Технологическая карта урока музыки по теме «Построение музыки-Рондо.» 3 класс.

Технологическая карта урока музыки по теме «Построение музыки-Рондо.» 3 класс.
Учитель музыки МКОУ «НОШ №22» Богаева К.Г.
Предмет: музыка 3 класс.
Тема урока«Формы музыки. Рондо.»
Цели урока:
1.Развитие и закрепление темы «Формы музыки».
2. Знакомство с новой формой – рондо;
3.Разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского.

Задачи урока:
Образовательные:
1.Закрепить одночастное, двухчастное, трехчастное,построение музыки при работе с музыкальным материалом. 2.Познакомится с новой формой музыки- рондо.
3. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность
Развивающие : способствовать обучению школьников умению:
1.развивать музыкальный слух, певческие навыки, музыкальное мышление
2. развивать восприятие, память, внимание учащихся
3.развивать исполнительские, творческие навыки;
Воспитывающие :
способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного
воспитывать интерес к предмету
пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке;
находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;


Формируемые универсальные учебные действия
предметные:
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
-углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: Рондо в турецком стиле В.Моцарта, Зачем нам выстроили дом Д.Кабалевского
– различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов
метапредметные:
- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;
- формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.
- формирование коммуникативных компетенций.
– выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективномисполнении.
личностные:
– слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения
- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
-ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развивать этические и эстетические чувства, чувство прекрасного;
-формировать интерес к обучению. 

4. регулятивные
-организовывать свои действия: ставить перед собой цель;
-планировать работу в соответствии с поставленной задачей;
-оценивать правильность выполненного действия.
5. познавательные
-строить речевое высказывание;
-выделять существенную информацию;
-осуществлять анализ музыкальных произведений ;
-проводить сравнение; строить рассуждения; обобщать.
6. коммуникативные
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые результаты
Личностные:  -формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
Предметные: – слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;
– находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
– различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
Метапредметные:– выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.
Оборудование: электронная доска, музыкальный центр, баян, аудиозаписи,презентация,
Художественный материал: С. Пюрбеев «Царцаха»
В.Моцарт «Рондо в турецком стиле»
Д.Кабалевский «Зачем нам выстроили дом»



Организационная структура урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент

Подготовка класса к работе.
Регулятивные:
- настрой на урок.

Личностные УУД:
- формирование эмоциональной отзывчивости.

2. Повторение изученного материала.
-С какими формами музыки мы знакомы?
Приведите примеры одночастной,двухчастной ,трехчастной музыки
отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке ,исполняют песню , выражая свои эмоции в исполнении; передавая особенности построения музыки ,изменение характера в исполнении в группах

Личностные УУД:
-любовь к природе родной степи
-осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
Познавательные УУД:
- повторение ранее изученного материала.
Регулятивные УУД:
- планировать, контролировать и оценивать собственное исполнение и исполнение солиста
договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;



3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Познакомить детей с построением формы рондо
-знакомство с терминами «главная тема», «эпизоды»
-прослушивание «Рондо в турецком стиле» В.Моцарт
-какой характер произведения
-менялся ли характер музыки
-как менялся
-Запись новых терминов в тетради
-исполнение на детских музыкальных инструментах (бубны, а в эпизодах колокольчики и треугольники
-слушают пояснения учителя
Личностные УУД
- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;
-формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
-знакомство с новыми музыкальными произведениями
Регулятивные УУД
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;




4.Вокально-хорвая работа
-артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка)
дыхательная гимнастика.
-распевание.
-разучивание новой песни «Зачем нам выстроили дом»
-показ песни учителем
- разучивание по музыкальным фразам.
-работа над трудными мелодическими оборотами.
- работа над текстом.

-коллективно
исполнительская деятельность
-исполнение песни группами: одна группа-главную тему, вторая, третья и четвертая группы –эпизоды

Личностные УУД

-формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
-воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово.

Регулятивные УУД
-мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Познавательные УУД:
-знакомство с мелодией и словами новой песни.
КоммуникативныеУУД:
- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;
- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.



4. физминутка

Двигаться в такт музыке, передавая в движениях характер музыки
Коммуникативные УУД:
- учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.
Личностные УУД:
-формирование эмоционального настроя на последующую деятельность.


5. Закрепление пройденного материала.
-проводит викторину
- проверяет, усвоен ли учебный материал


-отвечают на вопросы викторины по теме урока,.
-взаимопроверка по коллективно созданному эталону.
-обсуждение правильных ответов
-оценивание собственных ответов.



Регулятивные УУД:
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению
- оценивание качества усвоения


Коммуникативные УУД: взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы
Личностные УУД:
- формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности
- понимание эмоциональной силы музыки
Познавательные УУД:
- развитие умения осмысливать полученную информацию.




6.Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.


- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»?
- А работу класса в целом?



осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.
Регулятивные УУД:
- осмысление своих действий и самооценка.
Коммуникативные УУД:
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
-смыслообразование.



Ход урока
На экране тема урока.

