Технологическая карта урока музыки на тему Формы построения музыки (2 класс)


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
УТВЕРЖДАЮ_________________ УТВЕРЖДАЮ ____________________
подпись учителя подпись методиста
«___» ________________ 2015 г.«___» ________________ 2015 г
1 Тип урока Урок совершенствования способов деятельности (урок закрепления)
2 Класс 2Б, СОШ №65, г.Улан-Удэ
3 Тема Формы построения музыки.
4 Образовательная программа, автор УМК «Школа 2100»
5 Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе 6 Формируемые УУД Личностные -ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
-знать основные моральные нормы;
- развивать этические и эстетические чувства, чувство прекрасного;-формировать интерес к обучению. 
Регулятивные -организовывать свои действия: ставить перед собой цель;
-планировать работу в соответствии с поставленной задачей;
-оценивать правильность выполненного действия.
Познавательные -строить речевое высказывание;
-выделять существенную информацию;
-осуществлять анализ и синтез объектов;
-проводить сравнение; строить рассуждения; обобщать.
Коммуникативные -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию.
7 Цель и задачи урока Цель: закрепить понятие формы произведения
Задачи:
Образовательные: Закрепить одночастное, двухчастное, трехчастное, рондо и вариации строение музыки при работе с музыкальным материалом.
Развивающие : способствовать обучению школьников умению:
развивать музыкальный слух, певческие навыки, музыкальное мышление
Воспитывающие : способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, воспитывать интерес к предмету
8 Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке словесный, наглядно- слуховой, проблемно – поисковый, исследовательский, ретроспективы и перспективы, контрастных сопоставлений, конструирования, сравнения, художественного анализа произведения, обобщения.9 Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования Личностно-ориентированное обучение
10 Описание методов оценивания, применяемых на уроке Контроль учителя, опрос, самоконтроль
11 Средства Проектор, компьютер, аудиозапись
12 Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории Фронтальные, индивидуальные, групповые.
13 Планируемые результаты Личностные: – слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;
– находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
Предметные:– понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;
– различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
Метапредметные:– выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.
14 Ход урока
Дидактическая структура урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний и способов действий.
III.Комплексное применение и систематизация знаний.
IV.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов дея-ти.
IV. Итогово -обобщающая беседа
Деятельность учителя
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы рада видеть вас на нашем уроке! Нас зовут Любовь Андреевна и Дарима Николаевна!
-На прошлых уроках вы знакомились с формами построения музыки и сегодня мы повторим и закрепим наши знания.
-Ребята, что необходимо знать о музыке, чтобы понимать еѐ?
Для этого надо знать имена композиторов, названия произведений. И. конечно, нужно понимать еѐ язык. Музыка – это искусство, у которого есть свои законы. Посмотрите вокруг. Все имеет свою форму. Мы никогда не перепутаем парту со стулом. А доску с окном. Почему? Потому, что у каждого предмета есть своя форма. Есть свои формы и у музыки. И вам они хорошо знакомы. Давайте вспомним.
Что обозначает термин форма?
-Какие вы помните примеры построения музыки из прошлого материала?
-Какие произведения вам понравились? Почему?
-Постарайтесь сами сформулировать (догадаться и сказать) что такое одночастная форма, двухчастная, трехчастная? вариации и рондо?
-Итак, ребята, давайте с вами вспомним, произведение. Послушайте мелодию. Какое это произведение? Как называется? Сколько характеров имеет?
Как она поется? Давайте исполним ее.( Исполнение песни «Крокодил и Чебурашка».)
Сколько здесь героев? (два) А музыкальных образов? (один)
Таким образом, песня написана в едином, не изменяющемся характере.
- Ребята, мы с вами исполнили песню напевно (песенно), танцевально (вальс) и танцевально(полька). Почему мы так исполнили эту песню?
-А теперь давайте исполним всю песню в разных жанрах: песенно, танцевально(вальс и полька) и маршево. При этом, ребята, выполняя соответствующие движения руками. Как, мы ребята, будем двигать руками когда поем песенно? А как вальс? Полька? Марш? И так, начали. (исполнение песни).
-Ребята, посмотрите, оказывается, из одной музыки можно сделать песню, танец и марш.
-Продолжаем урок. Прослушайте, пожалуйста, фрагмент музыки. (Вступление Пряничная песенка)
-Что за произведение сейчас вы прослушали? Как называется? Сколько всего частей в этой песне? Муз.образов? О чем поется в этой песне? Какую форму имеет это произведение? Давайте исполним песню. (исполнение песни)
-Так какая форма в этом произведении? Сколько частей имеет? Муз.образов? Почему?
-А сейчас мы послушаем красивый танец. (прослушивание Танца с кубками). Это произведение П.И Чайковского из балета «лебединое озеро».
-Сколько частей в этой пьесе? Какая она по форме? Как вы это определили?
-Ребята, послушайте внимательно, произведение. (Слушают)
«Песня Сольвейг» Э. Григ
- Какие изменение в музыке? Были ли они?
Как изменилось настроение, характер музыки?
- Что можно сказать о Сольвейг?
- Сколько частей в этом произведений?
- Какую форму имеет произведение?
-Сопоставляя обе части, музыки., рассмотрим, каким образом композитору удалось создать контраст настроений?
Аудиозапись Д . Кабалевского « Спящая княжна»
- Ребята, сколько вы заметили разных настроений в музыке, т.е. сколько частей?
- Как они чередовались?
- Повторялась ли какая–то одна, главная, часть?
-Так какую же форму имеет это произведение?
Ребята, давайте прослушаем сл. Песню (слушают)
« Песенка о капитане» И.Дунаевский
Ребята, какое настроение и жанр этого произведения?
- Какую форму имеет это произведение?
Ребята, давайте послушаем следующие произведение
( увертюра и к/ф Дети капитана Гранта)
- Какой характер этого произведения?
- Какую форму имеет это произведение?
Прослушание песни «Со вьюном я хожу»
- Как исполняли третью четверть произведения « Со вьюном я хожу»?
-В чем заключалось развитие данной музыки?
- Так какую же форму имеет наше произведение?
- Мы прослушали р.н. песню « Со вьюном я хожу»
- А теперь давайте прослушаем р.н. песню « Камаринскую»
-И сравним вариации этих двух произведений.
-И так, ребята, наш урок подходит к концу.
-Что вы узнали сегодня на уроке? Что такое форма музыки? Какие они бывают? Почему они так называются? Сколько характеров может иметь музыка?
Оценивание:
- Встаньте те, кто активно работал на уроке.
Домашнее задание: Повторить изученный материал…
Урок окончен. До свидания!
Деятельность обучающихся-Здравствуйте.
Форма-это построение музыки, из скольких частей состоит, каждая часть имеет свой муз.образ.
Крокодил и чебурашка –одночастная, Кот в сапогах и белая кошечка -двухчастная, пряничная песенка-одночастная, веселая и грустная – трехчастная
Ответы
Одночастная форма- это когда одна часть и один музыкальный образ. Нет изменения характера музыки. Песня без припева
Двухчастная форма - состоит из двух разных, контрастных по характеру частей. Песня с запевом и припевом.
Трехчастная форма- музыка, в которой первая и третья части одинаковые, а средняя контрастна по характеру, настроению.
Рондо- это чередование главной темы и контрастных эпизодов.
Вариации- это одна и та же музыка, звучание музыки которая повторяется несколько раз, но при этом постоянно изменяется.
В тексте есть слова
Энергично, импульсивно, маршево.
Это муз.жанр характеризующий шествия
Ответы
Поется по – разному, в зависимости от текста.
Пряничная песенка
Одна часть
Один образ
Одночастная
3 части, трехчастная, в первой и третье частях слышен марш, а в средней- выражена танцевальностьДвух, т.к. припев-один характер музыки, запев или куплет-другой, часто они различны по темпу, ладу.
Две, двухчастная, сначала напевно, затем ускоряется

