Технологическая карта урока музыки по теме: Г. Свиридов, Метель, Образы симфонической музыки


Государственное бюджетноеобразовательное учреждение
города Севастополя
«Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина»


Технологическая карта урока
Пылова Ирина Владимировна, учитель музыки
ГБОУ « Гимназия №1 имени А. С. Пушкина»

28 февраля 2017 г.
Ф. И. О. Учителя Пылова Ирина Владимировна
Класс: 6
Дата: 28 февраля 2017 года
Предмет: Музыка
№ урока по расписанию: 22
Тема урока « Образы симфонической музыки»
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок является частью раздела «Мир образов камерной и симфонической музыки» и первым уроком в разделе « Образы симфонической музыки», что и определяет его главное значение.
Цель урока: 1. Воспитание эмоционально – ценностное отношение к шедевру отечественной музыки Г. Свиридова
« Метель»;
2. Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся;
3. Воспитание нравственно – духовных ценностей : семья, долг, нравственный выбор;
4. Развитие патриотических чувств учащихся.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
ПредметныеУУД
1.Организационный момент
Вход детей в класс (саундтрек к к/ф « Война и мир»)
Приветствие
Представление класса. Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне 2.Актуализация знаний Устные ответы. Камерная музыка,
Лирический, драматический образ.
Способы развития музыки: повтор, контраст.
Формы музыкальных произведений: двухчастная, трехчастная, куплетная. Жизнь является единой основой для всех видов искусства Перед человеком всегда стояли и будут стоять вопросы добра и зла, любви и ненависти И поэт и композитор и художник отражает эти вечные темы жизни в виде образа: поэтического, музыкального, художественного , Закрепить полученные ранее знания
Какими могут быть музыкальные образы?
Какие два способа развития музыки вы знаете?
Какие формы музыкальных произведений вы знаете?
Закрепление полученных ранее знаний
Совершенствование навыка анализа, сравнения
Презентация,
подготовленная учениками Стадникова Инна. А. С. Пушкин, повесть «Метель» Обратить внимание учеников на дату написания повести Запомнить новые сведения
Болдинская осень . 20 октября1830 г Запомнить дату написания повести «Метель» Формирование интереса к творчеству Пушкина
Презентация Шкуропат Майя Режиссер Басов и к/ф « Метель» Обратить внимание учеников на творческий союз режиссера и композитора Запоминание новых сведений
Кинорежиссер Басов К/Ф «Метель»» музыка Г. Свиридова. Союз кинорежиссера и композитора Формирование интереса к киноисксству
Презентация Андросова Маша . композитор Г. Свиридов
« Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина « Метель» Проговаривание имени и фамилии композитора Сравнить две даты написания сочинений Пушкиным и Свиридовым 1830 и 1974 г. –134 года между сочинениями. Поставить проблемный вопрос, Запоминание новых сведений
Определить « чего мы еще не знаем?» Определить тему урока
«Образы симфонической музыки» Знать имя Г. Свиридова, его сочинения сюиту «Метель» Решать на протяжении всего урока учебную задачу
3. Постановка учебной задачи Ученики сами определяют тему урока, воспринимают заданную учебную задачу Может ли композитор 20 века написать музыку пушкинского времени ? Внимательно воспринимать материал урока, почувствовать в музыке эпоху, время, которому она может соответствовать Развивать навыки исследовательской деятельности Решать на протяжении всего урока учебную задачу
4. Открытие нового знания «Тройка» Малиш Даниил
чтение «Тройка» Жуковского
Слушание музыки.
что хотел в музыке передать композитор ?
Какой принцип музыкального развития вы услышите в музыке? Нацелить учеников на прослушивание музыки, Закрепить знания учеников о принципах развития музыки
Обратить внимание детей за помощью к словарю эстетических эмоций « Вы знаете, где это можно найти» Закрепить « повтор, контраст»
Образы: русская зима, бескрайние просторы, движение,мощь, драма. Совершенствование Навыков рассуждения. сравнения
«Зимняя дорога» муз. Г. Свиридова, ст. А. С. Пушкина Артикуляционные, вокальные упражнения
Эмоциональное исполнение романса « Зимняя дорога» Свиридова Стихотворение «Зимняя дорога» написано А. С. Пушкиным в 1826 году.- Это первое русское сочинение на ямщицкую тему. Описанные Пушкиным в стихотворении кони – тройки стали считаться чуть – ли не символом русской поэзии 19 века Спустя 100 лет Георгий Свиридов пишет романс на стихи Пушкина. Задача красиво, эмоционально исполнить песню « Зимняя дорога» Показать навыки хорового пения. Решение учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем
« Пастораль» Андросова Маша , сообщение
Слушание музыки Определите образ пьесы: лирический или драматический?
Используя какие музыкальные инструменты этот образ рисует композитор? Для выполнения задачи вы можете воспользоваться схемой симфонического оркестра. Различать лирические ,драматические, эпические образы Умение решать учебные задачи при восприятии музыки
Конкурс знатоков симфонического оркестра Мальчик и девочка. Размещают на доске инструменты симфонического оркестра
Ученики дают оценку работам ,выполненным на доске Раздать карточки участникам . Провести с классом игру «Я знаю группы музыкальных инструментов симфонического оркестра»
Подведение итогов Набор карточек муз. инструментов,
оркестра
Слайд схемы расположения инструментов симфонического оркестра
Знают инструменты симфонического оркестра Формирование адекватного поведения в учебной ситуации
«Вальс» Какая эпоха чувствуется в музыке ?Какие картины рисует твое воображение?
В какой форме написан « Вальс» ?
Для решения поставленной задачи воспользуйтесь карточками на столах.
Закрепить понятие трехчастная форма Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки
« Военный марш» Андросова Маша Цитата из повести « Метель» Югай Костя ,сообщение
Марш мог звучать в русской армии в 19 веке
Инструменты медно – духовой группы
ПростаяМузыка марша связана с характеристиками главных героев повести : и Владимир и Бурмин – участники Отечественной войны с Наполеоном 1812 года
Определить способы развития музыки. марша
Какие инструменты использовал композитор,? Простая или сложная была мелодия ?Определить способы развития музыки. марша
Какие инструменты использовал композитор,? Простая или сложная была мелодия ? Знать понятие
контраст,
тембр инструмента, барабан.
Ритм шага, марша.
Осознание многозначности музыкального образа
« Гусарский марш» Класс стоя показывает шаг марша Исполнение песни Передайте в исполнении песни гусарскую удаль , и восторг милых барышень Эмоционально, творчески – образно исполнить «Гусарский марш» Владеть навыками исполнения песни Совместное решение учебной задачи
«Романс» Блинова Алина сообщение Романс « Не уходи, побудь со мною»

