Проектный метод – переход к новой педагогической альтернативе.

Проектный метод – переход к новой педагогической альтернативе.

В школах Бурабайского района Акмолинской области в течении нескольких лет учащиеся под руководством учителей предметников разрабатывают проекты. Метод работы над научными проектами помогает получать новые знания через опыт учебного экспериментирования , от запоминания и простого восприятия учебного материала к критическому и творческому осмыслению окружающей действительности; от простого следования инструкции учителя к осознанному познавательному процессу .
В качестве самостоятельной технологии этот метод имеет характеристики.
1. Концептуальность, тоесть опора на стройную систему философских и психолого- педагогических концепции.
2. Системность – то есть целостная последовательность дидактических приемов и операции (этап исполнения исследования определяющий функции ученика и учителя, способы их взаимодействия, критерии и оценки).
3. Воспроизводимость - то есть возможность найти применение на различных этапах обучения с учащимися разных возрастов с материалом различной сложности.
4. Универсальность – то есть метод адаптирования к особенности практически каждого предмета .
5. Активная позиция ученика и реализация принципа «учиться делая» является отличительной особенностью проектной работы.

Свойства проектной работы.
Проект- это цельная работа, ее нельзя не закончить, так как оценивается конечный результат.
Проект – сложная работа, состоящая из разных видов действии: а)составление плана, б) работа с информацией, в) общение с людьми, г) анализ полученных материалов , д) составление рецензии.
Присутствие реальной практической деятельности .
Работа с первичной информацией .
Активное использование элементов игры- игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличивает количество обрабатываемой информации, потому что связь со всем положительным, то было у человека, отсутствие страха неудачи (может быть меньшая или большая неудача), свобода проявления и выбора (ученик сам задает правило и цель , свободно манипулирует информацией).
Центральным принципом совместных действии , является совместная работа учителя и учащихся. Если несколько учителей осуществляют руководство проектной работой, необходимо проведение педсовещании или согласование позиции.
Конечный продукт может быть в вид письменного отчета, статьи , доклада, фильма, презентации, выставки фотографии , рисунков, письменных работ.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию новому типу учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работой, владеющих способами индивидуальной деятельности и готовых к сотрудничеству.
Классификация проектов в зависимости от сроков.
Индивидуальные.
Групповые.
Монопредметные(целесообразно использовать на начальном этапе обучения).
Межпредметные .
Краткосрочные.
Среднесрочные.
Долгосрочные.
Информационные.
Исследовательские.
Творческие .
Проектно- ориентировочные.
Структура исследования и проекта.
Процесс подготовки учебно - исследовательской работы.
Подготовка к проведению научного исследования.
Оформление научно- исследовательской работы.
Проведение научного исследования.
Защита результатов исследования.

Последовательность.
Объект исследования- это то на что направлена исследовательская деятельность, а предмет исследования это часть объекта (его отдельные стороны или аспекты). Предмет исследования определяет и тему исследования. Тема может варьироваться, так как в ходе исследования могут возникнуть изменения, но фамилии детей меняться не могут.
Обоснование актуальности то есть должен быть аспект , который еще не освещался. Есть ли и какая есть литература по данной теме ? – просмотровое чтение литературы.
Формулирование гипотезы: «Если ли то , так как, при условии».
Гипотеза в ходе работы может уточняться .
Формулирование цели и задач исследования.
Цель исследования это конечный результат, которого хотел достичь исследователь в процессе выполнения работы.
Задачи- это дробление цели , то есть задачи – это пути и средства для достижения цели .
Методы исследования: наблюдение, сравнение, изучение теоретических источников, статистические анализ и синтез экспериментов.
Доскональное изучение литературы. Рабочий план или дневник исследования- должна быть полнейшая самостоятельность ученика, но должен быть контроль со стороны учителя.
Оформление исследовательской работы (это может быть доклад).
Желательно чтобы ученик в ходе работы выступал со своим аспектом на уроках .
При любом выступлении нужно уметь привлечь внимание аудитории. Дети всегда боятся вопросов (нужно убедить , что , если задают вопросы, то твоя работа вызвала интерес и уметь ответить: «А мы не освещали эту сторону вопроса, или этому мы уделим вопрос позже»).
Одна из учениц нашей школы под моим руководством защищала проект на тему : «История названия нашего края» и заняла 3 место в районе.
В мае 2014 года ученик 8 класса под руководством учителя музыки и пения Негметжановой Ж.С. защищал проект о положительном влиянии на опорно –двигательную систему игры на казахском национальном инструменте кобызе мальчика с нарушением осанки. Эта работа заинтересовала членов жюри и ученик , работавший над этим проектом решил продолжить свою работу среди 250 представленных проектов его работа заняла 3-е место в районе.

А учитель начальных классов Климова Е.Н. руководила работой над проектом «Участники Великой Отечественной войны», которую проводил Кочуев Ален. Эта работа заняла призовое место .