Выступление на городском методическом объединении учителей физики



«Типология современного урока: методические и организационные аспекты (ФГОС)».

Учитель физики МАОУ-СОШ№4
Бибик Елена Александровна
2015-2016 учебный год
Г.Армавир
Типология уроков по ФГОС.
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).
2. Урок отработки умений и рефлексии.
3. Урок творчества (урок – исследование).
4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).
5. Уроки развивающего контроля.
На уроке «открытия» нового знания (ОНЗ) учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением.
На уроках отработки умений и рефлексии ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.
1. Урок открытия нового знания
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель: построить проект выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.
8. Включение в систему знаний повторение.
Цель:
- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
9. Рефлексия УД на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
2.Урок отработки умений и рефлексии
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.Основной целью является выработка внутренней готовности к коррекционной деятельности.
Для этого требуется:-создать условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»);- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
-установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («могу»).
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.Основной целью является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.5. Этап реализации построенного проекта.Основная цель — осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Основная цель — индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха.
8. Этап включения в систему знаний и повторения9. Этап рефлексии деятельности на уроке.Основной целью является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
3.Урок творчества (урок – исследования)
Структура урока-исследования может быть следующей:
I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
б) постановка проблемы исследования;
2.2. Определите темы исследования.
2.3. Формулирование цели исследования.
2.4. Выдвижение гипотезы.
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
2.6. Составление плана исследования.
2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
III. Оценочно-рефлексивный этап
3.1. Интерпретация полученных данных.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.
Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу.
4.Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности) Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
организационного,
постановки цели,
оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,
подведения итогов и формулирования выводов,
определения и разъяснения домашнего задания.
На уроке построения системы знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников.
Урок построения системы знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности.
5.Урок развивающего контроля.
На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
Можно ограничиться лишь одним уроком, включающим в себя первый этап в полном объеме: написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание. Второй этап - в неполном виде – рефлексивный анализ выполненной контрольной работы.
организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
«Дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учиться.» В.В. Путин