет ли бельчонок жить под землей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: В норе темно и сыро.
Воспитатель: Ни побегать в темном коридоре, ни попрыгать. Ребята, бельчонок ползать умеет?
Дети: -Нет умеет.
Воспитатель: -А подземные ходы он копать умеет?
Дети: - Нет, не умеет.
Воспитатель: - Лапки для этого не годятся. Да и вообще что ему под землёй делать, когда главный корм - шишки да орехи. А где же тогда живёт бельчонок?
Дети. Белка живет в дупле.
Воспитатель: Белка живет в дупле, которое она находит в стволе дерева, и тщательно утепляет его, сухими листьями и мягкой травой.
.Воспитатель: - Давайте подумаем, сможет ли медвежонок жить на дереве?
Дети: Медвежонок не может жить на дереве, он большой, тяжёлый.
Воспитатель: - А чем питается медвежонок?
Дети:- Медвежонок ест малину .
Воспитатель:- А где растет малина.
Дети: -Малина растет на земле.
Воспитатель: - А где живет медвежонок?
Дети:- Медвежонок живет в берлоге.
Воспитатель: Медведь роет берлогу обеими передними лапами под корнями старых деревьев. Воспитатель: Ребята, а правда, что лисенок живет в дупле?
Дети: - Дупло маленькое, лисенок большой.
Воспитатель:- Лисенок умеет лазать по деревьям?
Дети: - Лисенок не умеет лазать по деревьям.
Воспитатель: - А прыгать с ветки на ветку?
Дети: - Нет.
Воспитатель: А где живет лисенок?
Дети: Лисенок живет в норе. Воспитатель: Лисы не всегда живут в норах. Этими жилищами они пользуются только когда появляются маленькие лисята, а все остальное время проводят на открытом месте.
-А где живут ежата?
Дети: В норе.
Воспитатель: - Но норы ёж сам не копает, а использует уже покинутые кем-то «жилища» Семья ежей может жить и рядом с человеком. Например, в поленнице дров.
Ребята, где могут прятаться зайчата?
Дети:- Зайчата могут прятаться под кустом, за деревом, за пеньком.
Воспитатель: - А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он  может прятаться от ветра, от дождя и от врагов.
Мы помогли каждому детенышу отыскать свой дом. Они не могут поменяться своими домиками как люди. Кто строит жильё для диких животных?
Дети: Животные сами строят себе жилище.
Воспитатель: - Красная шапочка что-то хочет вам сказать, давайте послушаем. (слайд10)
Красная шапочка :. Молодцы ребята Вы замечательно справились со всеми заданиями. Все животные вам сказали спасибо Надеюсь вы много узнали нового о диких животных, о их жизни. До новых встреч.
( уход Красной шапочки с экрана монитора по щелчку)
Воспитатель: - И нам пора возвращаться домой.
Повернулись, покружились
И в интернате очутились.
Закрепление.
Где мы с вами сегодня были? (В лесу.)
Кого встретили в лесу?
-Встретили диких животных.
Что делали в лесу?
-Помогали диким животным?
Ребята, а вы сами рады, что смогли помочь животным найти домики?
Да
Воспитатель: Оказывается, помогать другим тоже приятно. А еще, каких животных вы знаете? (ответы детей ) Следующий раз мы к ним пойдем в гости. А сейчас выполните следующее задание.
Игра «Закончи предложения» (слайд11 ) Дикие животные живут .
Дикие животные сами ищут себе
Дикие животные сами заботятся о .
Дикие животные сами строят себе
Воспитатель: - В лесу каждое дерево, куст, травинка - это укрытие, дом, жилье  для животных. Там они находят все, что им нужно для жизни. Растят и воспитывают детенышей. Ребята, приходя на прогулку в лес, мы должны помнить, что в лесу мы только гости. Постарайтесь не беспокоить лесных жителей.

Оценка деятельности детей.
Ребята, мне и Красной шапочке понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы, ребята! Все постарались, справились с заданиями. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за работу. (слайд12 )











15