Конспект урока по музыке на тему Два направления в музыкальной культуре: светская и духовная музыка (7 класс)


Урок 18. Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка.
Цель: обобщить и систематизировать представления семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Задачи:закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
выявить особенности изложения музыки при сопоставлении русской – зарубежной, светской – духовной, вокальной – инструментальной музыки;
развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
П. Чесноков «Да исправится молитва моя»
И. Бах «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы ми минор»
И.Бах «Gloria in excelsis Deo»
С. Рахманинов «Придите, поклонимся»
П.И. Чайковский «Ноктюрн до-диез минор».
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация.
Урок построен на содержании разворотов учебника (с. 88-89)

ХОД УРОКА
Оргмомент.
Проверка готовности. Запись даты в тетрадь.
Актуализация знаний.
Слайд 1. Раздел «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Письменный опрос (секвенция, имитация).
Мы с вами на прошлом уроке приступили к изучению нового раздела, который называется «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Давайте вспомним, что такое камерная музыка? (ответы учащихся) Какие жанры относятся к камерной музыке?
Проверьте себя.
Слайд 2. Определение.
Камерная музыка – предназначена для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Жанры: вокальные (романс, песня, баллада, баркарола, серенада);
инструментальные (ноктюрн, этюд, прелюдия, фантазия, баллада, романс, песня без слов, серенада, трио, соната).Кто смог почти точно дать определение?
Кто вспомнил 5 жанров? Приведите пример баллады? («Лесной царь»). Назовите композитора, который ввёл жанр инструментальной баллады? (Ф.Шопен)
Что такое симфоническая музыка? (ответы) Проверьте себя.
Слайд 3. Определение. Жанры.
Симфоническая музыка – предназначена для исполнения симфоническим оркестром с привлечением хора, певцов-солистов. Жанры: симфония, концерт, кантата, сюита, симфоническая картина.
Музыку можно разделить на две группы: по способу исполнения на…. (вокальную и инструментальную), а по условию исполнения на…. (камерную и симфоническую). А также музыкальная культура подразделяется ещё на два других направлениях. Что это за направления вы поймёте, проанализировав данные музыкальные произведения.
Слайд 4.
(С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», М.Березовский «Духовный концерт», И.С.Бах «Высокая месса», Ф. Шопен «Этюд ми мажор», П.И.Чайковский «Времена года», Д.Шостакович «Симфония №7», Ф.Мендельсон «Песня без слов»).Какие направления мы с вами будем рассматривать? (духовную и светскую музыку) Именно эти два направления станут темой нашего урока. Запишем «Духовная и светская музыка»
Слайд 5. «Духовная и светская музыка»
Запись темы в тетради.
Постановка целей и задач.
Мы сегодня рассмотрим (на доске):
камерные или симфонические произведения характерны для духовной и светской музыки?
какие приёмы развития мелодии (фразы, мотива) чаще встречаются в произведениях этих направлений?
Введение нового знания.
Что такое духовная музыка? (связана с богослужением).
Что такое светская? (опирается на народно-песенную, танцевальную культуру)
Духовная (церковная) музыка всегда обращается к теме Священного Писания. Драматическое действо духовной музыки построено на развитии образов страдания, смерти и воскресения Христа.
Слайд 6. Духовная музыка (таблица).
Восточная (православная) церковь Западная (католическая) церковь
литургия, всенощная, величание, молебен, тропарь, стихира и др. месса, реквием, страсти, кантаты и др.
Знаменный распев (пение без сопровождения, основанное на плавном, поступенном движении мелодии) Хорал
(многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра)
Какие жанры церковной музыки можно выделить:
В восточной (православной) церкви? (литургия, всенощная, венчание, молебен).
В западной (католической) церкви? (месса, реквием, страсти, кантаты и др.)
Что лежит в основе этих жанров?
Знаменный распев: плавное, поступенное движение мелодии, пение без сопровождения (запись в тетради)
Хорал: многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра (запись в тетради)
В духовной музыке мелодия подвержена развитию.
Какие приёмы развития вы знаете? (повтор, варьирование, имитация, секвенция).
Чтобы было проще определить приём развития, нужно сразу обращать внимание на тембры голосов.
Слайд 7. Схема.
Если главную тему (фразу, мотив) всё время исполняют одни и те же тембры (вокальные, инструментальные), то это – повтор или секвенция, если тема (мотив, фраза) переходит в другой голос, то это – имитация. Если тема видоизменяется, то это – варьирование.
5837773387Один тембр (голос)
Другой тембр (голос)
секвенция
повтор
имитация
варьирование
00Один тембр (голос)
Другой тембр (голос)
секвенция
повтор
имитация
варьирование

Первичное усвоение
Определите, какие приёмы развития встречаются в данных музыкальных примерах?
Слушание с объяснением.
П. Чесноков «Да исправится» (имитация, повтор)
И. Бах «Kyrie, eleison!» («Господи, помилуй») из «Высокой мессы ми минор» (имитация)
Самостоятельная работа.
Определите самостоятельно, какие приёмы развития встречаются в данных музыкальных примерах?
Слушание.
И.Бах «Gloria in excelsis Deo» (секвенция, имитация)
С. Рахманинов «Придите, поклонимся» (повтор, варьирование)
Запись в тетради. Самый частый приём развития (в западной – имитация, в восточной – повтор).
Введение нового знания.
Слайд 8. Светская музыка.
С XVI века начинает формироваться камерная музыка. С середины XVIII века активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. В творчестве венских композиторов сформировались классические виды инструментального ансамбля: дуэт, трио, квартет и т.д.
Композиторы-романтики XIX века разнообразили камерную музыку вокальными и инструментальными миниатюрами.
Проверка усвоения.
П.И. Чайковский «Ноктюрн до-диез минор».
(анализ частей) 1 – секвенция, варьирование
Подведение итога.
Ответы на вопросы.
камерные или симфонические произведения характерны для духовной и светской музыки?
какие приёмы развития мелодии (фразы, мотива) чаще встречаются в произведениях этих направлений?
Мы говорили с вами о приёмах развития мелодии, мотива, фразы. Более подробно о развитии мелодии в камерной музыке мы с вами поговорим на следующем уроке.
Выставление отметок.