« Романс» Свиридова
Гарифулина Ирина исполнение Романс написан в 1900 году Николаем Зубовым
Кинас Маша, термина цитата
Урок литературы, истории,
Слушание
« Романса» Кто автор романса?
Прослушивание начала «Романса» Свиридова.
Что можно сказать? Что это за термин Цитата?
В музыке подобный прием называется музыкальной цитатой.
На каких уроках в школе вы встречаетесь с термином « Цитата»?
Какой образ рисует композитор в музыке романса лирический или драматический?
Почему Г. Свиридов заимствовал фрагмент мелодии композитора 19 века
Какой образ рисует композитор в музыке романса лирический или драматический?
Осознанное восприятие музыкального фрагмента
Знать понятие драматический образ
Развитие познавательного интереса Осознание многозначности содержания музыкального образа
«Над пушкинской строкой» Исполнение песни У каждого своя дорога к Пушкину Г. В. Свиридов еще в 1935 году сочинил романсы на стихи Пушкина. . его сюита « Метель» - признанный всем миром шедевр музыкального искусства. И в настоящее время композиторы находят свой путь к поэту Сейчас мы с большим чувством исполним гимн « Над пушкинской строкой композитора Красиво, эмоционально исполнить гимн « Над пушкинской строкой» Владеют вокальными навыками исполнени
песни
Воспитание нравственно – духовных ценностей Решение учебной задачив процессе музыкальной деятельности
Ответы учеников Вернемся в начало нашего урока
Может ли композитор 20 века написать музыку пушкинского времени? 5. Включение нового знания в систему знаний и повторений Отвечают на вопросы по теме урока Автор « музыкальных иллюстраций к повести «Метель» ?
К какому музыкальному жанру можно отнести « Метель» Свиридова-камерному или симфоническому?
СимфоническомуЗвучит музыка из сюиты ……. « Тройка»
Звучит музыка из сюиты ……….
«Вальс»
Какая пьеса из сюиты может соответствовать данной картине?
«Пастораль»
Звучит музыка композитора ……..
Фредерика Шопена
Какой это жанр камерный или симфонический?
Камерный
6. Рефлексия Ответы детей На уроке музыки я
1 – узнал (а)----------------
- понял(а) ……………
2 Лучше всего на уроке у меня выходило…………
3 Основные трудности у меня были………………..
4 Во мне произошли изменения………………….
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
Самооценка своей деятельности 7. Карта эффективности урока Ученики дают оценку уроку и своей работе