Тема занятия: «Божья коровка» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждением - детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек».
Барабинского района Новосибирской области.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе
Тема занятия: «Лиственные и хвойные растения зимой» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.
г. Барабинск, 2016 г.
Цель: Обобщение знаний детей о зимнем времени года.
Задачи:
• Дать представление об изменениях в жизни растений зимой; показать связь этих изменений с неживой и живой природой;
• Закрепление знаний детей о лиственных и хвойных растениях.
• Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
• Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
• Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
• Обучение рисованию хвойных растений, используя возможности штриха
Оборудование:
• ветки лиственных растений (березы, клёна);
• ветки хвойных растений (сосны, ели);
• лупы (на каждого ребёнка);
• силуэты растений (дерево, куст, трава);
• белый лист бумаги;
• материалы для творческой деятельности (лист бумаги, цветные карандаши – на каждого ребёнка).
Ход занятия:
- Ребята, сегодня вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои.
- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (белый лист бумаги) подумайте, о каком времени года пойдёт речь? (о зиме)
- Как вы догадались? (Белый цвет)
- Почему у зимы белый цвет? (Снег белый).
- Ребята, а какие изменения происходят в природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадает снег, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее)
- А что происходит с растениями? Какие вы знаете растения? (на белый лист бумаги накладываю силуэты растений).
Самые высокие в лесу – деревья – это верхние этажи. Кто живёт на самом верху деревьев? (белки и совы в дупле, птицы в гнёздах). Средний этаж – это кустарники, в них делают себе гнёзда некоторые птицы и дикие пчёлы. И самый нижний этаж растений в лесу – это трава. Кто живёт в траве? (насекомые, мыши)
- Ребята, а чем они отличаются друг от друга? У дерева – 1 ствол, у кустарника – много тонких стволов, у травянистых растений – тонкий сочный стебель.
- Ребят, а все ли деревья сбрасывают листву на зиму?
- Конечно нет, лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а хвойные остаются зелеными. Зимой деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации, и они служат пропитанием для животных зимой
- А как зимуют кустарники и травы?
- Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья, а травы увядают. Но они тоже не умирают…
- Как вы думаете, почему они не замерзают?
- Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав, и весной мы сможем их увидеть
- Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит “дозревание” почек.
Физминутка.
Ели и сосны под окном стоят.
В небо синее глядят.
Ветки в стороны торчат,
Белки на ветвях сидит.
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки-
Белки ловкие малышки.
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим.
- Итак, я вам обещала, что вы будете учёными-исследователями. И сейчас мы проведём небольшую исследовательскую работу.
- Перед вами веточки растений, их вам послал Лесовичок. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.
- Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?
- Листья опали, не оставив ранки на ветках. Потому, что летом черешки листьев прочно соединены с ветками, а осенью, листочек слабеет и отпадает сам, не делая больно дереву
- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?
- Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Снег, навалившийся на них, поломал бы ветки.
- А что еще можно рассмотреть на веточках? Почки. Они спят до весны. Весной из них вырастут новые листочки.
- А теперь посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева? (веточки ели и сосны)
- Чем они похожи друг на друга?
- Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.
- Какие они по длине? Длинные, узкие.
- А какие иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.
- Ребята, что же мы сегодня исследовали? И какой же можно сделать вывод? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, а хвойные нет.
- А сейчас мы попробуем изобразить ветку лесной красавицы.
Для рисунка будем использовать карандаши коричневого и зелёного цвета. Сначала нарисуем веточку коричневым карандашом, а потом возьмём в помощники маленькую линию – штрих и с его помощью нарисуем иголочки зелёным карандашом.
- А в завершении нашего занятия будут украшения на вашу веточку – маленькие шишки. Это сюрприз за ваше активное участие на занятии (воспитатель раздаёт детям шишки из цветной бумаги).
- Ребята, давайте, вспомним о чём же мы сегодня говорили. Вставайте в круг и тот, кому я передам мячик отвечает на вопрос:
- Сегодня я узнал… вспомнил… научился…
- Спасибо всем большое…