Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе на тему « Огород круглый год»


Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе на тему « Огород круглый год»
Программное содержание: познакомить детей с экосистемой огород; закрепить у детей знания об огороде, какие овощи они знают; развивать память, мышление, воображение и речь; воспитывать любовь к огороду; уметь ухаживать за огородом, создавать условия для посадки. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, упражнять в составлении целого растения из его частей.
Предварительная работа: иллюстрации с овощами, пополнить знания об овощах, приготовить необходимо оборудование для посадки (фартук, земля, ведро с водой, семена).
Методы и приемы: наглядный, словесный,практический и их приемы беседы,ответы детей, опыты.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу.
( Здравствуйте).
Давайте поприветствуем наших гостей
Воспитатель: Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе мы трудиться
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. Отгадав её вы узнаете , о чем сегодня пойдет речь .
Там морковка, там капуста, помидором пахнет вкусно.
И животных нам туда, ну никак пускать нельзя. (Огород).
Воспитатель:-Правильно, это огород.
Что растет на огородах?( овощи). (Ответы детей)
Воспитатель: Стук в дверь. В гости к ребятам пришло огородное Пугало.
(Дети заинтересованы происходящим. Дети приветствуют Пугало.)Воспитатель: Ребята, видно Пугало услышало знакомые слова и пожаловало к нам .Мы всегда рады гостям.
Ребята, а где живет Пугало? А что делает Пугало на огороде? ( Ответы детей)
- Ребята, Пугало хочет остаться и послушать как много интересного вы знаете об овощах, вы не против? (Да)
(Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы уже сказали, что на огороде растут овощи, а какие вы знаете овощи? (Ответы детей)
Воспитатель: – Ребята, есть овощи, которые созревают на кусте.( на пример:беседа +показ картинок). А у некоторых–плод прячется в земле( на пример: беседа +показ картинок). Такой плод овоща еще называют – корнеплодом, потому что – плод и корень у этих овощей одно и тоже. Эти овощи, плод которых прячется в земле, как бы играют с нами в прятки.
Воспитатель: Давайте вспомним, что необходимо нашим овощам для роста. (Солнечное тепло, свет, влага). Верно, ребята, для того чтобы овощи росли и созревали за ними надо ухаживать: поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». Для этого я предлагаю взять карточки овощей , которые расположены на столе и встать в круг .(Воспитатель объясняет правила игры)
Воспитатель: Перед вами на полу лежат карточки овощей, т.е. не сами корнеплоды, а лишь их верхняя часть – ботва. Ваша задача соединить вершки овощей с корешками. Для этого мы идем по кругу и произносим текст игры, как только текст закончился , вы должны быстро подобрать к своему корешку (корнеплоду) – вершок (ботву).
Воспитатель: Ребята, вы готовы?Дети – Да.Воспитатель: - Тогда начали ( дети идут по кругу и произносят текст игры)Подвижная игра Как – то вечером на грядкеРепка, свекла, редька, лукПоиграть решили в прятки,Но сначала встали в кругРассчитались четко тут жеРаз, два, три, четыре, пятьПрячься лучше, прячься глубже,Ну а я иду искать.(Дети произносят текст игры идя по кругу. Карточки овощей «вершки» хаотично расположены на ковре. После того как текст закончился ребята пытаются соединить вершки с корешками).Воспитатель: – Молодцы, ребята. Справились с заданием!
 – А теперь посмотрите внимательно друг на друга. Мы все правильно сделали? (дети вносят свои поправки в случае неверно собранной карточки). Спасибо ребята. Проходите на свои места.
Воспитатель:( Беседа с детьми о тех овощах, которые у них изображены на картинке).
-Маша,Ярослав,….., какой овощ у тебя изображен на картинке, где созревает плод данного овоща (в земле или на кусте)?
Воспитатель: -Теперь каждый свою карточку отдаст мне. Ребята, а вы знаете в какое время года начинают сажать огород? (ответы детей).С какого месяца? (ответы детей)
Воспитатель: К нам сегодня в гости Пугало пришло не с пустыми руками, а принесло с собой волшебный мешок ощущений. Внутри его что-то лежит. А вот что это вы должны догадаться ?Каждый ребенок опускает в мешок руку и достает муляжи овощей. Если у ребенка муляж плода он должен найти на тарелочке его семечко. Воспитатель просит пройти детей поближе к уголку природы, где на столе стоят тарелочке с семенами. Дети садятся, на тарелочках семена овощей, дети выбирают семя того овоща, кот.им досталось)
Воспитатель: Ребята, что нам Пугало предлагает сделать с семенами, как вы думаете? (Посадить). Но мы не можем посадить семена в открытый грунт, потому что за окном хозяйничает зима.. Но мы можем вырастить растения у себя на огороде. Ребята, а как мы будем сажать семена? (Дети рассказывают алгоритм посева семян)
Ребята, только в уголке природы надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Итак, начнем нашу работу: Посмотрите как это делаю я.
Для начала нужно приготовить почву. Насыпаем землю в посадочные ящики(горшочки), а теперь пора сажать наши семена. Как мы будем это делать?Воспитатель предлагает различные варианты: сделать большую ямку в земле и положить туда все семена, чтобы им было не скучно; выбрать только одно и посадить его посередине ящичка или сделать в земле небольшие канавки и разложить туда семена. На этом варианте и остановимся. Воспитатель: Семена будем класть по одному в небольшие углубления. Семечко следует брать осторожно. Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно. Нужно семена присыпать землей и немножко полить.
(Перед самостоятельной работой детей воспитатель напоминает правила техники безопасности при работе с инструментами (работаем аккуратно, осторожно, лопаткой не размахиваем).Самостоятельная работа детей
(Дети приступают к посеву семян. Если ребенок быстро справляется, то воспитатель задает вопросы :Что ты делаешь? Семя какого овоща сажаешь, что вырастит, плод этого овоща созревает на кусте или в земле? Постепенно опрашивает каждого).Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, вы закончили посев семян. Теперь мы будем вести наблюдения за тем, как наши овощи начнут прорастать, пускать стебель. А охранять и наблюдать за тем, как растут наши овощи будет Пугало.(Воспитатель помещает Пугало на огород).
Итог занятия:
 - Что интересного мы сегодня делали?
Дети отвечают.
- Понравилось сажать семена?
Дети отвечают.
- Каким вырастит твой овощ ?Дети отвечают.
Воспитатель: Теперь, ребята, вы можете помогать своим родителям высаживать овощи.