2части
двухчастнаяПечально и напевная мелодия сменяется более подвижной, веселой плавными движениями ( переход от грустных раздумий к светлой радости
-7 частей
Главная тема звучала трижды , между ее проведениями были 4 разных эпизода. Рондо потому что есть чередование главной темы и контрастных эпизодов
Рондо.

-Песенный , повествовательный запев и танцевальный шутливый припев.
- Двухчастную-волнительный характер….
- Трехчастную
- 1-й к.- одноголосный, 2-й к.- каноном,3-й с подголоском,
- Мелодия была одна и та же , но в каждом куплете она звучала по разному.
- Вариация
- В первой- мелодия была не изменой, во 2-й – сама мелодия постоянно изменяется, но при этом все изменениях она все же остается узнаваемой, близкой ко основной теме.
Примечание, время этапа
Оценка:_______________ Подпись:____________

И плясал вприсядку граммофон.
Припев
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики жили- поживали.
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики пряники жевали.
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики жили- поживали.
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики пряники жевали.
«Чебурашка с Крокодилом»
Чебурашка с крокодилом
Стали песню напевать:
Ля-ля-ля-ля.
Чебурашка с крокодилом
Танцевали этот вальс:
А-а-а-а-а-а.. .Чебурашка с крокодилом
Стали польку танцевать:
Траля-ля-ля-ля-ля-ля.. .Чебурашка с крокодилом
Собираются в поход:
Трам-тарам-тарам-тарам-памСлова « Пряничная песенка»
Там, где кукарекал спозаранку
Звонкий леденцовый петушок,
Выглянул из леса на поляку
Самый небывалый теремок.
Припев.
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики жили- поживали.
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики пряники жевали.
2.куплет
Гномики работать обожали,
Пряники сажали круглый год.
С вёдрами гуськом маршировали,
Мёдом поливали огород.
В пряничном домике, домике, домике
Припев
Пряничные гномики жили- поживали.
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики пряники жевали.
3 куплет
Столько было пряников на грядке-
Ни в одном мешке не унести!
Приходилось пряничной лошадке
С огорода пряники везти.
Припев
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики жили- поживали.
В пряничном домике, домике, домике
Пряничные гномики пряники жевали.
4 кулетВ гости шли по пряничной тропинке
Пряничный павлин и даже слон,
Песенки кружились на пластинке,