Слайд 1
У. Музыкальное приветствие. Ребята, давайте вспомним, какие формы музыки вы знаете? Д. Одночастная, двухчастная и трёхчастная. У. Что представляет двухчастная форма? Д. Это форма, состоящая из двух контрастных частей.
У.Приведите пример
Д.Песня С.Пюрбеева «Царцаха»
У. Давайте вспомним эту песню (исполнение) У. А трёхчастная? Д. Форма состоящая из трёх частей, где первая и третья части повторяются, а средняя часть контрастна т.е. не похожа на крайние части. У. Сегодня мы с вами познакомимся с новой формой построения музыки – Рондо. Это название ни о чём вам не говорит?
Дети отвечают, высказывая различные предположения, среди них конфеты под названием «Рондо».
У. А какой формы эти конфеты?  Д. Круглые. У. Теперь подумайте и скажите, что означает слово рондо, если связать его с формой этих леденцов?
Дети отвечают, высказывая различные предположения, среди них конфеты под названием «Рондо».
У. А какой формы эти конфеты?  Д. Круглые. У. Теперь подумайте и скажите, что означает слово рондо, если связать его с формой этих леденцов? Д. Круг. У. Правильно ребята, Рондо с французского означает круг, кружок, где главная мелодия постоянно повторяется через различные промежутки времени – ЭПИЗОДЫ.

Слайд 2 (При нажатии мышки, дети видят, как идет чередование главной темы – А с эпизодами – Б, В, Г, Д)
Ребята, сейчас для закрепления новой темы я вам загадаю загадку. На экране перед вами круг, определите, где же здесь главная тема, а где эпизоды.

Слайд 3 (В этом слайде используется анимация)
Д. Солнышко это главная тема, потому что она повторяется. А растения это эпизоды, они чередуются с главной темой. У. Совершенно верно. Сейчас давайте прослушаем произведение великого австрийского композитора В. А. Моцарта, которое называется «Рондо в турецком стиле» (ПЕРВОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ).

Слайд 4 (Слайд сопровождается музыкальным примером)
У. Что вы можете сказать о построении этого музыкального произведения? Д. Форма – рондо. Главная мелодия постоянно повторяется через различные промежутки времени – эпизоды. У. Давайте исполним с инструментами эту чудесную музыку. Главную мелодию будем выделять бубнами, а в эпизодах колокольчиками и треугольниками (раздать инструменты).
ВТОРОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ «Рондо в турецком стиле» с исполнением детьми в ансамбле.
У. Какое средство выразительности, какое развитие музыки вы смогли определить?  Д. Смена громкости звучания – динамическое развитие, повтор, контраст. У. Правильно, эти виды развития самые главные. Как отличается звучание главной темы и эпизодов? Д. При помощи приема контраста.  У. И мы видим четкую границу между основной мелодией и её разработкой, т.е. можно сделать вывод: рондо не получится, если не будет контраста между темой и эпизодами. Ребята, заметили ли вы, что в этом произведении есть моменты, где фортепиано передаёт как бы звучание барабана? Вы можете задать вопрос, почему композитор передает звуки барабана именно в этом произведении?  Потому что, когда жил Моцарт в Турции появился большой барабан. И композитор сумел в своём произведении передать звуки барабана. Ребята, к группе, каких инструментов симфонического оркестра относятся барабаны? Д. К группе ударных инструментов. У. Внимание на экран.

Слайд 5 (Дети имеют возможность увидеть и услышать инструменты этой группы,  слайд сопровождается рассказом диктора за кадром)
У. А теперь повторите, какие инструменты относятся к ударной группе симфонического оркестра?
Дети перечисляют.

Слайд 6
У. Ребята обратите внимание на экран, вы видите слова песни «Зачем нам выстроили дом», главную мелодию, которой мы сейчас с вами разучим, но в начале прочитайте слова и определите форму произведения. Д.Рондо.
Разучивание главной темы.
У. Чтобы закрепить новую тему, мы проведем небольшую музыкальную викторину. Внимание на экран.
Задание 1 Найдите схему построения (форму) музыки – рондо.

Слайд 7
Дети определяют правильность ответа, называя номер схемы (первая, вторая или третья), при неправильном ответе на экране высвечивается слайд примерно такой:

При правильном ответе высвечивается слайд в музыкальном сопровождении, например:

То же самое происходит и со вторым заданием.
Задание 2
Прослушав произведение, определите его форму.

Слайд 8
Слайд сопровождается музыкальным произведением и дети, прослушав его, определяют, к какой форме оно относится, а на экране также высвечиваются слайды, показывающие правильность ответов. По окончании викторины учитель задает вопрос.
У. Ребята, какой инструмент вёл главную мелодию в этом произведении? Д. Труба. У. Может кто-нибудь из вас знает, к какой группе симфонического оркестра она относится? Д. К группе медных духовых инструментов. У. Давайте посмотрим, какие же ещё инструменты входят в эту группу.

Слайд 15  (Дети имеют возможность видеть и слышать рассказ об инструментах этой группы)
У. Вот ребята и подошёл к концу наш урок, скажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Д. Форму рондо, играть в ансамбле, знакомились с инструментами медно духовой группы. Водили хоровод. Интересно прошла викторина. У. Спасибо за урок.
Выход из класса под музыку «Турецкий марш» Моцарта.













Рисунок 3