Классный час по экологическому воспитанию на тему Волшебница-вода (6 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 78»
Классный час
по экологическому воспитанию

(для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости)
Тема: «Волшебница - вода»
  Составитель: учитель начальных классов
Колодий Елена Евгеньевна
Цель: Знакомство со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и др.).
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с тем, что где и в каком виде существует вода в окружающей среде.2. Развивать любознательность, память, внимательность.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.Дата проведения: ноябрь 2016
 
Ход проведения:
I. Организационный момент.(Включается аудиозапись «Ручеек»).
Учитель: - Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это звуки воды, журчит ручеек. Он зовет нас на урок.
- Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипи,
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода)
- Сегодня мы будем говорить о воде.
II. Основная часть.
1.Вступительная беседа
Учитель: Ребята, где можно встретить воду? (ответы детей) А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни. Ребята, а у нас в классе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране).
- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
- Скажите ребята «Что такое вода?» Может вода, как волшебница умеет превращаться. Сегодня мы узнаем, что может делать вода.
2. Практическая часть.
Опыт 1. «Вода – это жидкость» Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в ведро. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)
Перельём воду в разные бутылочки.
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску)
Опыт 2. «Вода бесцветная»
- Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
На столе стоит стакан с молоком, стакан с водой, ложечка.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
- Опускаем ложечку в молоко, ребята, видно ложечку? (нет). Опускаем ложечку в воду, а теперь видно ложечку? (да)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (вывешивается символ этого свойства).
- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»
- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться? На столе 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
Опыт 4. «Вода безвкусная»
  - Сейчас я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? (Ответы детей)
Вывод: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства (вывешивается на доске).
- Сейчас мы с вами отдохнем,
Ручки и ножки разомнем
3. Физминутка (выполнять движения по тексту)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
4. Практическая часть (продолжение).
Опыт 5. «Вода может принимать любой вкус»
- Ребята, давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 6. «Вода не имеет запаха»
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
Опыт 7. «Вода бывает холодной, теплой, горячей»
- Проведем еще один опыт. Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Потрогайте пальчиком и скажите, где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустите ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогайте, ложка нагревается.
 Вывод: вода бывает холодной, теплой, горячей. (Вывешивается символ)
Опыт 8. «Лед – твердая вода»
- Ребята, у меня в руках лед. Потрогайте, какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед? (из воды) А если взять лед в руку, то что с ним произойдет? Он начнет таять. Почему? Потому что рука теплая, а лед холодный.
Вывод: лед – тоже вода. (Вывешивается символ)
5. Закрепление.
- Ребята, посмотрите на доску. О чем мы сегодня говорили? Давайте еще раз при помощи символов вспомним, что же мы узнали о воде:
Вода - это жидкость;
Вода бесцветная;
Вода может изменить свой цвет;
Вода безвкусная;
Вода может принять любой вкус;
Вода не имеет запаха;
Вода бывает холодной, теплой, горячей;
Лед – твердая вода.
- Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей) Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим возле умывальника.
III. Итог урока.
- Понравился вам наш урок. Какой опыт был самый интересный? Какой самый трудный? Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем о ней ещё много интересного. Наш урок закончен. Молодцы!