Выступление на городском методическом объединении учителей математики


Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется все от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов!
Сегодня требуются высококвалифицированные, коммуникабельные, толерантные специалисты, отвечающие широкому спектру задач современного общества. Важнейшая задача математического образования направлена на развитие личности в современных условиях и на умение видеть математические закономерности в повседневной жизни. Поэтому одной из главных задач образования становится внедрение компетентностного подхода, целью которого является формирование эффективного компетентностного специалиста высокого профессионального уровня.
Итак, тема моего вступления- «Реализация компетентностного подхода в преподавании математики при реализации ФГОС».
Отмечу такие понятия как компетенция и компетентность:
Компетенция- совокупность взаимосвязанных качеств личности, которые требуются для функционирования в определенной области.
Компетентность- Владение человеком соответствующей компетенцией, включающее личностное отношения к ней и к предмету деятельности.
Через трактовки этих понятий и их соотношение можно сказать, что Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Существуют задачи и принципы компетентностного подхода, виды компетенций. Рассказывать вам о них я не буду, с этим вы уже знакомы, а перейду к своей педагогической деятельности.
Как вы знаете, чтобы быть успешным, нужно меняться, совершенствоваться!!! При прохождении курсов повышения квалификации, я познакомилась с технологией Хазанкина. Называется она- «Технология обучения математике на основе решения задач» и включает следующие методы:
1 Метод, основанный на умениях, сформированных после изучения темы
2 Метод исключения и дополнения
3 Комбинированный метод.
Расскажу Вам о методе исключения и дополнения, которым пользуюсь сама. Для реализации этого метода обращаемся к задачам из учебника. Читаем первую задачу - она кандидат в систему ключевых задач. Переходим к следующей задаче. Здесь возможно несколько вариантов:
1 Она аналогична первой, значит исключаем ее;
2 Она отличается от первой и не включает первую, в этом случае дополняем систему;
3 Вторая задача отличается от первой, но не включает в себя первую, следовательно первую исключаем.
Данная процедура повторяется. Если проделать это со всеми задачами, остается 5-7 ключевых задач. Теперь учителю следует задать себе вопрос: «Достаточно ли моим ученикам уметь решать только эти задачи?». Если да, то процедура исключения окончена, если же нет, то выбор продолжается из дополнительных источников.
Приведу свой пример ключевых задач по теме «Линейная функция и ее график» (слайд)
Удалось найти еще несколько способов, позволяющих преодолеть затруднения, например: В 7 классе дети затруднялись складывать и вычитать многочлены, а вычисление в столбик им понравилось! (слайд);
В 6 классе дети затруднялись при умножении и делении обыкновенных дробей: раздала вот такую памятку (слайд)
Очень радует, что они вклеили в дневники и пользуются ею сегодня.
К сожалению, опыт у меня небольшой. Буду признательна Вам за совет, замечания и любую помощь. Спасибо за внимание!!!