Конспект урока Музыкальная драматургия.Развитие музыки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Кочетово Тандинского кожууна
Разработка урока по музыке
на тему:
"Музыкальная драматургия. Развитие музыки"
7 класс.
Составитель: Пильчирова С.Т.
учитель музыки
Кочетово-2015
Тема: "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие музыки.
Задачи урока:
Дидактические:
сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П. Мусоргского, Р. Шумана.
научить анализировать музыкальные произведения;
Развивающие:
развивать мыслительные способности учащихся;
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусоргского и Р.Шумана.
способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приёмы используемые на уроке: словесный. наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.
Оборудование урока: компьютер, проектор, музыкальный центр, синтезатор, иллюстрации картин, портреты композиторов, напечатанные тексты стихов.
Ход урока
Художественно-педагогическая идея урока: Вы объяснили музыку словами
Но, видно, ей надобны слова-
Не то она, соперничая с вами,
Словами изъяснялась бы сама.
И никогда для точности в науке
Не тратила бы времени на звук.
Новелла Матвеева.
На экране тема: "Музыкальная драматургия. Развитие музыки"
Учитель: Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.
-С какими музыкальными формами построения мы с вами знакомы?
Ответы ребят
Учитель:
-В каких музыкальных формах более ярко слышится движение, смена образов, написанных музыкальной форме?
Ответы и мнения детей.
Учитель: Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Попытаемся увидеть разницу изображениях природы...
-Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?
Ответы детей.
Учитель:
- А что мы видим на втором изображении?
Ответы детей.
Учитель: Мы видим главную тему картины -река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения. Так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река - это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры. Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия.
Музыкальное значение не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени; таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, но всё равно воплощает его в движение музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.
Вспомните, в 6 классе мы слушали пьесу М.П Мусоргского "Старый замок".
-К какому образу данном произведении обратился композитор?
Ответы детей:
Учитель: "Старые замки" могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность. Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!
К названию пьесы композитор сделал примечание: "Старый замок -Средневековый замок, перед которым трубадур поёт песню".
-Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает?
Какое здесь настроение?
-О чём поёт свою песню трубадур?
Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.
Слушание - "Старый замок"М.П.Мусоргского.
Учитель: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
Старый замок - пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье "Средневековье" посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
В погоне за стихами, за ускользнувщим словом
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и на крышах
Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,
проёмы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой - подобъем минерата,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, - на нём изображён.
Единорог иль лев, орёл или грифон;
И погружён мечтой в былое, вижу вновь я
Величие рыцарства и блеск Средневековья.
-Созвучны ли стихотворение и музыка? В чём их сходство? А в чём различие?
Поэт признаётся в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причём перечислены все подробности, все мелочи.
Ничто не забыто: не только "проемы ниш" и "аркады гулкие" - всё что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине. Древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие былые чувства и стремления... Однако эти чувства и стремления утратили для нас своё жилое тепло; они теперь далёкая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном.
Трубадуры - так называли во Франции в конце 9-в начале 13 веков поэтов-певцов.
А вот в музыке - всё наоборот.
В Старом замке нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм все восьмушки, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?
Повторное слушание.
Дети: отвечают на вопросы (грусть, тоска)
Учитель: В мелодии трубадура заложены не ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.
-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?
Ответы детей:
Учитель: - Несколько пластов, которые придают звучанию статичность. нет развития, И на этом - звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании - статичность мелодии трубадура происходит слияние времён - ушедшего и устремление к настоящему.
-Что же может показать нам музыка?
Дети отвечают: Движение.
Учитель:
-Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?
Ответы детей: Принцип повторности.
Учитель: Сегодня на уроке противоположное пьесе "старый замок" по образу, характеру. настроению, - пьеса "Порыв" Р..Шумана.
Динамичное, импульсивное сочинение. Данная пьеса построена также на принципе повторности.
-Определите, в какой форме построено данное произведение?
Слушание.
Дети: ответы (рондо)
Учитель: При повторном прослушивании заполните таблицу драматургии пьесы "Порыв".
-Сколько тем звучит в ней?
Ответы детей.
№ Темп Динамика Характер
Первая тема Быстро Громко Страстно, бурно
Вторая тема Спокойно Тихо Нежно, трепетно
Учитель.
-Какой динамический оттенок преобладает в пьесе?
-Куда стремится мелодия в пьесе?
Ответы детей.
И вновь возникает впечатление двуплановости музыкального образа.
1. близкого, реального
2.далёкой мечты.
-Какие средства музыкальной выразительности придают звучанию выразительность, динамичность глубину?
(ритм, темп, динамика, гармония, мелодия)
-Соотнесите средства музыкальной выразительности с их определениями.
Работа в тетради.
Средства музыкальной выразительности Определения
Ритм Музыкальная мысль. выраженная одноголосно
Темп Чередование разных по длительности звуков
Мелодия Скорость звучания
Динамика Аккорды, сопровождающие мелодию
Гармония Громкость звучания
Учитель: Вывод:
-Какой бывает музыкальная драматургия?
(статичной, и динамичной)
Д/З: Ответить на вопросы:
1. Чем отличается музыкальная драматургия в пьесах "Старый замок" и "Порыв"?
2. К программной или не программной музыке относятся данные пьесы?
Почему?
В конце урока исполнение песни "Музыка"И.Крутого.
выход из класса под музыку.
Литература.
1. Музыка. 7 класс.:учебник для общеобразовательных учреждений/автор В.В. Алеев, Т.И.Науменко.-М.:Дрофа,2011.
2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.,1985.
3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах.М.:1984.