Конспект урока на тему ««Музыкальная драматургия — соната


Класс: 7

Тема урока: Музыкальная драматургия «Соната».
Тип урока: углубление в тему.

Цель урока: продолжить знакомство уч-ся с творчеством норвежского композитора, научиться определять разделы формы сонатного аллегро, проследить за главной и побочной темой и уметь определять драматургию музыкального произведения. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Оборудование: портреты композиторов, разделы музыкальной формы, нотная запись, изображение виолончели, карточки-определения.

Ход урока:
Организационный момент. На вход звучит «Лунная соната» Л.Бетховена. С какой прекрасной музыки мы начали сегодня урок. Эта музыка еще ни разу не звучала у нас на уроке, но я уверена, что вы узнали это произведение. Итак, что звучало? И кто автор? (Показ портрета)
Изучение нового материала.
Я не случайно начала урок с Лунной сонаты Бетховена, потому что мы с вами будем говорить о таком музыкальном жанре, как соната (показ определения). Что же такое соната?
Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь).
Итак, в 16 веке сонатой называли любое инструментальное сочинение. Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Сонаты писали и пишут многие композиторы начиная с 17 века и до наших дней. Это такие композиторы как(показ портретов композиторов).
Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для ф- но, но и для 2- х инструментов, например для скрипки и ф-но, для виолончели и ф-но. Вот например, Бетховен писал сонаты только для ф-но и написал он 32 сонаты.
У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- ф- но.

У Фридерика Шопена всего 4 сонаты, написанные для ф-но.
У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для ф-но.
Продолжим знакомство с музыкальным жанром соната. Давайте попробуем сравнить этот музыкальный жанр сонату с литературным жанром – повестью или романом. Почему? Да потому что, как и повесть, роман соната делиться на несколько «глав» т.е. - частей. Как и повесть или роман соната населена различными «героями» - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
Сегодня мы будем говорить о сонате, которую написал знакомый вам композитор. А кто этот композитор вы ответите сами, прослушав его произведения. (слушание произведения и ответы уч - ся).
Правильно, это Эдвард Григ – норвежский композитор. А какие его сочинения я исполнила? ().
А это самостоятельные сочинения или отрывки?
Сейчас мы прослушаем еще одно произведение Грига – сонату. Эдвард Григ написал 5 сонат. И писал он не только для одно инструмента как Шопен, Бетховен, Моцарт, Прокофьев, а писал он для 2 – х инструментов. Сейчас мы прослушаем с вами начало произведения, а вы послушайте и определите, соната написана для одного или двух инструментов и для каких инструментов она написана? (слушание и ответы уч - ся). Правильно соната написана для виолончели и ф-но.
Первая часть сонаты написана в форме сонатного аллегро. Назовите разделы формы с/а.

вступление

экспозиция

реприза

кода

разработка


Сейчас вы попробуете мне ответить, существует ли в этой сонате вступление или нет? (слушание начала и ответы уч - ся).
Правильно в этой части вступления нет. Начинается соната сразу же с экспозиции. Что такое экспозиция? () Правильно, вот именно об Э. мы сегодня с вами поговорим. Познакомимся с главными героями, т.е. с музыкальными темами. А тем в Э. два – это главная тема и побочная тема. Теперь мы с вами прослушаем эти 2 темы и вы сравните их, одинаковы они или нет?
(По очереди исполняются гл. и поб. темы).
Итак, ребята, прозвучали две темы, кто скажет, одинаковы ли они? Чем отличаются? Вот посмотрите на эти определения. Для какой темы подходит это определение? Итак, для главной темы – (проговариваем хором), для побочной темы – (проговариваем хором). А теперь эти темы мы с вами разучим. Посмотрите на таблицу.




а) проговорим на звук «та» хором ноты.
б) а сейчас этот звук проговорим в ритме.
в) и наконец, пропоем, но сначала пропою я, а кто - нибудь из вас проследует указкой по нотной записи. (Далее пропеваем все вместе). Поем в характере.
А сейчас прозвучит вся экспозиция, ваша задача, определить, сколько раз прозвучали главная и побочная темы и у каких инструментов? () правильно, каждая партия звучала 2 раза – сначала у В., а потом у Ф-но.
На следующем уроке мы продолжим разбор сонаты Э.Грига.
Э.Григ воспитывался в многодетной семье. Было 5 детей, он самый младший. Их было 3 сестры и 2 брата. Все дети занимались музыкой. Музыкальным воспитанием детей занималась мама Гезине Григ – талантливая пианистка. 3 сестры и сам Э.Григ играли на ф – но, а брат Йоган играл на виолончели. Именно ему, своему брату, другу и посвятил Э.Григ свое сочинение.

Разучивание песни.
Сегодня на уроке прозвучит песня, которая называется «Надежда», и авторов этой песни, я уверена, вы назовете сами, прослушав отрывок из знакомой вам песни.
(звучит песня «Старый клен»). Итак, кто же является авторами этих песен? (). Да, авторами этих песен являются один и тот же композитор и поэт Добронравов и А.Пахмутова. А теперь прослушайте песню, которую потом мы с вами разучим. (Исполнение). Разучивание по фразам, исполнение.
Закрепление темы урока.
Итог урока, выставление оценок.
Д/з: найти и рассказать об интересных моментах из жизни композитора А.Пахмутовой