Классный час Моя семья — моё богатство


МБОУ Токарёвская СОШ №2
Методическая разработка
тематического классного часа
«Моя семья – моё богатство»

Подготовила и провела
учитель начальных классов
Самылина Марина Анатольевна

Формы учебной работы: тематический классный час для учащихся 3 класса.
Тема классного часа: «Моя семья – моё богатство».
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную
ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления
их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, развивать эстетический вкус. Способствовать сплочению и
развитию классного коллектива.
Оборудование: плакаты с выражениями о семье, конверты с пословицами, ребус, цветик-семицветик.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологический настрой
-Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
(На доске ребус 7я. )- Тему нашего занятия подскажет ребус. Итак о чём мы с вами поговорим? (о семье).
2. Определение темы занятия. Целеполагание.
- Тему нашего занятия подскажет ребус. (На доске ребус 7я. )-Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей. (Читают с доски название «Моя семья – моё богатство»)
Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
2. Работа по теме.
-Что же такое семья? Где мы можем узнать точное значение этого слова? ( Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)Но есть одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге.
А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).
- В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Отгадывание загадок
Отгадайте членов семьи:
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит бельё?
Чьи волосы снега белее?
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком я читаю стихи? (бабушка)
С кем же я ходил на пруд
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
« И на том спасибо!» (дедушка)
Много их на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только, у каждого, она одна,
Всех дороже Вам она
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее
Штанга для него, как вата
Ну, конечно, это- папа.
Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё
равно любят. (ребёнок)
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции. Давайте познакомимся с выражениями, записанными на доске. Коллективное чтение с доски, объяснение смысла:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л. Н. Толстой
Любовь к родине начинается с семьи.
Фрэнсис Бэкон
Семья всегда будет основой общества.
Оноре Бальзак
Игра «Знакомство»
Давайте познакомимся с вашими семьями. Встаньте, у кого есть младшая сестра (старший брат, 2 дедушки, две бабушки, кто единственный ребёнок в семье).
Семья в которой 3 и больше детей считается многодетной. Сколько в нашем классе многодетных семей? Назовите их. Многодетным семьям государство оказывает социальную помощь: бесплатное питание в столовой, бесплатные книги в библиотеке, проездные билеты на транспорт, к 1сентября в управлении социальной защиты им выдают дополнительно деньги на каждого ребёнка, они меньше платят квартплату, их обеспечивают бесплатными путёвками, иногда за границу.
Работа в группах
В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Дома и – стены помогают.
Мой дом – моя крепость.
Семья в куче – нестрашна и туча.
Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).
Ученик читает стихотворение «Моя семья».
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.
В семье много радости, мира, тепла.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Я в школе и дома уроки учу.
Хочу быть похожа на маму свою.
Она все умеет: и шить, и вязать.
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит
И наша семья
Готовит на кухне большого гуся.
-Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?
Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)
Сказка «Семь дочерей» В.Сухомлинский
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.
Вопросы и задания к сказке:
Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?
Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
Что вы для делаете для мамы, когда она устает?Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.
Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.
- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей)
Физкультминутка.
-Давайте и мы с вами немного отдохнем.
1,2,3,4,5, -
Начинаю я считать.
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
Семейные ценности, традиции
Игра «Цветик-семицветик»
-А как вы считаете, для чего человеку семья? Какую семью можно назвать счастливой?
( семью, где все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).
Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.
Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)
Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)
Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?
(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).
Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.
Генеалогическое древо.
-Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ?» Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово? (ответы учащихся) Родословная - Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми. Во 2 классе вы уже составляли генеалогическое древо своей семьи
Ученик читает стихотворение.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. И в нашей большой классной семье пополнение. У нас новый ученик. Давайте познакомимся.
Скажем все вместе: Добро пожаловать в наш класс!
Игра «Доскажи словечко»
А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – третий«А», но в последнем четверостишие будьте внимательны!
Класс наш в школе самый умный,
Есть отличники всегда!
Мы вам скажем без стесненья:
Это мы – третий «А»!
Класс наш в школе самый шумный,
Идет кругом голова!
Мы вам скажем честно-честно:
Это мы – третий «А»!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
Это мы – третий «А»!
Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда!
Мы вам скажем без сомнений:
Это мы – третий «А»!
А какой веселый самый?
Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
Это мы – третий«А»!
Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Вам секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!
4.Итог
-Итак, ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
- Это  близкие и родные люди.
– Это  те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
– Это те  люди  о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!